1 и 9 мая салон Артпанорама не работает22 апр, 2022
24 апреля салон Артпанорама не работает31 мар, 2022
Виды Москвы. Выставка из собрания АртПанорамы.Архив новостей
Статьи
Нет среди советских художников такого, который бы не обращался к изображению природы необъятной нашей страны. В широких вольных просторах ее полей, в зелени лугов, в спокойной глади величавых рек и озер, в уходящих ввысь, покрытых вечными снегами горных вершинах, в раскинувшихся на громадных территориях морях и лесах художники находят источник вдохновения, получают творческие импульсы. Немало и таких художников, для которых, пейзаж сделался основным, определяющим творческую направленность жанром искусства, позволяющим передать и мощное дыхание современности, и высокие патриотические чувства. В этом отношении советские пейзажисты выступают достойными продолжателями великих традиций мировой и, прежде всего, русской пейзажной живописи XIX –начала XX века, традиций, которые вошли в советское искусство с творчеством мастеров старшего поколения, воспитавших многих современных художников. К числу таких художников, беспредельно, преданных, правде жизни, красоте природы, обновляющей и возвышающей человека, принадлежит Евгений Иванович Востоков. В его искусстве пейзаж занимает главное место. В любое время года, в летний зной и зимнюю стужу, но, особенно охотно в ясные весенние дни пробуждения природы и осенью, когда деревья среднерусской полосы одевают свой сказочный недолговечный наряд, художник отправляется на этюды. Ему приходится и много ездить по стране. Он хорошо знает северные и южные районы Родины, Дальний Восток и Среднюю Азию. Побывал Е.И. Востоков и за рубежом: в Италии, Франции, Швейцарии, Болгарии, Германской Демократической Республике, Чехословакии. Во время своих путешествий художник стремится запечатлеть характерные пейзажные мотивы каждой страны – зеленоватые воды венецианских каналов, спокойное течение Сены, синее озеро у подножия высоких гор в Швейцарии, напоминающее пейзажные мотивы позднего Курбе. Ярким южным солнцем пронизаны болгарские этюды Востокова. Глубокими раздумьями отмечены пейзажи, исполненные в ГДР, на реке Шпрее, в тех памятных местах, которые Востоков знал во времена суровых боев Великой Отечественной войны. Но, где бы он ни был, главным источником вдохновения остается природа Родины. Это, прежде всего – Подмосковье с его белоствольными березками, лесными опушками и яркой зеленью заливных лугов. Да еще Черное море, которое, постоянно притягивает к себе художника и которое он не устает писать во всем его блеске, постоянной изменчивости и величии. Е.И. Востоков родился в 1913 году в Москве. Учился в Ленинграде в средней художественной школе и в 1930 году в годичной студии при Академии художеств. Большую пользу принесла ему учеба у профессоров Академии Э.К. Зайденберга и К.Н. Кадникова. После окончания школы он сдавал экзамены одновременно и на живописное отделение Академии художеств, и на музейно-искусствоведческое отделение исторического факультета Ленинградского государственного университета. Выбрал все же университет. Приобретенная специальность, дальнейшая работа, связавшая его с музейным делом, способствовали развитию постоянного интереса не только к теории, но и к практике изобразительного искусства. Художественные способности Востокова и приобретенные в юности навыки в области живописи и рисунка позволили ему правильнее и точнее разбираться в сложных теоретических искусствоведческих проблемах. Как художник, он начал выставлять свои произведения еще в 1933 году, а уже в 1938 году состоялась в Ленинграде его персональная выставка. Уже тогда определилось его тяготение к пейзажу и натюрморту, которым он остался верен на всю жизнь. На всю жизнь сохранилась и приверженность его русскому реалистическому искусству, замечательным мастерам пейзажа – Левитану, Коровину, Остроухову. Великая Отечественная война надолго прервала научную и художническую деятельность Востокова. Всю войну провел он на фронтах, имел несколько ранений. В рядах Советской Армии Востоков остался служить и после победоносного окончания войны, но уже на «культурном фронте», вновь вернувшись к профессии музейного работника. Ему принадлежит ряд научных трудов по вопросам музееведения и изобразительного искусства. В мирные годы к Востокову вновь вернулась страсть к