Старая Москва художника Сергея Коляды. Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Защитникам Отечества посвящается.

Каждый год 23 февраля страна отмечает день воинской славы - День защитника Отечества.

К этому дню галерея Артпанорама приурочила выставку картин художников советского периода «Защитнику Отечества посвящается».

В экспозицию вошли картины художников студии Грекова: Адольфа Евгеньевича Алексеева, Николая Викторовича Денисова, Петра Тарасовича Мальцева, Сергея Георгиевича Антонова, Николая Васильевича Овечкина,  Виктора Константиновича Дмитриевского. Дополнили экспозицию работы мариниста Евгения Александровича Львова, художника Иосифа Михайловича Ильина, Константина Борисовича Назарова , Екатерины Сергеевны Зерновой, Анатолия Михайловича Титова и других.

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Сергей Авксентьевич родился в Москве в 1907 году. Дом, в котором жила его семья, находился в Сокольниках, и он с детства хорошо знал эту окраинную переулочную Москву с небольшими деревянными и каменными домиками. Затем, переехав в другие районы города, узнал и полюбил тихие замоскворецкие, таганские, арбатские улицы и переулки с церквами, как бы собирающими вокруг себя характерные и неповторимые ансамбли. Впечатления детства часто у художников остаются на всю жизнь, но не всегда проявляются в их искусстве в течение всего творческого пути, чаще они возникают уже после многих лет работы, исканий, проб в разных жанрах и видах искусства. Именно так случилось в творческой биографии Коляды. Только в середине 196О-х  Годов детские впечатления о старой Москве снова возникли с необычайной ясностью и остротой. И он стал искать и на- ходить, увы, уже исчезающие улички, здания, дворики, поэзия которых стала ему ближе и дороже.  Но это произошло в то время, когда уже было прожито более пятидесяти лет, когда позади осталось обучение во Вхутемасе-Вхутеине у С. Герасимова, А. Древина, М. Родионова, В. Храковского и Д. Штеренберга, в мастерской которого он писал дипломную работу. Затем были общественная и Организаторская деятельность в Московском областном Союзе художников, участие во многих выставках, работа над портретами, натюрмортами и тематическими картинами. Выполнение заказов на панно, оформление революционных праздников, творческие поездки в колхозы Подмосковья.  Но еще до всего этого состоялась встреча, сыгравшая особую роль в творческом становлении художника, с Николаем Петровичем Крымовым, в частной студии которого Коляда до поступления во Вхутеин учился в 1925 году.  Дело в том, что Н. П. Крымов и в своем творчестве и в педагогической работе утверждал в живописи примат тона. Причем особое значение он придавал способности художника чувствовать общий тон, то есть светосилу и светонасыщенность в пейзаже, и правильно его передавать. Мастер считал, что верно взятый общий тон в работе над пейзажем и над любым другим живописным изображением натуры освобождает художника от слишком подробного рисования деталей, придает картине глубину, помогает правильно размещать предметы в пространстве холста, дает возможность создать истинно реалистическое произведение.  Уроки учителя были навсегда усвоены начинающим художником, хотя в дальнейшем, попав во Вхутеин, он столкнулся с совершенно иным пониманием живописи. Не тон, а цвет, и чаще всего локальный, присущий данному предмету, цвет природный, независимый от разного освещения, объявлялся (особенно в мастерской Д. П. Штеренберга) наиболее важным в живописном изображении мира.   Однако это сочетание двух разных живописных методов принесло Коляде определенную пользу, избавив его от слишком прямого и буквального следования какому-либо из них, ибо сами учителя,и Крымов, и Штеренберг, утверждая на словах  свой принцип как единственный верный, практически во многих своих произведениях приходили к цветотоновому живописному решению.      И когда и 1964 году Коляда смог приступить к работе с натуры над пейзажами старой Москвы, он более всего почувствовал необходимость верно передавать, общий тон картины -силу света и освещенности в пейзаже в момент его изображения, ибо точность передачи в живописи общего тона обычно наиболее убедительно выражает и определенное состояние природы, то, что мы называем настроением  и поэзией пейзажа.  Однако в своих работах Коляда не забывал и о том, что необходимо передать цветовое богатство и декоративную красоту зданий, церквей, улиц старой Москвы.  Эти двойная задача, то есть верная передача светового состояния и в то же время его колористического богатства, цветовой насыщенности, уже с первых картин оказалась не только очень интересной, но и удивительно способствую- щей поэтическому претворению в живописи родных мотивов. Работа над этюдами серии старомосковских пейзажей целиком поглотила художника и продлилась на все последующие почти двадцать лет. Поводом к написанию серии послужила внутренняя духовная потребность, понимаемая как творческий долг,—с наибольшей точностью и правдой запечатлеть облик старой Москвы, преобразующейся новым строительством.  