Пейзаж в творчестве Е.И. Востокова Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Пейзаж – это один из любимых народом жанров живописи. И объяснить это можно тем, что окружающая человека природа – вечный и неиссякаемый источник его силы и нравственной чистоты. Не случайно говорят: природа и добро – родные сестры. Смотришь на тот, или иной пейзаж и вдруг узнаешь знакомые с детства места, сердце забьется и так хочется на него смотреть и смотреть... Создание художественного образа природы, в котором бы достигалось единство живой реальности, земли, неба и характерного, неповторимого, трепетного – задача для художника трудная и не менее сложная, чем в любом другом жанре. Она по силам только тому, кто владеет мастерством живописца, любит и понимает природу. Открывая одну из выставок пейзажей художника Евгения Ивановича Востокова, академик Д.А. Шмаринов говорил о том, что русская и советская школа пейзажной живописи имеет свои замечательные традиции, и тот, кто работает в этом жанре, оценивается с ее высоких позиций. Пейзажи Востокова выдерживают этот экзамен. «Скоро весна» (1972), «Березовая роща» (1974), «Снегири» (1974), «Весна. На Истре» (1974), «Разлив на Волге. Усачево» (1976) – не правда ли, в одних лишь названиях живописных полотен уже слышится что-то родное, русское, задушевное. А, когда встретишься с этими работами воочию, то невольно проникаешься светлым настроением, лирической взволнованностью их автора, его влюбленностью в жизнь, родную природу, в ее скромную, целомудренную, нетронутую красоту. Необычность этой встречи заключается и в том, что автор этих работ, человек, посвятивший свою жизнь искусствоведению, истории – военный человек и заслуженный деятель искусств РСФСР. Участник Великой Отечественной войны, армейский политработник, он прошел большой путь по фронтовым дорогам, участвовал в боях на Курской дороге, на Днепре и Висле, в битве за Берлин и в освобождении Праги, был несколько раз ранен. Военная гроза – и лирический пейзаж! В этом кажущемся на первый взгляд противоречии – глубокий смысл поэтического единства. История русского искусства знает немало имен военных по профессии, кто навечно остался в благодарной памяти их соотечественников: Лермонтов, Римский-Корсаков, Верещагин, Ярошенко, Греков и многие другие художники, поэты, композиторы. Суровые будни войны рождали в солдатских сердцах картины мирных дней, вызывали в памяти дорогие образы, оставленных вдалеке близких и друзей, поднимали воинский дух и желание одолеть врага, закончить войну и скорей возвратиться к родным местам. Вот почему фронтовики так горячо встречают картины и этюды Востокова: они затрагивают в сердцах самое дорогое и заветное. В каждом даже небольшом его пейзаже со стожком сена, или синим озерцом всегда угадывается поэтическая душа мастера, сияет неоглядная любовь к Родине. Однажды, в далеком детстве ему подарили краски. Какое это было счастье! Взрослые угадали самое потаенное желание мальчика. Ему хотелось изображать все на свете, но больше всего лес, пруд с будто бы, упавшим в него небом, полузатененные опушки, дожди, облака... Востоков родился в Москве в 1913 году. В тридцатом окончил среднюю художественную школу, затем Студию при Академии художеств. А, спустя три года – Ленинградский университет, искусствоведческое отделение исторического факультета. Вся его дальнейшая биография была связана с преподавательской работой, с исследованиями в области героико-патриотической темы в искусстве. Но, живописи он не бросил. Уроки профессора Академии, руководителя Студии Э.К. Зайденберга не прошли даром. Однажды И.