живописи, которая стала его второй профессией. В послевоенных пейзажах художника преобладают образы жизнеутверждающие, оптимистические, исполненные проникновенного лиризма, философских раздумий. Художник, испытавший все тяготы страшной, разрушительной войны, навсегда, оставшейся в его памяти, особенно, глубоко, ощущает счастье и красоту мирной жизни, тишину и сказочное очарование зимнего леса, веселый гомон птиц и пробуждение, обновляющейся весенней природы. Чаще всего Востоков пишет пейзажи небольшого формата, проявляя особую заботу об их композиционном построении, стремится к законченности произведения. Он умеет передать своеобразие колорита каждого пейзажного мотива, рассеянный, или яркий солнечный свет, воздушную среду. В этом отношении он продолжатель славных традиций русского реалистического пейзажа. И в то же время во всех его работах ясно чувствуется современность, мироощущение советского человека. Духом оптимизма и радости пронизаны пейзажи, исполненные ранней весной в Архангельском под Москвой. Это проявляется и в свежести колорита, и в ясных ритмах длинных голубоватых теней от великанов деревьев, в яркости лучей мартовского солнца, в бодрящем оживлении природы, свидетельствующем о приближении весны, – «Начало весны» (1967), «В Архангельском» (1969). К числу самых лиричных и очень национальных русских пейзажей Востокова относится: «Подмосковная осень» (1969). В лучах прощального солнца белеют стволы берез, четко, выделяющиеся среди, почерневших бревен деревенских домиков и яркого багрянца осенней листвы. Очень тонко написаны: «Березы на заливном лугу» (1970), отражающиеся в воде. Художник сумел передать особую поэзию этого скромного уголка русской природы. Красота осеннего Подмосковья с его тишиной и задумчивостью открывается в пейзаже: «Абрамцево. Речка Воря» (1966), где живописные берега, склонившиеся к реке деревья, отражаются в прозрачной воде. Художник пишет и городские пейзажи – «Прага», «Будапешт», «Рим», «Москва. В парке ЦДСА», но и в городе он стремится найти мотивы, в которых природа в единстве с городскими постройками образует гармоническую среду, в которой легко дышится человеку. Много пейзажей написано Востоковым на Черноморском побережье. В ярком свете южного солнца сверкает черепица крыш небольших, утопающих в зелени домиков у подножия высоких гор («Поселок Фрунзенское», 1972), поднимаются горделивые кроны кипарисов, вырисовываясь на фоне синего неба и тающих далей Кичкинэ («Кипарисы», 1971), уходи вдаль к виднеющимся у горизонта горным хребтам одна из древнейших на Кавказе: «Месимианская дорога» (1961). И все же сильнее всего внимание художника притягивает Черное море. Он пишет море в ясные тихие дни и в шторм, стремясь передать величие его просторов и тончайшие оттенки цвета морской воды, плеск волн, разбивающихся о прибрежные скалы в Кичкинэ, или на Чеховском пляже в Гурзуфе. В последние годы художник создает пейзажи, нередко, образующие, тематические циклы, связанные с теми, или иными историческими событиями, или деятельностью выдающихся личностей: «Ленинские места в Швейцарии», «Весна в Горках Ленинских», «По местам боев Великой Отечественной войны», «Осень в Абрамцеве», «Пушкинские места», «Там, где жил и творил А.П. Чехов», «На Балтике», «Бородинское поле» и др. Лиричны и красивы натюрморты художника, исполненные в свободной и живой манере изображения роз, пышных и нарядных, и неповторимых в своем скромном очаровании полевых цветов. С творчеством Е.И. Востокова советский зритель знаком по его участию во всесоюзных, республиканских и московских выставках. В ряде городов РСФСР и в Чехословакии с успехом прошли его персональные выставки. Он много лет ведет плодотворную педагогическую, научную и пропагандистскую работу, являясь профессором кафедры культуры и искусства Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Е.И. Востоков принимает активное участие в работе комиссии МОСХ по идейно-эстетическому воспитанию наших воинов. Ряд работ художника находится в отечественных и зарубежных художественных музеях. Запечатлевая все то, что искренне восхищает его в природе, художник вновь и вновь открывает прекрасное, дарит радость людям.
Автор статьи М. Маринина
Материал взят из издания: Заслуженный деятель искусств РСФСР Евгений Иванович Востоков. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1989. С. 2-4.