В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).
В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:
Приглашаем посетить выставку!
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
Статьи
За свою жизнь мне довелось побывать во многих странах, посетить художественные музеи Парижа, Милана, Лондона, Вашингтона, Вены, Амстердама, Мадрида, других столичных и провинциальных городов мира. Некоторые музейные собрания поражали своим великолепием и разнообразием, другие оставляли равнодушным, какие-то совсем не нравились. Но, всегда мне казалось несколько странным то, что ни одна из экспозиций зарубежных музеев не отдает предпочтение пейзажной живописи. Казалось бы, художники из века в век изображаю мир вокруг себя, пытаясь выразить свое настроение, найти созвучие своим чувствам, переживаниям, лирическим и философским размышлениям. Берега водоемов и даль морских просторов, городские площади и сельские улицы, лесные чащи и обработанные поля, – все это запечатлено на десятках тысяч холстов, фресок, акварелей, рисунков и гравюр. Узнаваемую местность и ирреальные картины неземной природы, бытовые сцены на фоне реального ландшафта и идеальные представления художников о том, что должно сопутствовать человеку на земле, – все это можно увидеть в исполнении и великих мастеров, и простых работников художественных артелей. Итальянцы, голландцы, немцы, англичане, французы, – все оставили после себя работы в жанре пейзажа. Художники эпохи Возрождения и представители романтизма, художники-реалисты и модернисты – никто не обошелся без пейзажной живописи, вершин совершенства в которой достигли импрессионисты. И, тем не менее, музея пейзажа за рубежом нет. Почему? Ответ на этот вопрос, как мне кажется, заключается в том, что ни в одной из стран, кроме России, пейзажная живопись не превратилась в материальное воплощение «души народа», оставшись в основном мерилом индивидуального мастерства художника. Только русская школа пейзажа достигла высот уникального, самобытного явления в мировой живописи и даже в мировой культуре. Явления, достойного не только восхищения, но и изучения. А, значит, и отдельных музейных фондов, и экспозиций. Наиболее яркий период в развитии русской пейзажной живописи начался во второй половине XIX века, когда пейзаж избавился от условностей классицизма и помпезности академизма, вобрал в себя лучшие черты романтизма и реализма, обогатился идеологией и приемами импрессионизма. Родившийся тогда сплав новаторства и традиций проявился в полотнах А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи, И.И. Ендогурова, В.Д. Поленова, Н.Н. Дубовского, И.И. Левитана, П.И. Петровичева и других выдающихся художников, творивших в то время в России. Благодаря соединению эпического и лирического, а также чисто русскому выражению бескорыстной любви к Отечеству через любовь к окружающей природе пейзажная живопись в этот период стала символом нравственной чистоты, душевного благородства и духовной силы человека, который с гордостью говорил своими произведениями: «Россия – Родина моя». Эта заложенная в основу русской пейзажной живописи любовь к своей необъятной и бесконечно красивой стране была воспринята и развита пейзажистами начала XX века: К.А. Коровиным, А.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, А.А. Рыловым, В.Н. Бакшеевым, И.Э. Грабарем, В.К. Бялыницким-Бируля, К.Ф. Юоном, М.С. Сарьяном и другими мастерами, среди которых достойное место занимает М.А. Волошин. Особая эпоха пейзажной живописи в России связана с советским периодом развития страны, когда в полный голос заявило о себе новое направление в искусстве – социалистический реализм. Советские пейзажисты А.В. Куприн, С.В. Герасимов, А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, В.В. Мешков, Б.Н. Яковлев, Г.Г. Нисский, Б.Н. Безикович и многие другие не только продолжали писать привычные картины родной природы в средней полосе России, на Украине и в Крыму. Они резко расширили географию отечественной пейзажа, включив в него и ледяные торосы Крайнего Севера, и стремнины сибирских рек, и горные пики Киргизии, и прибалтийские дюны. Этим поколением художников были созданы типы пейзажей, отвечавшие своего времени: пейзаж индустриальный и пейзаж монументальный, которые несли мощный заряд созидательной, жизнеутверждающей энергии и были проникнуты социальным оптимизмом. В постсоветское время русский реалистический пейзаж не исчез. Как не исчезла и питающая его любовь к Родине. Загадочная душа России, как и раньше, отражается и раскрывается в пейзажной живописи. Это доказывают работы многих современных пейзажистов, в т.ч. Т.И. Земцовой, П.А. Безрукова, Ю.А. Константинова и других. Коллекция произведений русской живописи и графики собиралась мной не одно десятилетие. В ее рождении участвовали искусствоведы и музейные работники. Мысль о создании галереи, основу экспозиции, которой, составит эта коллекция, возникла у меня довольно давно, вместе с ощущением, что сближение в пространстве нескольких незаурядных произведений русской пейзажной живописи дает какое-то необъяснимое повышение потенциала духовности рядом с ними. Со временем появилась возможность эту мысль реализовать, и Центральный выставочный комплекс: «Экспоцентр» обрел свою галерею – первую в организациях такого рода. При этом аргументом в пользу несколько необычного расположения художественной галереи послужил тот факт, что пейзажи русских художников-реалистов мирового уровня фактически представляет собой действенную форму международной пропаганды достижений нашей страны. А, именно такая пропаганда конкурентоспособной российской продукции является сегодня важной задачей: «Экспоцентра». Что касается отечественных экспонентов и посетителей выставочного комплекса на Красной Пресне, то они в картинной галерее русского пейзажа найдут прекрасные условия для отдыха от деловой суеты и приобщения к отечественному искусству. Коллекция картин, гравюр и рисунков, представленная в галерее, в значительной мере отражает мои предпочтения в русской, советской и российской реалистической пейзажной живописи, которая, конечно, далеко не однородна и не однозначна. Поэтому, в галерее можно увидеть целый ряд работ любимых мной И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, М.А. Волошина, а приобретенные мной серии работ Б.Н. Безиковича и А.П. Романова позволяют составить практически полное впечатление о творчестве этих незаурядных пейзажистов. О художниках, произведения, которых, составляют основу коллекции, подготовлены оригинальные литературные материалы, к которым можно обратиться при желании узнать больше о жизни и творчестве особо, чтимых, мной мастеров. Кроме того, готовятся изобразительные и литературные комментарии к собирательным портретам пейзажистов, работавших в России в конце XIX века, в первой четверти XX века, в советскую эпоху и в конце XX – начале XXI века. Первое издание сопроводительных материалов такого рода посвящено Максимилиану Александровичу Волошину, десять акварелей, которого, выставлены в галерее. Помимо акварелей и стихотворений Волошина, воспевающих природу юго-восточного Крыма, эта книга содержит воспоминания и письма современников М.А. Волошина, его прижизненные портреты. Большую помощь в подборке иллюстративного материала для данного сборника и восстановлении хронологии памятных событий в жизни выдающегося поэта, художника, критика и философа оказал Дом-музей М.А. Волошина в Коктебеле, возглавляемый Н.М. Мирошниченко. Конечно, не все, что написано о Волошине его друзьями и недругами, знакомыми и родственниками, нашло отражение в нашей книге. Собрать все литературные и изобразительные свидетельства о ее многогранном герое и не предполагалось. Даже аннотированный список всех представителей мира искусства и научной сферы, общавшихся с М.А. Волошиным, составить весьма затруднительно. Ведь, если бы можно было трансформировать современный индекс цитирования научных статей, характеризующий продуктивность ученого, в какой-нибудь «индекс общения», который показывает интенсивность интеллектуальных взаимодействий, обогащающих творческого человека, то по этому показателю Макс Волошин, скорее всего, был бы в числе мировых лидеров. Данная книга, свидетельствующая только о некоторых гранях таланта Волошина-художника и Волошина-поэта, содержит упоминания о более, чем трехстах известных людях, находившихся в орбите влияния этого неординарного человека. Из них пятидесяти двум персоналиям предоставлено право «слова». Но, первое, и, без сомнения, наиболее весомое «слово» в этой книге осталось за Максимилианом Александровичем, его стихами, прозой и акварелями. Надеюсь, что он будет услышан, увиден и понят.
Автор статьи В.Л. Малькевич
Материал взят из издания: В Галерее Малькевича. М.А. Волошин. Жизнь и творчество / Сост. Е.А. Юдина. М.: «Общество сохранения литературного наследия», 2012. С. 8-12.