И. Бродский, увидев на выставке этюд Востокова: «Лукошко с грибами» сказал: «А эти грибы вкусные...». Слова известного советского живописца врезались в память автора. Палитра Востокова скромна и полна нежной задумчивости, как бывает скромна тихая задумчивая роща, золотое осеннее поле, неслышная речушка, полная прохладных таинственных теней, с наклонившимися на ней ивами и вязами, как проста русская песня... Такое чистосердечие художника и глубокая преданность избранной теме вызывают уважение, привораживают своей искренностью... Подлинный художник подчиняется внутреннему зову – быть правдивым и добросовестным, отбирать из окружающего только то, что близко его сердцу, что прочувствовано и выстрадано, к чему лежит душа. В моей записной книжке есть высказывание А. Дейнеки о пейзаже. Он говорил: «Природу почему-то называли неодушевленной. Это неверно! Природа всегда жива, разнообразна, полна беспокойства и очарования. Даже один и тот же пейзаж в различное время дня, не говоря уже о временах года, – ранним утром, в полдень, в предвечерних сумерках – всегда нов, свеж, необычен...». Пожалуй, самый обширный цикл пейзажей Востокова – это Подмосковье. В них все четыре времени года и многие дорогие сердцу москвича места – Архангельское, Абрамцево, Поленово, Покровское-Стрешнево, Красково, Снегири, Чехов, Опалиха, Москва-река и маленькая речушка Песчаная. Вот небольшое полотно Востокова: «Скоро весна». В легком вечернем тумане голубые следы от проехавших саней, они уже наполнены первой талой водичкой прозрачно-изумрудного оттенка. По атмосфере, по нежной голубизне теней, по настроению природы – это, несомненно, март, весна света, любимое время художников и поэтов! А, вот на холсте совсем другой мотив: осень, могучие дубы, и – безмолвие. Он полон трогательных воспоминаний о молодом Пушкине. Это Лопасня, пушкинские места, здесь поэт встречался со своей будущей женой Натали Гончаровой. Настроение, навеянное этим скромным этюдом, невольно вызывает в памяти пушкинские строки, посвященные осени. «Летом в Краскове» (1968) – так называется интересный этюд дачного подмосковного местечка. Он очень непрост по своему цветовому строю: все здесь – и сосны, и трава, и кусты, и даже сама дача – в сближенных тонах и оттенках. Но, автор справился с живописной задачей, тонко разобрался в этой сложности. Написанный легкой кистью этюд полон свежести и жизненной достоверности. К таким работам можно отнести также и этюды: «В Опалихе» (1974), «Начало таять. Покровское-Стрешнево» (1977) и другие. Морские пейзажи Востокова написаны несколько в иной манере, они гуще, контрастней, звонче: «Лодки в Сухуми» (1965), «Лодки. Гурзуф» (1968), «Перед штормом» (1977), «На пляже во Фрунзенском» (1975), «Гора Медведь» (1977), «Адолары» (1975), «Рижское взморье» (1967). Глядя на его полотна, невольно вспоминаю и свою юность. Когда я учился в Качинской школе военных летчиков, мне приходилось не раз пролетать над крымскими бухточками, радуясь жизни, любуясь на рассвете аметистовым морем, а вечерами его густым бездонным ультрамарином. В лирических работах Востокова легко угадывается личное отношение автора, глубокая влюбленность в море, в его вечную красоту. Написаны они романтической кистью, все в них полно свежести, жизни, восторга. Следует сказать о способности пейзажиста передать колорит, характерный для ландшафта других, часто очень далеких мест. Она позволила создать интересные серии работ по Болгарии, ГДР, Чехословакии, Италии. С большой любовью написаны этюды: «По ленинским местам» во Франции и Швейцарии. Уже после войны Востоков не раз посещал Берлин, Прагу, Дрезден, где он в 1945 году в качестве работника Политического управления I Украинского фронта принимал участие в спасении бесценных сокровищ Дрезденской галереи. В этом также отразились и гуманизм нашей армии, и служение советского человека искусству, страстным исследователем и пропагандистом, которого, является неутомимый художник и добрый человек Евгений Иванович Востоков.

Автор статьи Иван Рахилло

Материал взят из издания: Заслуженный деятель искусств РСФСР Евгений Иванович Востоков. Живопись. Каталог выставки. М.: Изд-во: «Советский художник», 1978. С. 2-14.    

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены