1 и 9 мая салон Артпанорама не работает22 апр, 2022
24 апреля салон Артпанорама не работает31 мар, 2022
Виды Москвы. Выставка из собрания АртПанорамы.Архив новостей
Статьи
Представить на суд зрителей результаты своего труда за многие годы, фактически за всю свою творческую жизнь – трудное и ответственное для живописца испытание, и вместе с тем большая радость. Именно таким радостным испытанием для Николая Михайловича Ромадина стала выставка его произведений, состоявшаяся в мае 1978 года в залах Академии художеств. Сопоставляя произведения Ромадина разных десятилетий, зритель убеждается, что перед ним большой художник, прошедший сложный и насыщенный творческий путь, на котором он достиг высот художественного постижения родной природы. Николай Михайлович Ромадин родился 19 мая 1903 года на Волге, в Самаре, в семье железнодорожника. Рисовать он начал в детстве, и страсть к искусству привела его в самарский художественный техникум, а затем во ВХУТЕМАС в Москве (1923-1929). Обучаясь рисунку у профессора А. Щербиновского, занимаясь живописью под руководством Р. Фалька, Ромадин, как и его сокурсники – Г. Нисский, С. Чуйков и другие, – включается в бурный процесс творческих поисков, охвативших московскую художественную молодежь в борьбе за утверждение принципов советского реалистического искусства. Первыми картинами, которыми молодой Ромадин обратил на себя внимание, были полотна на историко-революционную тему – «Дзержинский в Орловском централе» (1932), «Интервенция» (1933), «Прифронтовой ревком» (1934-1935). Значительную роль в становлении творческой личности художника сыграло изучение им классического наследия прошлого, живописи старых мастеров – А. Венецианова, А. Иванова, П. Федотова, Ф. Васильева. Постигая особенности их индивидуальных творческих методов и технологию живописного мастерства, он в то же время искал свой собственный путь в искусстве. 1930-е годы для Ромадина – это время формирования его художественного мировоззрения. Он пробует свои силы в различных жанрах – портрете и тематической композиции, но «находит себя» в пейзаже, который отныне становится главным в его творчестве. Избрав своим основным учителем природу и последовательно, сохраняя в произведениях верность жизненной правде, Ромадин стремится наполнить, создаваемые им образы глубоким лирическим чувством, передать поэтические ощущения от наблюденного. Уже первые романтические пейзажи, свежие и непосредственные, овеянные тонкой поэзией, обнаруживают зрелое живописное мастерство художника, позволяющее ему свободно и убедительно воплощать на полотне свои художнические открытия. Огромное значение для творчества живописца имели знакомство и дружба с М.В. Нестеровым, от которого пришло к нему умение благоговейно и нежно сливаться с природой, учиться у нее. Ромадин создал свое собственное направление в рамках этого жанра со своими излюбленными мотивами, своим эмоциональным настроем, исполненным романтической мечтательности, какой-то трогательной и трепетной любви к родной русской земле. Это горячая любовь к Родине – главная черта ромадинского искусства, ею проникнуты и скромные этюды, и большие картины, тяготеющие к обобщенным эпическим образам. Завоевав известность, как мастер лирического пейзажа серией картин: «Волга-русская река» (1944), за которую он был удостоен Государственной премии СССР, художник все свое последующее творчество посвятил образу Родину. Во второй половине 1940-х годов Ромадин создает свои лучшие произведения: «Керженец» (1946), «Волхов», «Белая ночь» (1947) и др. В тонких световых и цветовых отношениях, с большой, впечатляющей силой выражены здесь томительная красота белых ночей, тишина северной природы, ликующая радость зеленого лета. Влюбленность Ромадина в природу ведет художника по пути раскрытия все новых и новых ее граней. Цикл картин: «Времена года» (1953) знаменует обращение художника к синтетическому обобщенному пейзажу. Сложные искания, предшествующих лет, связанные с раскрытием лирической неповторимости состояния природы, подводят его к созданию образов эпических. Особенно пейзажного творчества Ромадина в том, что, казалось бы, самые субъективные наблюдения приобретают в его полотнах объективный, общезначимый, естественный характер. Вместе с тем в созданных им образах жизни природы не ограничивается объективной верностью натуре, а выступает под покровом своеобразной поэтической тайны, вызывает у зрителя ощущение прикосновения к чему-то глубоко сокровенному. Это свойство ярко проявилось в романтически-сказочной линии ромадинского творчества. Мы ощущаем его в картине: «Вид на зал Рембрандта в Эрмитаже» (1955), воспринимаемой, как образ снежной сказки. Свою любовь к красоте родной земли, к красочности и мощи ее лесов и рек художник выразил в серии пейзажей: «Русские мелодии» (1957), «Лето», «В родных местах Есенина», «Розовый вечер», «У сельсовета» и другие столь разные по характеру пейзажи, входящие в эту серию, объединены единой лирической темой. Умение уловить переходные состояния природы, влюбленность в перламутровые и темно-голубые цветовые сочетания отразились в есенинском цикле, в который входят картины: «В родных местах Есенина» (1957), «Детство Есенина» (1959), «Есенинский вечер» (1964), «О красном вечере задумалась дорога» (1972) и «Есенинская Русь» (1976-1978). В ромадинском творчестве тема С. Есенина не случайна, художника роднит с поэтом не только горячая любовь к Родине, но и сам характер восприятия родной природы. Огненное кружево ветвей, отраженное в темно-бирюзовой воде, угасание вечернего леса в «Есенинском вечере» выражают тревожное душевное состояние, глубоко, взволнованное отношение к действительности. «Есенинская Русь» с ее малиновыми сполохами неба и темными провалами зелени наполнена трагической напряженностью. Драматизм человеческих переживаний особенно отчетливо ощущается в тематических картинах и интерьерах Ромадина. Страстной мыслью и сосредоточенностью чувств пронизан, напряженный по тону: «Красный интерьер» (1958). В картине: «Художник Федотов» (первый и второй варианты) и в более позднем произведении «Гоголь» (1976) отразились размышления Ромадина о сущности творческого процесса, истоках вдохновения. Эмоциональный строй этих полотен приобретает особый оттенок благодаря многогранности образов. В «Северном интерьере» (1963) обаятельность домашнего уюта подчеркнута колористическим строем, сочетанием золотисто-розовых и холодных синих тонов. Более поздний «Северный интерьер» (1966) насыщен иным настроением – таинственным и фантастическим. Может быть, именно в северных интерьерах Ромадину удалось наиболее полно выразить свое восприятие мира, свои размышления художника-философа, передать разнообразие и сложность эмоций и мыслей, составляющих духовное богатство человека. В пейзажах второй половины 1960-х годов художник продолжает воплощать свой эстетический идеал, свое понимание совершенной художественной формы. Целые серии пейзажей, то серебристо-перламутровых, то слегка золотистых, притягивают своей глубокой одухотворенностью. Почувствовать в одном мгновении величие мира, с нежной внимательностью любоваться каждым самым малым проявлением его жизни и глубоко, трепетно любить необъятность природы – вот в чем видит художник призвание истинного пейзажиста. К картинам такого плана относится: «Рябина в снегу» (1969), написанная легкими, небольшими мазками в жемчужно-розоватой гамме. Точный и тонкий рисунок веток, светящийся красный тон ягод рябины, припорошенных снегом, – все создает образ, свидетельствующий о способности художника увидеть за конкретным явлением нечто всеобщее. «Мир велик: не только один день, даже один час не похож на другой». Именно такое отношение к природе отличает пейзажи Ромадина. Пламенеющие в лучах, заходящего солнца стволы сосен, которые постепенно погружаются в вечернюю мглу, – этот мотив дорог сердцу художника. И, каждый раз, претворенный по-новому, он несет богатство и неповторимость оттенков человеческого переживания. В первой половине 1970-х годов творчество художника характеризует несколько основных направлений. С одной стороны, не угасает любовь Ромадина к скромной, неяркой и столь близкой ему природе средней полосы России («Утро на озерке Донском. Баня», «Волга», «Тихий вечер. Донское» и др.). Художник вновь и вновь возвращается к полюбившимся мотивам, стремясь к более точной передаче тональных отношений, нюансов свето-воздушной среды, эмоциональной атмосферы пейзажа. В то же время его по-прежнему волнуют сложные проблемы личности художника, и этой теме он посвящает картину: «Александр Иванов» (1970-1978). Стремление к обобщенному пейзажу-картине воплотилось в полотне: «Воспоминание о Венецианове» (1977-1978), где поэтический образ русской земли, воссозданный живописцами-классиками, получает новое современное звучание. Особое место в эти годы занимают пейзажи, созданные во время поездки Ромадина в Японию (1976). «Ветка сакуры», «Тихий океан. Саппоро», «Горный поток. Хоккайдо» и другие написаны с большим живописным мастерством, трепетным, словно, мерцающим мазком. В творчестве Ромадина есть несколько серий, посвященных поездкам в Египет (1957), Италию (1961). Эти картины экзотической природы отражают своеобразие увиденного, но в то же время объединены чисто ромадинским ощущением пейзажного образа. Однако. Общение с иноземными красотами лишь углубляет и обостряет восприятие русского, национального пейзажа, которому мастер отдает все силы. Благородной задаче приобщения людей к пониманию красоты родного края служит художник своим искусством, близким и понятным сердцу человека.
Автор статьи О. Рожнова
Материал взят из публикации: Рожнова О. Мастер пейзажа // Художник. – 1979. – №7. – С. 10-14.