Частное собрание Артпанорама продолжает знакомить посетителей со своей коллекцией.
Сегодня на выставке можно увидеть работы советских академиков Аркадия Пластова, Николая Ромадина, Татьяны Яблонской, одного из основателей объединения «Бубновый Валет» Петра Кончаловского, народного художника СССР Владимира Игошева, серию московских городских пейзажей 1950-1970-х годов, а также жанровые картины советского периода.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
Советское искусство из собрания Артпанорама24 июл, 2023
Картинки с выставки. Элий Белютин в Артефакте.25 июн, 2023
Выставка работ Элия БелютинаАрхив новостей
Статьи
Немногие художники обращались к этой теме. Известны лишь две-три гравюры А. Мищенко, автора многочисленных произведений, посвященных исторической и литературной Москве, и рисунки В. Вакидина, иллюстрировавшего романы писателя. Художников и поэтов увлекает Петербург Достоевского – город, где разыгрывались трагедии его великих романов. А, между тем «самый петербургский из всех петербургских писателей» Достоевский – москвич по рождению, никогда не забывал города своего детства и отрочества и был связан с ним до конца жизни. Здесь жили близкие и дорогие ему люди, здесь появилось первое собрание его сочинений, и впервые увидели свет, известные всему миру романы: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Многое из увиденного и пережитого им в Москве нашло отражение в его произведениях. По свидетельству А.Г. Достоевской, великий писатель «всегда так, любивший Москву, но по сложившимся обстоятельствам, к своему искреннему сожалению, принужденный жить в других местах», хорошо ее знал, любил ее показывать и рассказывать о ней. К воспоминаниям о Москве, «далекой родине», он переносился и в петербургские дни, и в годы суровой каторги: «Я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства», – говорил он в конце жизни. Появившись в столице после многих лет отсутствия, он с удовольствием разъезжал по московским улицам. «... Мне весело было припомнить нашу старину, наше детство», – рассказывал он младшему брату. В акварелях Ключевской появились такие московские уголки, связанные с жизнью Достоевского, которые никто из художников не изображал, и предстали они в таком воплощении, которое невольно вызывает в воображении Москву эпохи Достоевского. Туманность осеннего неба, прозрачный сумрак, обволакивающий тихие московские переулки, – таков в акварелях Ключевской городской пейзаж в тональности, близкой Достоевскому. Уже в ранних произведениях писателя – поэта города, любившего всматриваться в тайны архитектурных линий, – наметился, характерный для его романов пейзаж с туманом и мраком, дымной «морозно-мутной далью», «контурами загадочного, складывающегося в воздухе» города-призрака. В акварелях Ключевской предстают именно типично московские уголки, а не роковой Петербург Достоевского с его «черным», будто, залитым тушью куполом неба», и «туманной перспективой улиц». И исполнены они в такой цветовой манере, которая невольно приводит на память строки Н.В. Гоголя, не раз, повторяющиеся Достоевским: «Дым, туман, струна звенит в тумане». Найденная художником мягкая светотень и отсутствие насыщенности цвета, близки к тому «пригасанию света» в природе, которое так любил в своих романах писатель. Московские пейзажи Ключевской, как и у Достоевского, не оторваны от человека. Фигурки людей едва обозначены, это скорее тени прохожих, но они вызывают в памяти блуждание героев Достоевского в городских сумерках и в то же время передают ритм современной городской жизни – быстрый, деловой на центральных улицах, задумчивый в тупиках старых переулков, погруженных в тишину. Некоторые места Москвы, связанные с Достоевским, которые художница успела зарисовать, уже исчезли. Нет, например, уголка Старой Божедомки (ныне улица Дурова). И зарисовки Ключевской улиц, где рядом с церквами и домами прошлого столетия возвышаются новые здания, являются для нашего времени ценными документами. Проникнутые лиризмом и поэтичностью художественного видения, они дороги своей чуткой «памятью места», воскрешают атмосферу Москвы 1930-х годов. Перед нами проходят и бывшая Мариинская больница для бедных, в которой служил врачом отец писателя, и маленькая больничная церковь святых апостолов Петра и Павла (впервые, зарисованная Ключевской), где крестили Достоевского, и крылечко левого флигеля больницы, где находилась квартира семьи писателя. Вот Селезневская улица со старинной каланчой Сущевской пожарной части (и это место впервые было изображено художником). По ней старшие сыновья, Михаил и Федор, ежедневно зимой 1833 года направлялись по утрам в пансион Драшусова, где брали уроки французского языка. А, заинтересовавшую Ключевскую Троицкую церковь братья могли увидеть, отправляясь с Божедомки к Самотеке и идя по кольцевой Садовой мимо Сухаревки на Новую Басманную, где учились в другом пансионе перед отъездом в Петербург. Знакомы им были и здание бывшего Александровского института, мимо, которого, ходили всей семьей на гуляние в Марьину рощу (к нему примыкал обширный больничный сад, где играли дети врачей), и обе Божедомки – улицы, возникшие близ урочища: «Убого дома» при церкви Ивана Воина. На Новой Божедомке (ныне улица Достоевского) жили Достоевские. Обе Божедомки вели к Лазаревскому кладбищу для бедных, за которым надзирали «божедомы». На этом кладбище была похоронена мать писателя. Ее отпевание в церкви, погребение и грустное возвращение всей семьи с кладбища домой долго не забывалось. Достоевскому нравились стихи старшего брата, посвященные этим дням. Уголок Москвы близ Лазаревского кладбища с церковью Трифона Великомученика (также, впервые, изображенной Ключевской) видел Достоевский в дни приезда в Москву, когда посетил могилу матери. А, в здании самого большого в те дни ресторана: «Эрмитаж» московские ученые, писатели и композиторы устраивали обед в честь Достоевского – делегата от петербургских литераторов на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве в июне 1880 года. «Не по-петербургски устраивают, – рассказывал он жене, описывая обед. – Сказано было мне (с вставанием мест) 6 речей...». Это был последний приезд писателя в родной город. Обращаясь к старой, уходящей Москве, Ключевская нашла именно те уголки столицы, которые, непосредственно связаны с жизнью Достоевского. Работа продолжается. Но все, что уже создано художником, представляет большой интерес.
Автор статьи Г. Коган
Материал взят из издания: Елизавета Дмитриевна Ключевская. Москва Достоевского. Акварель. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1981. С. 4-5.