Желание передать поэтическое содержание пейзажей старой_Москвы определило их строго гармоничную, мягкую и композиционно организованную живописную структуру. Пейзажи Коляды скромны по сюжетам и композиции. В них нет нарочито эффектных решений, особо знаменитых н красивых зданий и ансамблей. Наоборот, в большинстве произведений изображены самые простые, порой даже захудалые дворики и улички с одноэтажными или двухэтажными домиками, которые только и ждут своего последнего часа. Художник, изображая портреты улиц, зданий, с особым  вниманием передает их прошлое-свидетельства переделок, пристроек, следы находившихся когда-то рядом домов, оставивших на стенах квадратные пятна былых квартир, остатки каких-то креплений и опор. Эта зримая биография построек придает пейзажам Коляды теплоту н жизненность, как будто мы встречаемся со много пережившими, много видевшими в прошлом существами.  Живописный строй пейзажей серии «Старая Москва» очень свободен, кажется легким, естественным и простым. Внимательно присматриваясь к ним, видишь живой и в то же время строгий рисунок, чувство архитектурных пропорции, умение намеком передать характер дверей, окон, наличников, украшений. Есть среди пейзажей серии и просто портрет отдельных зданий, например. «5-я Рогожская улица (ныне Трудовая), дом № 7. Дом Арбузова» (1978). Дом изображен довольно подробно. Написаны все архитектурные детали фасада. окна и дверь, из которой, может быть, только что вышел человек, стоящий сейчас на углу дома. Вообще присутствие людей ощущаешь, даже когда их нет на пустых улицах. Коляда умеет передать и уличное движение, изображать толпы людей и отдельные фигуры в городском пейзаже. Хочется, к примеру, остановить внимание зрителей на двух работах мастера, а именно на картинах «Во время дождя. Большая Алексеевская улица (ныне Большая Коммунистическая») (1978) и «Мясницкая Улица (ныне улица Кирова), дом № 31» (1975). В первой он написал два, казалось бы, обыденнейших двухэтажных дома — желтый и розоватый, с пустыми темноватыми квадратами окон, с проемом домовой арки и вывеской парикмахерской. Однако автор нашел в них определенный художественный интерес, живо передав историю этих не раз перекрашенных домов с когда-то жилым, а теперь казенным видом. Художник показал эти дома как часть городской улицы с людьми, ожидающими в очереди прихода автобуса, с выбежавшей из дома девочкой и фигуркой парикмахерши в окне. Люди написаны как бы этюдно, бегло, но почти каждый из них, сливаясь с толпой, имеет все же свой особый характерный облик.  Вторая работа —с домами, уходящими в сторону Красных ворот, с автомобилями, заполнившими улицу, и с толпой людей по обеим ее сторонам. Но странное дело, видя всю эту огромную массу двигающихся машин и людей, мы не можем вычленить почти ни одной фигуры или отдельного автомобиля. Тем самым художник как бы передает привычное ощущение городского человека в его движении по улице-каждое мгновение все видеть и ничего из обычного не выделять.  В пейзажах Коляды Написано все как будто бы очень ясно и верно и в то же время запечатлено лишь одно мгновенное состояние. Вот когда видно умение, полученное еще от Крымова, одним прикосновением кисти и вроде бы небрежным мазком изображать предметы, людей, детали пейзажа и движение на улице.  Очень удаются Коляде пейзажи с маленькими уличками‚ старыми домами, сучковатыми деревьями перед ними- пышными летом, сухими зимой и осенью. Не создавая иллюзорной глубины, художник умеет убедительно передать плотный асфальт дороги, уходящей в глубину улиц, кривизну старых переулочков, естественный ритм разноокрашенных домиков, каждый из которых кажется и хорошо знакомым и неожиданно новым.  Во многих пейзажах мажорно звучит красота старых церквей, архитектуру которых художник хорошо чувствует и понимает. Мы безошибочно узнаем даже только по одним главкам или по силуэту и церковь Спаса «на Болванах», и церковь Сергия Радонежского, и много других прекрасных памятников древней архитектуры Москвы, написанных художником в окружении старых кварталов и улиц столицы. Богатство их форм, торжественно-строгая или нарядно-праздничная архитектура трактованы художником так же естественно и просто. как и все другие элементы пейзажа. Все это вместе и создает живописную музыку большой серии картин «Старая Москва» Сергея Авксентьевича Коляды. 

Автор статьи: В. Костин, заслуженный деятель искусств РСФСР  

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены