1 и 9 мая салон Артпанорама не работает22 апр, 2022
24 апреля салон Артпанорама не работает31 мар, 2022
Виды Москвы. Выставка из собрания АртПанорамы.Архив новостей
Статьи
Павел Радимов! Он может запросто предложить своему гостю: «Послушаем соловьев...», – и в сумерках, на высоком обрыве над Ворей сидеть долго и молчать, прислушиваясь к любовным песням птиц и собственным мыслям... Или, ни с того, ни с сего, а лишь потому, что человек нравится, подарить ему... запах антоновских яблок... С улыбкой следить за бойкими синицами, воровато, склевывающими семянки за стеклами, заиндевевшего окна, ранней сырой весной радоваться первой находке – неказистому грибу-сморчку, бережно обойти, выросший не на месте цветок – пусть растет... В 75 лет сохранить юношескую чистоту, непосредственность чувств! Не каждому дается такое счастье. П.А. Радимов прежде всего пейзажист. У него свой стиль. Есть что-то наивное, безыскусственное в его живописи. Все так просто: и манера письма, и колорит, и сюжеты. Но, небольшие, часто миниатюрные картины П.А. Радимова напоены дыханием русской природы. Неиссякаемая любовь к родной земле, к ее каждой былинке, к жгучим морозам, парному мареву распутицы, звонкому воздуху прохладной осени живет в холстах художника, как что-то дорогое, неоценимое, вечно, радующее и обновляющее русского человека, формирующее его душу, его национальный характер. Часто, очень часто в этом русском пейзаже одной с ним жизнью, одним настроением живут простые, гениальные творения людских рук – древние постройки, оставленные, безвестными умельцами, как завет веков, грядущим поколениям. Вечный призыв к задушевному слову искусства, прекрасному своей ясностью и чистотой. П.А. Радимов – это поэт России. Хранитель и певец всего, чем богата земля наших дедов, чем славна она. И памятники старины, и природа – колыбель русского человека, и обычаи, красящие русскую жизнь, и ее люди – люди трудной, но красивой судьбы – это духовное богатство народа, его сила и жизненная стойкость, залог его вечной молодости и красоты душевной. Долго шел художник этой дорогой, пристально, всматриваясь, с глубокой думой, по крупицам, отбирая, подлинные ценности. Не все он заметил, не все разгадал, не всегда ему сопутствовала удача. Но, кто может охватить взглядом океан народной жизни? Да и силы у всякого разные. Художник работал в меру сил своих, честно (он любит это слово). И, то, что сделано, сказано задушевно и правдиво, а, главное, по-своему, по-радимовски. А, это не так уж мало. Образы большой эмоциональной силы и выразительности несут в себе картины П.А. Радимова: «Весна в Загорске» (1943), «Введенская церковь в Загорске» (1945), «Сбор в Звенигороде» (1946), «Оттепель» (1947), «Над рекой Ворей» (1954), его этюды старух и эскиз картины: «Хоровод», «Хлебановна» (1929), «Анисья» (1929), к которым близко стоит картина: «Базар в Йошкар-Ола» (1929), написанная на темы марийской жизни. Подлинная любовь к народу, чьим сыном ты являешься, дает человеку крылья, широту мысли, обостряет его чуткость к красоте и своеобразию других наций, очарованию природы других уголков земли. Не потому ли пейзажные картины Средней Азии, выполненные П.А. Радимовым, исполнены такой монументальной силы, спокойного величия, а образы людей Узбекистана и Туркмении – благородства и человечности («Мечеть в Аннау», 1934; «Узбечка» – «Портрет Юсуповой», 1935; «Утро в Фирюзе», 1935)? Годы, в которые развивалось творчество П.А. Радимова, были годами сложными, бурными, а подчас, и трудными. От художника они требовали не только большой активности, но и определенной четкости его творческой линии. Шло строительство нового, доселе небывалого социалистического мира. И, П.А. Радимов, любя лучшее, что оставили русскому народу века, искренне, с энтузиазмом и задором, с энергией принял участие в поисках новых путей искусства, новых характеров, новых тем, порожденных революцией. 1920-е годы. Первые походы художников на заводы с этюдником, работы в первых коммунах и колхозах. Попытки создания картин о крупнейших событиях мирового коммунистического движения. Портреты А.В. Луначарского, М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, Сен-Катаямы, Клары Цеткин, Василия Коларова, Георгия Димитрова. Для многих из нас – это уже, далекая, героическая история. Для художника – это его жизнь, это живые люди, с которыми он встречался, говорил. В морозные январские дни 1924 года на Красной площади он писал горе народа, провожавшего в последний путь В.И. Ленина. Может быть, П.А. Радимов и не сказал в этих работах нового слова. Но, на долгие годы они останутся бесценными документами первых революционных лет. Но, не только это. Без них художник не пришел бы к своему большому холсту: «Люди в рогожах» (1928) – картине о торжестве человеческого духа, героической стойкости борцов Октября, картине, которая является лучшей, основной в творчестве П.А. Радимова и одной из наиболее значительных работ раннего этапа советского изобразительного искусства. Семьдесят пять лет жизни. Более полувека в искусстве. Длинная череда дней, наполненных замечательными событиями, встречами с красивыми людьми, бесконечной сменой чувств и мыслей, а, главное, трудом, творчеством. Среди тех, с кем он встречался, беседовал об искусстве, о поэзии, дружил, спорил, – это В. Брюсов и С. Есенин, А. Архипов, С. Малютин, Н. Фешин, Н. Касаткин, В. Маяковский и Д. Фурманов, А. Головин и А. Нежданова и много других, дорогих русскому искусству, людей. Как вехи его жизненного пути остались: первая Волжско-Камская передвижная выставка, устроенная казанскими художниками для народа, которую в годы гражданской войны П.А. Радимов возил по Волге; работа председателя Товарищества передвижных художественных выставок; годы борьбы за новое советское искусство в АХРР; строительство Масловки и нового Абрамцева – этих художнических островков; рождение отделения Союза художников в Подмосковье. И бесчисленные выставки, и групповые, и персональные, которые П.А. Радимов устраивал в самых различных местах – от колхозной избы-читальни до поселка геологов в Каракумах. Радимов любит беседовать с народом, он не видит смысла в искусстве, у которого нет зрителя. Беспокойство душевное, в лучшем смысле этого слова, подвижность, естественная потребность деятельности среди людей и для людей – таким всю жизнь был и остается П.А. Радимов, не растерявший за свой большой путь юношеской энергии.
Автор статьи М. Глинкин
Материал взят из каталога: Выставка произведений Павла Александровича Радимова. 75 лет со дня рождения и 55 лет творческой деятельности. М., 1962. С. 6-8.