1 и 9 мая салон Артпанорама не работает22 апр, 2022
24 апреля салон Артпанорама не работает31 мар, 2022
Виды Москвы. Выставка из собрания АртПанорамы.Архив новостей
Статьи
Живописью Волошин начал заниматься поздно, когда он уже приобрел широкую известность, как поэт и художественный критик. В 1902 году, в Париже, побуждаемый талантливой русской художницей Елизаветой Сергеевной Кругликовой, Волошин стал пробовать свои силы в изобразительном искусстве. Он брал уроки в студии Коларосси, делал беглые зарисовки с натуры в духе рисунков Стейнлена, особенно многому научился, работая в парижской студии Дж. Уистлера. Когда, после долгого перерыва, Волошин привез в Ленинград свои акварели и показал их А.Я. Головину и Э.Ф. Голлербаху, оба они были поражены. «Для меня, – говорил Головин, – было открытием, что Волошин превратился в настоящего художника... Мы рассматривали без конца эти пейзажи, представляющие собой различные вариации природы восточного Крыма, и дивились их изяществу и тонкости... в них есть изумительное разнообразие оттенков. А.Н. Бенуа писал о Волошине, как о художнике: «Мало, кто знает, сколько времени он посвящал живописи и что эти его работы имеют настоящее художественное значение... в них пленительная легкость сочеталась с отличным знанием природы». Акварельное мастерство работ Волошина совершенно оригинально и, вместе с тем, традиционно в лучшем смысле слова. В постижении тонкостей колорита и акварельного искусства Волошину, кроме Уистлера и японских мастеров Хокусаи и Утамаро (работы, которых, он изучал в Парижской Национальной библиотеке) много дало творчество русских художников реалистов, оценивших в то время акварель, как самостоятельный вид искусства: Сурикова, Серова, Левитана, Бенуа, Остроумовой-Лебедевой. Хотя, в своей поэзии Волошин сблизился с русскими символистами, но по масштабам своих творческих исканий, накопленным жизненным наблюдениям, тесным связям с мастерами реалистической живописи, самостоятельности суждений деятельность Волошина никак не укладывается в рамки «символизма». Волошин слишком крепко любил плоть земли, ценил роль живых впечатлений в силу человеческого разума для творчества, чтобы исповедовать туманную отвлеченность и погружение художника в иррациональность и поиски мистической потусторонности. «Реализм – это вечный корень искусства, который берт свои соки из чернозема жизни» – говорил Волошин. В творчестве Волошина на редкость гармонично слились дарование поэта, живописца и ученого исследователя. Высоко ценя личные впечатления от восприятия природы, Волошин считал столь же важным и ее изучение. Он обладал обширными знаниями в геологии, географии, ботанике, астрономии, археологии. Но и личное восприятие и научное постижение были для него не самоцелью, а необходимой основой для поэтического претворения, для творчества. В том, как Волошин сформулировал свое кредо видно отличие его устремлений от эстетики символизма: «Все видеть, все понять, все знать, все пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами. Пройти по всей земле горящими ступнями. Все воспринять и снова воплотить». Коктебель / в переводе – страна голубых скал / приобрел в творчестве Волошина совершенно особое значение. Именно здесь Волошин находит себя, как художник и именно Коктебель дал художнику возможность того прочтения природы, которое сам Волошин назвал: «Исторический пейзаж». Природа Крыма, щедрая на западной части полуострова, называемой Киммерией, где преобладают пустынные берега, степи и обглоданные морем костяки вулканов. Здесь голые скалы и скупо, поросшие желтой, выгоревшей травой серовато-глинистые склоны сохранили свой мощный первозданный рельеф. В волошинских акварелях скалы, небо, море – это не просто пейзажи Крыма, а, как бы часть лика нашей планеты, указывающая на ее связь с космосом, с процессами образования земной коры, с первыми шагами человеческого рода и с последующими наслоениями древнейших цивилизаций. Эти пейзажи создали «новые разбеги для мечты и для догадки», они не только обладают своеобразной красотой суровых форм и тонкостью оттенков колорита, но ведут мысль в глубину древних исторических эпох, напоминают о связи культур и поколений, говорят о скифах и русских, о татарах и генуэзцах, об античной Греции, о Риме и Византии и дальше, ведут к еще более отдаленным временам, к тем геологическим процессам, которые создали: «Киммерии печальную область». Волошин, как живописец и как поэт умел слушать в пейзажах Киммерии эту музыку истории, живо ощущал связи древних цивилизаций даже там, где перед его глазами были пустынные пейзажи... Искусство Волошина прекрасно. Оно помогает нам увидеть, почувствовать и полюбить ту своеобразную поэзию пейзажей Киммерии, которую утонченно-зорким глазом художника открыл Волошин и волшебной силой искусства сделал нашим достоянием.
Автор статьи В. Кеменов
Материал взят из издания: Пейзажи Максимилиана Волошина [Текст]: Репродукции / [Вступ. статья В. С. Кеменова]. Л.: Художник РСФСР, 1970 19 с.