Каждый год 23 февраля страна отмечает день воинской славы - День защитника Отечества.
К этому дню галерея Артпанорама приурочила выставку картин художников советского периода «Защитнику Отечества посвящается».
В экспозицию вошли картины художников студии Грекова: Адольфа Евгеньевича Алексеева, Николая Викторовича Денисова, Петра Тарасовича Мальцева, Сергея Георгиевича Антонова, Николая Васильевича Овечкина, Виктора Константиновича Дмитриевского. Дополнили экспозицию работы мариниста Евгения Александровича Львова, художника Иосифа Михайловича Ильина, Константина Борисовича Назарова , Екатерины Сергеевны Зерновой, Анатолия Михайловича Титова и других.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
Работа галереи в праздничные дни марта.26 фев,2024
Лекция 27 февраля 2024 г.21 фев,2024
«А ну-ка, девушки!» выставка женского портретаАрхив новостей
Статьи
Выставка произведений Николая Михайловича Ромадина еще раз показала, что работа над пейзажем – большой и серьезный труд. Нередко приходится слышать, что пейзажный жанр имеет второстепенное значение по сравнению с бытовым, историческим и батальными жанрами. Это – устаревшее, в корне, неправильное представление о пейзаже, потому, что ему, как и другим жанрам, присущи идейная направленность, чувство современности и большая сила воздействия на зрителя. Как же иначе объяснить тогда ту большую популярность, которой пользуется пейзаж у посетителей выставок, тот, неослабевающий и все более, возрастающий интерес к нему в наши дни? Художник, наблюдая природу во всем многообразии ее форм и состояний, передает в своих полотнах те чувства и настроения, которые близки и понятны зрителям. Как-то в беседе с музыковедом Б.В. Асафьевым известный композитор А.К. Лядов сказал: «Песни, они из и от природы, но в них чувство человека, а не природа, становящаяся музыкой». Так и пейзаж – он является изображением природы и в то же время выражает человеческие чувства и мысли. В пейзажах Ромадина природа одухотворена. Художник вносит в создаваемые им пейзажи различные настроения: то задумчивое, то мечтательное, то спокойно-сосредоточенное. Одной из характерных черт русской пейзажной живописи является глубокое раздумье перед лицом природы, наделение ее различными оттенками состояний, близкими переживаниям людей. Мир природы многообразен, сложен, и тут необходимо большое умение художника, чтобы отобрать нужное, типичное. Ромадин в своем творчестве продолжает лучшие черты русского классического пейзажа. Интересно отметить, что Ромадин начал, как жанровый живописец и портретист. Им были созданы такие картины, как «Дзержинский в Орловском централе» (1932), «Интервенция (1933), «Вечеринка» (1939), «Портрет Н.М. Чернышова» и другие. Но, уже в конце 1930-х годов художник, увлеченный красотой родной природы, всецело обращается к пейзажу средней полосы России. Началом формирования Ромадина, как пейзажиста можно условно считать 1933 год – время его первой поездки на Волгу в Васильсурск, предпринятой с «благословения» Н.П. Крымова. Великая русская река – колыбель поэтов и художников – покоряла бесконечной ширью своих просторов, величавой красотой берегов, плавным ритмом могучего течения. Она вдохновляла творчество таких художников, как братья Г. и Н. Чернецовы, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Репин. Родившись на Волге в Самаре (ныне Куйбышев) в 1903 году в семье железнодорожника, Ромадин также испытал на себе благотворное влияние волжского пейзажа. Огромное значение для дальнейшего развития творчества Ромадина имела его встреча с М.В. Нестеровым, посетившим в 1940 году персональную выставку молодого художника. Особое внимание М.В. Нестеров обратил на пейзажи Ромадина. Одобрительное отношение большого живописца ободрило и окрылило Ромадина. Он в дальнейшем часто обращался за мудрым советом к М.В. Нестерову, подробно, разбиравшим каждый его этюд. Первыми пейзажами Ромадина были маленькие этюды с натуры, которые явились подготовительным материалом для создания проникновенных, волнующих картин природы. Почти ежегодные поездки на Волгу и неустанная работа над этюдами завершилась созданием пейзажей, написанных в окрестностях Васильсурска, объединенных в серию с волнующим названием: «Волга-русская река» (1944). Появление пейзажей, посвященных Волге, в суровые годы Великой Отечественной войны было вполне закономерно. Пейзаж в это время получил особое значение: в нем художники стремились изобразить красоту и величие нашей Родины, которую советский народ отстаивал в борьбе. Эту важную, патриотическую роль советского пейзажа подметил один из зрителей Всесоюзной художественной выставки 1949 года, написавший в книге отзывов: «Я очень люблю пейзаж своей Родины, особенно сильно это почувствовал, когда прошел с грозой войны по Калининской, Московской, Смоленской областям и по Белоруссии...». Серия «Волга-русская река» состояла из тринадцати небольших пейзажей, простых по избранным мотивам, но содержательных и глубоко лиричных. Среди них: «Село Хмелевка» (1944), широко, раскинувшееся на крутом берегу Волги, «Осень на Волге» (1944) – поэтический рассказ о красоте осени, «Дорога» (1944) с манящей далью. «Последний луч» (1944) – это один из лучших пейзажей этой серии. Едва уловимое, мимолетное состояние природы верно подмечено и удивительно красочно передано художником. Вечер сменяет жаркий день. Густые тени легли на землю, у подножия деревьев горит костер, отражающийся в воде, и только массивные стволы сосен и ветви елей ярко освещены багровыми лучами, заходящего солнца. Чувствуется, как тени растут, движутся к вершинам деревьев, наполняя пейзаж жизнью. Этот переходный момент от света к сумеркам, от зноя к прохладе, от одной тональности к другой представляет собой сложную живописную задачу, которую успешно решает художник. В послевоенные годы Ромадин продолжает работу над волжским пейзажем: «Жигули» (1945) и одновременно с этим совершает ряд поездок по стране (Белое море, Карелия, Ладога). У каждого пейзажиста есть свои излюбленные уголки природы, которые особенно активно пробуждают в нем творческие силы. Восторг перед красотой природы прекрасно передан Ромадиным в его поэтически написанном полотне: «Белая ночь» (1947). Бледное пламя лампы и таинственный блеск ночи освещает террасу и брошенную постель. Сочетание искусственного розовато-золотистого света с бледным голубоватым сиянием луны является основой колористического решения картины, пробуждает поэзию чувств, создает ощущение, волнующей свежести. Из всех времен года весна с наибольшей силой увлекает художника. В числе лучших в его творчестве являются такие произведения, как «Половодье» (1946), «Весна» (1953). В пейзаже: «Весна на Удомле» (1952-1954) художник передает пробуждение природы, первые робкие ростки новой жизни. В пейзаже: «Весенний день» (1955) в нежной зелени деревьев, в ярком голубом небе, в легких облаках передано радостное торжество весны. Лучшее, что создано Ромадиным, – это пейзажи среднерусской полосы. В них художник показывает особую красоту полей, березовых рощ, спокойных рек – все, что составляет очарование природы России. Простота композиционного построения, тонкие колористические приемы дают художнику возможность раскрыть образ природы. Основным в творчестве Ромадина является работа над небольшими этюдами с натуры. В лице Ромадина мы имеем художника, работающего над созданием своеобразной формы пейзажа, в котором непосредственность и свежесть этюда сочетается с композиционной построенностью картины. В основе создания такого произведения обязательно должен лежать определенный замысел, который имеет столь же большое значение при работе над пейзажем, как и при создании жанровой, или исторической картины. Об этом все еще приходится говорить, т.к. слишком большое распространение получил взгляд на зарождение пейзажного образа, как на дело случая, удачи: увидел художник красивый, выразительный мотив и изобразил его, а содержание и образ будто бы придут сами собой. В работах Ромадина, конечно, нет той широты обобщения и значительности образа, которые характерны для пейзажа картины, как высшей формы пейзажа. У Ромадина больше камерности и интимности. Лиричность, какая-то удивительная напевность в трактовке природы свойственны творчеству Ромадина. Его небольшие пейзажи можно сравнить с лирическими стихотворениями, посвященными русской природы. И, несомненно прав К. Паустовский, сравнивая пейзажи художника с поэтическими стихами С. Есенина о русской природе. В пейзажах Ромадина есть и красота белой березы, заглядевшейся в «розовую водь», и прелесть наступления весны, и грусть осени. Наряду с любовным отношением к природе Ромадину свойственно оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение. Недавно Ромадин побывал в ОАР. Оттуда он привез интересные этюды и наброски, среди них «Набережная в Луксоре», «Голубой Нил», «Александрия». Художник много путешествует и по родной стране, он открывает дотоле не известные зрителю нетронутые уголки природы, находящие отображение в многочисленных этюдах, которые привозятся из каждой поездки. Ромадин продолжает работать много и плодотворно. Но, вместе с тем, хотелось бы пожелать художнику большей смелости в поисках новых образных решений. Нельзя не отметить, что в некоторых работах, созданных за последнее время, появляется однообразие. Кроме того, художник исключительно обращается к традиционным мотивам природы, не дающим возможности почувствовать то новое, что вошло в жизнь нашей страны. Выбор мотива для пейзажиста играет существенную роль. Как правило, он обусловлен социальными и культурными требованиями эпохи. Мы ценим проникновенное лирическое искусство Ромадина, но мы вправе ждать от него новых работ, в которых были бы отражены коренные изменения, происшедшие на просторах нашей страны, из года в год, меняющей свое лицо. Хотелось бы, чтобы эти работы говорили о новом, современном видении природы, о новом отношении к ней, и активно воспитывали в этом плане зрителей. Мы уверены, что такой большой художник, как Ромадин, не остановится на достигнутом и что основой его творческой программы станут его же собственные слова: «... очень хочется, как можно полнее отобразить всю ширь и многообразие нашей чудесной Родины, над которой никогда не заходит солнце».
Автор статьи Ю. Осмоловский
Материал взят из публикации: Осмоловский Ю. Мастер лирического пейзажа // Искусство. – 1959. – №10. – С. 34-38.