Творчество Константина Степановича Елисеева (1890-1968) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Творчество Константина Степановича Елисеева широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Художника-карикатурист, создавший в течение многих лет творческого труда тысячи сатирических рисунков, – Елисеев может быть по праву назван подлинным советским художником-агитатором, художником-пропагандистом. Елисеев принадлежит к старшему поколению художников-сатириков, к тому славному отряду, заслуженных мастеров искусства, трудами, которых, закладывались основы советской карикатуры. В советскую печать Елисеев пришел уже сложившимся художником. С 1910 года он начал сотрудничать в журналах Петербурга, как мастер театральных шаржей. Художник был автором ряда карикатур, критикующих порядки царского режима. Ученику И.Я. Билибину – Елисееву было чуждо, упадочное искусство космополитически, настроенных рисовальщиков-формалистов. Его творчество было всегда идейно содержательным, художественная форма – простой и доходчивой. В первые годы революции художник работает в ряде газет и журналов того времени («Рабочая газета», «Рабочая Москва», «Заноза», «Красный перец» и др.). С 1924 года и вплоть до сегодняшнего дня Елисеев – постоянный и неутомимый сотрудник: «Крокодила». Работая здесь, в крупнейшем сатирическом журнале, Елисеев выработал свой стиль, свое лицо мастера советской карикатуры – карикатуры реалистической, народной. Некоторые из ранних рисунков Елисеева напоминают о связях с условно-декоративной карикатурой досоветского периода, в них видны, иногда черты стилизации, или налет экспрессионизма. Однако, в целом, путь Елисеева – прямой и честный путь советского художника-реалиста, который хочет и умеет говорить с народом языком простым и понятным. Это энергичный язык сатирика, которому дороже всего дело первой в мире страны, строящей коммунизм, которому ненавистно все, что мешает этой великой стройке. Выставка охватывает лишь небольшую часть, сделанного художником. Однако, она дает представление о том, насколько, многогранно искусство Елисеева, насколько широк его диапазон. Видное место в творчестве художника занимают карикатуры на международные темы, правдиво, отражающие, важнейшие внешнеполитические события. В чем их художественное своеобразие? Карикатура газетного типа, в основе, которой, лежит образное обобщение иносказательного характера, – чужда творчеству Елисеева. Сила этого художника – в умении дать образ сугубо конкретный, убедительный своей непосредственной ощутимостью, почти, осязаемостью. Так, например, неопровержимо, реальны в своей самодовольной сытости, в своем спесивом господском превосходстве супруги-рантье («Франция, богатеющая от войны», 1941 г.). Этот рисунок убеждает, как портрет, сделанный с натуры, и от ощущения его достоверности сильнее разгорается ненависть к врагам мира, жаждущим кровавых барышей. Обобщающая сила образа заставляет и сегодня звучать свежо и действенно карикатуру 1941 года. Силой конкретности обладает и сатирический «портрет» Гитлера перед зеркалом («После Сталинграда», 1943 г.), и островыразительная сцена в берлинской квартире военных времен («Вести с фронта из-под Сталинграда», 1942 г.). Реалистической убедительностью отличаются лучшие рисунки Елисеева, посвященные борьбе за мир. Таковы, например, «Франко-палач Испании», 1949 г., «Египетские фрески», 1945 г., где остроумная стилизация под египетскую фреску (здесь весьма уместная) способствует выразительности карикатуры, разоблачающей английских империалистов. Елисеев берет объект своей сатиры «в упор», «крупным планом». Острый юмор, смех, злая, но веселая насмешка не свойственны карикатурам этого художника. Его стихия – это сатира без улыбки. Кажется, словно чувство непримиримой ненависти ко злу лишает художника, а вслед за ним и зрителя возможности смеяться. В этом – известная ограниченность сатиры Елисеева, но она не умаляет, однако, значение его лучших политических карикатур. Начиная, с 1920-х годов, Елисеев отдает много творческой энергии работе над карикатурами на темы внутренней жизни страны. Страстно и зло, тоже «крупным планом», показывает Елисеев тех, кто мешал и мешает нашему движению вперед. В своих лучших работах Елисеев с ярким сатирическим темпераментом обличает бюрократов и растратчиков, лодырей и хулиганов, бракоделов и очковтирателей, вельмож и помпадуров. Большинство этих образов ушло в прошлое, ибо им нет житья среди строителей коммунизма. Однако, ряд рисунков, сделанных несколько лет тому назад, звучит современно и сейчас, действенно, помогая борьбе с пережитками капитализма в сознании людей. Этим карикатурам противостоят рисунки, пронизанные, жизнеутверждающим началом, посвященные прославлению нашей прекрасной жизни. Лучшие из них привлекают своей поэтичностью. Таковы, например, рисунки: «Огни большого города» (1943 г.), «Попали в окружение» (1943 г.), овеянные празднично-приподнятым настроением победоносного наступления Советской Армии, и «Тихий дон» (1951 г.), вдохновленный пафосом великих строек коммунизма. Следует особо сказать о пейзаже в композициях Елисеева. Реалистически точные, глубоко, прочувствованные изображения природы играют в карикатурах художника огромную роль: пейзаж создает ту атмосферу, ту реальную конкретную среду, в которой действуют люди. В ряде случаев образ природы созвучен благородным чувствам советских людей – героев его композиций (например, «Огни большого города» и др.). В рисунках же сатирического порядка чудесные русские зимы, или весны, красноречиво, контрастируют с уродливыми делишками тех людей, которых сатирик подвергает осмеянию («Без отрыва от кабинета», 1950 г., «Работники отдела благоустройства на прогулке», 1950 г.). В это умении заставить «говорить» природу и карикатуре художник достиг большого мастерства. Елисеев, прежде всего, мастер политической карикатуры. Однако, он немало работал и в других областях искусства. Ему принадлежит целый ряд иллюстраций. Наиболее значительными из них являются большие станковые рисунки, иллюстрирующие произведения Салтыкова-Щедрина. Как и для других мастеров советской карикатуры, работа над изобразительной интерпретацией произведений великого русского сатирика имела первостепенное значение для развития творческой индивидуальности художника. Будучи в юности актером и режиссером, Елисеев и впоследствии остался связан с театром, но уже в качестве декоратора. В 1938 году им была сделана серия рисунков к постановке кинофильма: «Александр Невский», которые представляют собой не только эскизы костюмов, но и намечают яркие характеристики, действующих лиц. Художник исполнил также циклы рисунков к постановкам фильмов: «Ленин в 1918 году» и «Адмирал Нахимов». В течение ряда лет Елисеевым было создано множество эскизов костюмов и гримов для артистов Госцирка, обнаруживающих его знание циркового искусства. Наконец, особую область в творческой деятельности художника открывают его превосходные, полные, сдержанного лиризма, пейзажи Подмосковья. Все эти творческие грани составляют органическое единство, цельную индивидуальность художника, сочетающего в себе боевой темперамент сатирика и лиризм пейзажиста, декоративный дар и уменье конкретно воспроизводить реальную действительность. Следует сказать, что творчество Елисеева отнюдь не лишено недостатков. Бывает подчас, что желание предельно конкретизировать сатирический образ приводит художника к известной натуралистичности. Это происходит тогда, когда ощутимо-наглядное изображение деталей не подчинено силе, обобщающей мысли. Бывает, что идущее изнутри темы художественное обобщение подменяется в рисунках Елисеева внешне-декоративным приемом, граничащим со стилизацией. Следует пожелать художнику, находящемуся в расцвете своих творческих сил, успешного преодоления этих недостатков – частных недостатков в его подлинно реалистическом по своей природе искусстве. В течение многолетней творческой деятельности, будучи всегда на боевом посту сатирика, всегда в строю передовых советских карикатуристов, талантливый художник К.С. Елисеев внес значительный вклад в дело борьбы за преодоление пережитков капитализма в сознании людей, за торжество коммунизма, за мир.

Автор статьи Т. Айзенман

Материал взят из издания: Каталог выставки работ заслуженного деятеля искусств РСФСР Константина Степановича Елисеева. 40 лет творческой деятельности. М.: Изд-во: «Советский художник», 1951. С. 5-9.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены