1 и 9 мая салон Артпанорама не работает22 апр, 2022
24 апреля салон Артпанорама не работает31 мар, 2022
Виды Москвы. Выставка из собрания АртПанорамы.Архив новостей
Статьи
Согласно идее Л.М. Кагановича, утверждавшего, что нельзя перестроить страну, не перестроив столицы, с середины 1930-х годов в Москве осуществлялся генеральный план модернизации города. Грандиозные изменения происходили стремительно: расширялись старые и возникали новые улицы, росли многоэтажные каменные дома, одевались в гранит набережные, строился первый в стране и самый красивый в мире метрополитен с «бодрой и радостной» архитектурой. Было начато строительство главного здания столицы и всей страны – грандиозного Дворца Советов, идея, которого, определяла формирование города. Одним из первых зримых образов новой Москвы, демонстрирующих масштаб жизнестроительных преобразований, стала улица: «Охотный ряд». Широкая, с высокими светлыми домами, она появилась на месте бывшего «чрева Москвы» – знаменитого продовольственного рынка с его тесными одноэтажными торговыми рядами и лавками Обжорного ряда. Именно к ней с площади Свердлова (бывшей и нынешней Театральной) направляется героиня Пименова. Здание слева – бывшая гостиница: «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А.П. Белоярцевым; снесена в конце 1960-х – начале 1970-х годов). В 1907 году здесь появился электротеатр: «Континенталь», позже, в 1931 году, – «Востоккино», а в 1947 году был открыт первый в стране стереокинотеатр. Угол дома справа, с хорошо, различимой, большой белой буквой: «М», – это наземный вестибюль станции метро: «Охотный ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора Д.Н. Чечулина старом доме. Это была станция первой очереди московского метро, проходившего от «Сокольников» к «Парку культуры», ответвляясь на «Смоленскую». За вестибюлем метро виден фасад бывшего Благородного собрания. Творение М.Ф. Казакова, спроектировавшего здесь в 1784-1790-х годах знаменитый Колонный зал, несколько раз реконструировалось, а после революции стало площадкой для проведения важнейших государственный мероприятий: съездов Советов, профсоюзов и др., а также местом траурных церемоний, громких судебных процессов, шахматных турниров, с 1935 года – детских новогодних елок. Возможно, праздничное оформление Дома Союзов, изображенное художником, связано с прошедшим там в июне 1937 года Первым Всесоюзным съездом советских архитекторов, а общая праздничная атмосфера – с торжественным открытием 15 июля 1937 года канала Москва – Волга им. Сталина, соединившего Москву-реку и Волгу и обеспечившего мегаполис водой. На заднем плане высятся величественные новые здания гостиницы: «Москва» и Дома Совнаркома СССР. Слева – угол гостиницы: «Москва»: архитекторы Л.И. Савельев, О.А. Стапран и А.В. Щусев в 1933-1935 годах возвели крупнейший в столице и соответствовавший самому последнему слову техники отдельный комплекс. В глубине, в центре виден, облицованный белым подмосковным известняком Дом Совнаркома СССР (1932-1935, архитектор А.Я. Лангман), где сначала располагался Совет труда и обороны (ныне Государственная дума). «В советской стране реальная жизнь часто обгоняет фантазию», – писали публицисты в те годы. Архитектор А.В. Щусев говорил: «Лирика нашей радостной жизни должна быть отражена и в нашей архитектуре». Автор повести в 1935 году в мечтах представлял себе, как в новой столице перед приезжими «... открылось широкое авеню. <...> Посреди круглого газона высоко, как взброшенное копье, был фонтан. Моссоветская гостиница... блистала гранитным цоколем...». Реальность, воплотившаяся в образе «тринадцати подземных дворцов» первой очереди метрополитена к 1937 году, превзошла ожидания современников. «... С новой силой вы чувствуете удовлетворение жизнью... <...> Дворец... Вы выходите на поверхность... и думаете о... новых отношениях между людьми, отношениях, рождаемых новым обществом и новой техникой». И. Ильф и Е. Петров увидели в метро не один лишь новый вид транспорта – это целая метрополитеновская эра, «ее великое содержание не только в том, что прорыты великолепные тоннели под землей, прорублены новые проспекты, возведены и возводятся монументальные здания на земле, а еще и в том, что вместе с булыжной мостовой исчезает и человеческий булыжник. Вместе с городом совершенствуются и люди, которые в нем живут. И, это замечательное превращение есть самое главное, что заложено во всякой советской стройке». С Москвой, ее жителями связано большинство графических и живописных работ художника Юрия Ивановича Пименова (1903-1977). Каждый день, наблюдая за потоком жизни, он выхватывал из него непритязательные и простые сюжеты, «вписывая» их в вечность на своих произведениях.
Автор статьи Елена Воронович
Материал взят из издания: Воронович Е.В. Юрий Пименов. «Новая Москва». М.: Гос. Третьяковская галерея, 2017. С. 20-21. (История одного шедевра).