Образование МОССХ-а: структура, функции, задачи Союза Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Постановление ЦК партии от 23 апреля 1932 года: «О перестройке литературно-художественных организаций» обсуждалось 25 июня 1932 года на общемосковском собрании актива художественных обществ, на котором был заслушан доклад А.А. Вольтера об этом постановлении. Эта дата считается днем основания Московского областного союза советских художников (МОССХ). Руководящими органами Союза предполагались съезд художников, правление Союза и секретариат. Работу МОССХ-а возглавляет правление, которое избирается общим собранием, или конференцией участников МОССХ-а и подотчетно ему. Первое правление МОССХ-а было избрано в составе: А.А. Вольтер (АХР) – председатель, Д.П. Штеренберг (ОСТ) – заместитель, В.Н. Перельман (АХР) – заместитель, К.Ф. Юон (АХР), Д.С. Моор (ОРРП), Г.Г. Ряжский (НОЖ, АХР, РАПХ), А.А. Дейнека («ОСТ», «Изобригада»), П.В. Кузнецов («Четыре искусства»), А.В. Лентулов, И.И. Машков (ОМХ), В.А. Фаворский («Четыре искусства»), П.А. Радимов (АХР), П.Ф. Фрейберг (ОХК, РАПХ), В.Ф. Точилкин (ОХС), Ф.С. Богородский (АХР), Е.А. Львов («Четыре искусства»), И.М. Рабинович (ОСТ), П.В. Вильямс (ОСТ, «Изобригада»), А.В. Григорьев (АХР, СССХ). Таким образом, в состав правления вошли авторитетные представители всех, ранее, существовавших обществ. Первый состав правления почти в неизменном виде просуществовал пять лет до мая 1937 года. Несмотря на название Союза, относящееся только к Москве и области, МОССХ в первые годы выполнял функции художественной организации всесоюзного значения, хотя эти функции ограничивались рекомендательным, или информационным характером. Правление МОССХ-а направляло творческо-производственную деятельность художников, занималось рассмотрением кандидатур на соискание Сталинской, Ленинской и Государственной премий, присвоением почетных званий, организацией работы по пропаганде изобразительного искусства. Рабочими органами правления были президиум и секретариат (в отдельные годы только президиум, или только секретариат правления). При объединении обществ в Союз была проведена перерегистрация его участников. Численность художников Московского союза составила 590 человек. В МОССХ вошли участники почти всех, существовавших в 1932 году обществ: АХР – 197 человек, РАПХ – 82, Союз советских художников – 29, Общество Московских художников – 54, Объединение художников-станковистов – 30, Объединение художников книги – 56, Искусство социалистическому строительству – 27, Общество российского революционного плаката – 29, «Изобригада» – 13, Московская ассоциация художников-декораторов – 37, «Октябрь», «Четыре искусства» и из других объединений – 36. В июле 1932 года, помимо МОССХ-а был организован и Московский областной союз советских художников-скульпторов. Первым председателем правления был избран Н. Андреев, после смерти, которого, обязанности председателя короткое время исполнял И. Чайков, а затем С. Тавасиев. Союз скульпторов просуществовал отдельно до февраля 1940 года, когда было окончательно оформлено его слияние с МОССХ-ом. Задачи МОССХ-а были сформулированы в уставе, утвержденном 1 августа 1934 года Мособлисполкомом, и подтверждены в уставе, принятом общим собранием членов МОССХ-а 21 апреля 1938 года. МОССХ ставил своей целью «всемерно и активно участвовать в социалистическом строительстве средствами изобразительного искусства», использовать метод социалистического реализма, как орудие агитации и пропаганды за генеральную линию партии и советской власти. До 1936 года МОССХ находился в ведении Наркомпроса РСФСР, с 1936 по 1953 год – под эгидой Комитета по делам искусств, после 1953 года и до перестройки – в ведении МК СССР. Структура МОССХА-а была достаточно сложной и продуманной. Деятельность Союза разделялась на творческое и производственное направления. Первое направление деятельности МОССХ-а было ориентировано на творческую и культмассовую работу и осуществлялось в работах секторов. Были созданы сектора живописи (руководитель С.В. Герасимов), графики (П.Ф. Фрейберг), плакатный (Д.С. Моор), карикатуристов (К.С. Елисеев), декоративно-прикладного искусства, в т.ч. текстильный (Н.В. Полуэктова), оформительский (Б.В. Зеленков), художников театра (Ф.Ф. Федоровский), искусствоведов и критиков. Работу секторов возглавляли бюро, избираемые общими собраниями участников сектора сроком на два года. Сектора имели право решать самостоятельно вопросы о творческой помощи, рекомендации участников для вступления в Союз художников, организации выставок произведений участников сектора. Бюро сектора должно было раз в год отчитываться перед правлением о своей творческой и организационной работе. Самодеятельный сектор, унаследованный от АХР, возглавлял В.Ф. Точилкин, выставочной работой руководил А.А. Лабас, связи с периферией осуществлял Е.А. Львов, за агитмассовую работу отвечал С.А. Лучишкин. Был создан культурно-массовый сектор, который работал со всеми художниками. Сразу же после организации МОССХ-а было создано Центральное бюро выставок и оформлений. ЦБ выставок и оформлений руководило не только выставочной деятельностью, но и творческо-производственными предприятиями, мастерскими, находившимися в ведении МОССХ-а. Согласно постановлению президиума МОССХ-а от 22 декабря 1935 года вся работа по проведению выставок была сконцентрирована в выставочном секторе МОССХ-а, который с 1957 года получил название Выставочной комиссии. В первый состав МОССХ-а также входило Международное бюро революционных художников (МБРХ). Главными задачами МБРХ предполагались: объединение прогрессивных художников, укрепление международных культурных связей, организация выставок, пропаганда революционного изобразительного искусства, оказание творческой помощи иностранным художникам. Ответственным секретарем был венгерский художник Б.Ф. Уитц. В 1936 году МБРХ было ликвидировано и заменено Иностранной комиссией МОССХ-а. Иностранная комиссия также работала с зарубежными художниками, проводила выставки, но постепенно в результате обострения международной обстановки связи с иностранными художниками ослабели. В 1939 году Иностранная комиссия была упразднена. В 1956 году возобновила свою деятельность. Одной из основных задач комиссии стала организация туристических поездок советских художников за рубеж. Производственная деятельность МОССХ-а была направлена на обеспечение материальной базы для творческой деятельности художников. В его распоряжение перешла хозяйственная часть, ликвидированных московских художественных обществ. Под эгиду МОССХ-а перешел и «Всекохудожник» – Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств, организованный в 1929 году и успешно, зарекомендовавший, себя в организации практической работы по обеспечению нужд художников для производства и сбыта произведений, включая и организацию выставок. Однако, «Всекохудожник» долгое время сохранял свою автономность и его подчинение МОССХ-у было чисто номинально. Производственное направление осуществлял Художественный фонд, предприятие Союз художников, являвшееся материальной базой МОССХ-а, которое содействовало творческой деятельности художников и улучшению их материально-бытового обслуживания. Художественный фонд обладал правом юридического лица, однако, при этом целиком подчинялся решениям съезда, правления и секретариата Союза художников. Имущество, которым в различных формах обладал Союз, находилось у Художественного фонда в управлении. Важной стороной деятельности МОССХ-а было руководство хозрасчетными творческо-производственными предприятиями, отчисления, с которых, поступали в его бюджет. В 1933 году при правлении МОССХ-а действовало Объединение художественно-производственных мастерских (ОМХ), а с 1934 года Художественно-репродукционное бюро (ХРБ), которое управляло творческо-производственными предприятиями совместно с ЦБ выставок и оформлений. 22 декабря 1935 года на заседании президиума правления (протокол №33) было принято решение о реорганизации производственно-творческих предприятий МОССХ-а, согласно, которому, ХРБ и ЦБ выставок и оформлений был реорганизованы в единую производственно-творческую организацию, подчиненную правлению МОССХ-а «Объединение творческо-производственных предприятий» куда входили: издательство, декоративно-оформительское бюро и скульптурное бюро. Положение об объединении творческо-производственных предприятий было принято 13 января 1936 года. Декоративно-оформительское и скульптурное бюро руководили соответствующими производственными предприятиями, фабриками, мастерскими до 1939 года, когда эти организации были изъяты из подчинения МОССХ-а. В структуре МОССХ-а были предусмотрены звенья, руководившие кадрами и осуществлявшие административно-хозяйственные мероприятия: организационно-хозяйственный сектор, на основе, которого, была собрана социально-бытовая комиссия и комиссия содействия строительству и распределению жилой площади и мастерских, ревизионная комиссия, избираемая общим собранием МОСХ-а. Согласно уставу 1938 года эта комиссия производила проверку организационно-хозяйственной и финансовой деятельности Союза. При МОССХ-е было организовано издательство, осуществлявшее публикацию художественных сборников, репродукций и каталогов выставок. В издательстве был создан редакционный отдел, который руководил работой журналов: «Искусство» и «Творчество». В 1939 году издательство МОССХ было ликвидировано. Во время Великой Отечественной войны работа издательства частично возобновилась, и были опубликованы сборники, посвященные творчеству художников во время войны. В 1957 году была создана редакция газеты: «Московский художник», периодического печатного органа МОСХ-а. До организации в 1936 году Всесоюзного комитета по делам искусств МОССХ находился в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР. В начальный период своей деятельности МОССХ выполнял некоторые функции республиканского союза: организацию выставок на периферии, консультации по созданию областных союзов художников. С укреплением областных организаций МОССХ утратил функции республиканского органа, что отразилось в уставе 1938 года и в новом названии – Московский союз советских художников (МССХ). 27 января 1940 года в состав МССХ был включен Московский областной союз советских художников-скульпторов (МОССХС). Объединение было проведено на основании решения согласительной комиссии, утвержденного правлениями МССХ и МОССХС и принятого во исполнение решения СНК РСФСР от 21 июня 1939 года об образовании Союза художников СССР. В МССХ была создана секция скульпторов, в которую вошли бывшие участники МОССХС. С 1940 года основные сектора, объединяющие художников по видам искусств, именуются секциями, которые делятся на подсекции. Например, с 1948 года при декоративной секции образовались подсекции декоративно-прикладного искусства, оформителей, текстильная. В 1948 году в МССХ-е были созданы три секции – выставочная, политмассовой работы и совершенствования профессионального мастерства. Художественный фонд СССР был образован в соответствии с постановлением СНК СССР от 4 февраля 1940 года №186, как общественная организация при Союзе художников СССР. В 1944 году был утвержден Устав Художественного фонда СССР. В этом же году было принято положение о Московском отделении Художественного фонда СССР. В 1957 году на заседании секретариата правления Союза художников СССР 22 октября (протокол №35) было принято решение о передаче в ведение Оргкомитета Союза художников РСФСР отделений Союза художников, Московского и Ленинградского союзов советских художников и о передаче из Художественного фонда СССР (ХФ СССР) организаций и предприятий в Художественный фонд РСФСР. Таким образом, с 1957 года Московский союз советских художников (МССХ) находился в составе СХ РСФСР, что отразилось в изменении его названия – «Московское отделение Союза художников РСФСР» (МОСХ РСФСР) и соответственно «Московское отделение Художественного фонда РСФСР» (МОХФ РСФСР) (протокол №35 от 12 октября 1957 года и приложения к нему №1, 2, 3). В 1957 году был определен статус Московского союза, как крупнейшей художественной организации страны по численности и творческому потенциалу. Он закреплял за ним особые права, как по приему в члены Союза, так и по хозяйственному статусу его Художественного фонда, приравненного к республиканскому. В 1977 году на основании ст. 46 Устава Союза художников СССР организации Союза художников РСФСР, насчитывающие в своем составе свыше тысячи членов Союза художников, наделялись в своей деятельности, расширенными правами. В связи с этим на совместном заседании секретариата правления СХ СССР и секретариата правления СХ РСФСР было утверждено положение о Московской (городской) организации Художественного фонда РСФСР. По которому МГОХФ РСФСР входит в состав Художественного фонда РСФСР и действует на основании Устава Художественного фонда СССР и этого положения (протокол №43 от 26 ноября 1977 года секретариата правления СХ СССР и секретариата правления СХ РСФСР). Соответственно, изменилось и название Союза – «Московская организация Союза художников РСФСР», сокращенно МОСХ РСФСР. В связи с изменением экономической ситуации в стране, изменением принципов хозяйствования правление Союза художников СССР издало приказ №28 от 25 февраля 1988 года и приказ №20 от 9 февраля 1989 года, по которым МОСХ РСФСР с 1 января 1989 года получил право перевести свои предприятия и организации на новые условия хозяйствования, т.е. полной финансовой самостоятельности (протокол №13 от 28 ноября 1988 года правления МОСХ РСФСР). 1 марта 1990 года было создано творческо-производственное объединение: «Художественный фонд МОСХ» на базе Московской городской организации Художественного фонда РСФСР, внешнеэкономической фирмы «MOSART» и творческо-производственной мастерской: «Декоративное искусство» (решение секретариата правления МОСХ РСФСР от 8 февраля 1990 года (протокол М» 3) и приказ по правлению Московской организации Союза художников РСФСР за №406/1 от 29 марта 1990 за подписью В.А. Бубнова). На основании принятых документов вся финансово-экономическая, хозяйственная и творческо-производственная деятельность стала осуществляться под руководством МОСХ, которая стала вышестоящей организацией для ТПО «Художественный фонд МОСХ». На ТПО «Художественный фонд МОСХ» стало распространяться положение о творческо-производственном объединении системы Художественного фонда СССР (приказ №181 от 3 декабря 1981 года по правлению Союза художников СССР). 28 мая 1991 года состоялась Конференция МОСХ РСФСР, на которой был принят Устав Московского союза художников без правопреемственности Московского союза художников (МСХ) МГОХФ РСФСР и ТПО «Художественный фонд МОСХ». Устав Московского союза художников (МСХ) был зарегистрирован 25 июля 1991 года за №271. Регистрационное свидетельство было выдано Управлением юстиции Моссовета.

Материал взят из: Иогансон Б.И. Московский Союз художников. Взгляд из XXI века. Книга первая. М.: БуксМарт, 2018. 296с.: ил.

Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены