С чего начинается родина Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
>>

Статьи

Праздник лирического пейзажа состоялся недавно в Центральном Доме работников искусств. На вернисаж картин заслуженного деятеля искусств РСФСР Евгения Ивановича Востокова пришли художники, искусствоведы, писатели, архитекторы, артисты, музыканты, военные. Необычность этой встречи заключалась в том, что автор выставленных работ – генерал-майор, участник Великой Отечественной войны, с первого ее дня и до последнего провел на фронтах, как армейский политработник, сражался в битве на Курской дуге, был тяжело ранен, участвовал в боях за Берлин и Прагу. Военная гроза – и мирный пейзаж! В этом, кажущемся на первый взгляд противоречии – глубокий смысл поэтического единства... Открывший вечер академик Дементий Шмаринов говорил о том, что русская и советская школа пейзажной живописи имеет свои замечательные традиции, и всякий, кто работает в этом жанре, оценивается с ее высоких позиций. Надо сказать, что пейзажи Востокова выдерживают этот экзамен и по поэтичности, и по передаче настроения! «Весна на Истре», «Зима кончается», «Разлив на Волге, «Лодки», «Березовая роща», «Снегири» – не правда ли, в одних лишь названиях живописных полотен уже слышится что-то родное, русское, задушевное. А, когда встретишься с этими полотнами воочию, то невольно проникаешься светлым настроением, лирической взволнованностью их автора, его влюбленностью в жизнь, в родную природу, в ее скромную, целомудренную, чистую красоту. Но, кроме этих полотен, на выставке представлены также и пейзажи Рима, Парижа, Праги, Неаполя, Венеции и многих других стран и городов, где привелось побывать их автору. «По ленинским местам. Цюрихское озеро», «Прага. Карлов мост», «Сен-Готард», «В парке Сан-Суси», «Стена коммунаров на кладбище Пер-Лашез», «В Бухенвальде весной», «В Пловдиве», «Рим. Площадь у Колизея»... Как обширна география работ художника, его неотразимое желание запечатлеть, увиденное в цвете! Не только в частых поездках, но даже в тяжелых фронтовых условиях с ним всегда был альбом и небольшой походный этюдник. Суровые будни войны рождали в солдатских сердцах картины мирных дней, вызвали в памяти дорогие образы, оставленных вдалеке близких и друзей, поднимавших воинский дух и желание одолеть врага, закончить войну и скорей возвратиться к родным местам. Вот, почему, фронтовики так горячо встречали картины, этюды и походные зарисовки Востокова: они затрагивали в сердцах самое дорогое и заветное. В каждом, даже самом небольшом его пейзаже со стожком сена, или синим озерцом всегда проглядывала поэтическая душа мастера, сияла неоглядная любовь к Родине. Самое важное во всех работах Е.И. Востокова – это жизнеутверждающее мироощущение, сущность человека нового советского общества. ... Однажды, в далеком детстве ему подарили краски. Какое это было счастье, как взрослые проникновенно угадали самое потаенное его желание! Теперь юный Женя не расставался с красками ни днем, ни ночью. Ему хотелось изображать все на свете, но, больше всего, природу, лес, пруд с будто, упавшим в него небом, полузатененные опушки, дожди, облака и все, все, что брало за душу. Очень хорошо об этом чувстве сказано у Бунина в «Жизни Арсеньева»: «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкая бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы, купающихся в этой синеве, – и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно-божественного смысла и значения земных и небесных красок... Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и, умирая, вспомню...». Е.И. Востоков родился в Москве в 1913 году. В тридцатом окончил среднюю художественную школу, затем студию при Академии художеств. А, спустя три года – Ленинградский университет, искусствоведческое отделение исторического факультета. Вся его дальнейшая биография была связана с преподавательской работой, с исследованиями в области героико-патриотической темы в искусстве, с многолетней деятельностью армейского политработника. И, куда бы ни заносил художника ветер странствий, он с юношеским жаром отдавался любимому делу. Привлекательны его морские пейзажи: «Черное море», «Адалары», «Рижское взморье». Они написаны густо, контрастно, звонко; невольно вспоминаются мастера французской школы, а из русских – Константин Коровин. В этих лирических работах, несомненно, близких и дорогих сердцу живописца, легко угадывается его личное отношение и глубокая влюбленность в море, в его вечную красоту. Написаны они романтической кистью, все в них полно свежести, жизни, восторга, чистоты и искренней влюбленности художника в пейзажи Родины. Во многих сердцах находят они поэтический отзвук и благодарность. Глядя на его полотна, невольно вспоминаю и свою юность, когда приходилось не раз пролетать над крымскими бухточками, радуясь жизни, любуясь на рассвете аметистовым морем, а вечерами его густым, бездонным ультрамарином, с летящим по темной поверхности отражением острокрылого полумесяца. Советский воин и художник Е.И. Востоков не только с оружием в руках сражался с вражескими полчищами, но и участвовал в розыске и спасении бесценных сокровищ Дрезденской галереи. И в этом тоже отразились поэтическое единство и глубокий смысл нашего искусства.

Автор статьи Иван Рахилло, поэт-литератор

Материал взят из издания: Искусство и путешествия / Авт.-сост. И.Е. Востоков. М.: «АПК и ППРО»; «Академ Принт», 2011. С. 6-9.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены