Постскриптум (вместо введения) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Советское искусство из собрания Артпанорама

Частное собрание Артпанорама продолжает знакомить посетителей со своей коллекцией.

Сегодня на выставке можно увидеть работы советских академиков Аркадия Пластова, Николая Ромадина, Татьяны Яблонской, одного из основателей объединения «Бубновый Валет» Петра Кончаловского, народного художника СССР Владимира Игошева, серию московских городских пейзажей 1950-1970-х годов, а также жанровые картины советского периода.

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Каждое столетие создает свою мифологию Санкт-Петербурга. В контексте петербургского языка самым устойчивым оказался миф о Петре I. Изначально столичный город задумывался императором и как город искусств. Таким, он и остался. Непостижимый Санкт-Петербург – Ленинград с его неуловимостью «общего выражения» (Н. Гоголь) сам создавал художников. Без петербургско-царскосельских аллюзий не было бы ни «серебряного века», ни «Мира искусства». Символисты не дали забыть о городе, придав образу Петра I, воплощенному в Медном всаднике, романтический ореол творческого горения. Красота стала путеводной звездой «мирискусников», и, как это ни покажется странным, именно с этим временем связаны нити духовного родства современных мастеров. Сам процесс эстетизации, переживаемых чувств сближает разные поколения. Изменилось само понятие красоты, но неизменно отношение к любимому городу, к заложенной в нем духовности. Традиционность петербургской культуры обретает совершенно определенный смысл. Город, в отличие от разрушающихся изнутри дворцов и замков сохранился таким же, каким был, когда по нему бродили Бенуа и Бакст, Сомов, Блок и Дягилев. В том же царстве мистерии площадей и неразгаданной тайны архитектурных ансамблей живет воображение и современных художников. Но, у живописцев, скульпторов, графиков, мастеров прикладного искусства 1990-х годов – свои диалог с пространством города. В видение художников включаются одновременность и открытость Марсова поля и замкнутость Летнего сада. После общения с музами, идя через Марсово поле, они придумывают свои композиции, перфомансы, инсталляции. Их воображение захвачено стихией Невы, ее мостов, их взгляд непременно скользнет вдоль водных поверхностей Мойки и Фонтанки… Многогранная красота линий и форм урбанистической среды воспитывает петербургскую чувственность, отточенность вкуса, артистичность прикосновения к холсту, глине, бумаге. Поэтому, и туманная интонация современного петербургского искусства отличается от московской: в ней нет стремления установить прерогативу на истину. Нет и ангажированности московского искусства. У петербургского художника особое отношение к качеству: он знает цену прикосновения к отшлифованной бронзе, полированному мрамору, твердому граниту. Здесь ясно высвечивается стремление художников создать экологически чистое искусство. Этот город всегда был и самым западным, и удивительно, русским по ощущению, мировосприятию и находился между двумя полюсами европейской культуры – материалистическим и духовным. Поэтому, глаз петербургского художника специфичен. Он смотрит на мир сквозь призму архисложной корневой системы петербургской интернациональной культуры и также, как город, проецирует себя уже не только на Европу, но и на Америку и одновременно впитывает и мировые традиции, и современное западное искусство. Пост-постмодернистская реалия вмещает в себя академизм и социалистический реализм, как законченное самовыражение, бесконечные варианты салонного искусства и реализм, концептуальное искусство и перфомансы, неоакадемизм и неомодерн. На рубеже XX и XXI веков оказывается возможным преклонение перед Рембрандтом и разрушительной стихией модернизма. Распространено цитирование византийского искусства и русского лубка, обращение к формуле русской иконы и к энергетике Ф. Пикабиа, или Ж. Дюбюффе, восприятие постреволюционного авангарда 1920-х – начала 1930-х годов, как утопической модели, сочетание традиций русского авангарда и манускриптов Леонардо, или супрематизма, и Н. Рериха. Так, проявляется откровенно индивидуалистическое желание сопоставить свое творчество с произведениями предшественника, или современника. Молодое поколение художников не проходит мимо П. Филонова, или К. Малевича, а упирается в их наследие, Дерзкий розыгрыш, эпатирующая выходка, ирония и свобода, в различной степени, свойственные и футуризму, и поп-арту, получили абсолютное свое выражение в творчестве молодых петербургских мастеров, ставших, известными, на Западе, благодаря и синтетичности и поликультурности (Т. Новиков, С. Бугаев, Энвер). Традиционное петербургское художественное воспитание немыслимо без Эрмитажа и Русского музея, а школу копирования старых мастеров прошли почти все художники. В культурное пространство города вросла Академия художеств вместе с фиванскими сфинксами. И это навеки. Но, в глубинах социалистического рождалось неофициальное искусство, и к «левым» относятся многие, прошедшие школу у академиков, часть из них чудом была принята в Союз художников. Система привела к тому, что для одних, были все выставочные залы, для других – «квартирные» выставки. В плену идеологической разобщенности одни справляли юбилеи под свет юпитеров, другие зажигали свечи и отмечали годовщины «газо-невских» выставок. К счастью, успело вырасти поколение, для которого и то, и другое стало историей. Благодаря, переломному 1985 году оказалось возможным и преображение художественной жизни. Ощутимо стремление к единению: М. Аникушин аплодирует М. Шемякину, создавшему в Нью-Йорке и установившему в Санкт-Петербурге памятник императору Петру I. Перфомансом Дягилевского центра стало «бескровное взятие» Мраморного дворца в сентябре 1990 года и аренда залов у находившегося там Музея В.И. Ленина. Так, впервые, двери дворца были открыты нами для деятелей культуры не только Ленинграда, но и Запада. Художники медленно привыкали к мысли быть, выставленными в одном здании с ленинскими экспонатами. На открытии Дягилевского центра на фоне инсталляции С. Бугаева был такой хепенинг, какой мог произойти скорее в Центре им. Ж. Помпиду в Париже, чем в стенах коммунистической цитадели. Мы, так же, как и «мирискусники», оказались на переломе двух эпох, захватив закат социалистического режима и наступление нового столетия в августе 1991 года. Созданный в Ленинграде, Дягилевский центр продолжает жить в Санкт-Петербурге. В поэтичных строках Аркадия Драгомощенко запечатлена наша история: «Что же есть Дягилевский центр искусств, возникший на периферии официального музея подобно плесени? Он изначально был вовлечен в странную игру ферментов, преображающих завтра (такова привычная стратегия монументального подхода к искусству) в неустанно, ускользаемое, не становящееся настоящим сейчас». Художников, оказавших честь Дягилевскому центру, не устраивает, «расчеловеченный» мир, их творчество отличается добрыми и ироничными чувствами. Русская интеллигенция всегда жила независимо от самодержавия. От жизненных реалий и не выполненных городом обещаний спасает мастерская. Кажется, не А. Бенуа, а, например, А. Батурин произносит: «Для нас мир, несмотря на всю современную жестокость и пошлость жизни, на все подлое искажение земли, – для нас мир все еще полон прелести, а, главное, полон обещаний… все мои мысли направлены к продолжению… А, город не всегда слышит художника, творчество, которого, предупреждало и предупреждает о возможных исторических трагедиях. Живописные идеи и литературные формулы «мирискусников» казались абсурдными многим их современникам. Их дар предвидения проявился спустя десятилетия. Не выполнено завещание Филонова, принесшего свои произведения в дар Русскому музею с просьбой создать Музей аналитического искусства. Нет в городе, по праву, претендующему стать европейской столицей культуры, музея современного искусства. Художники продолжают самозабвенно работать, возвращая городу его культуру (М. Карасик создает, рукотворную, литографированную книгу; А. Батурин, О. Николюк, Г. Зубков возрождают школу В. Стерлигова). Наступает время, когда древний призыв Платона – «давайте доведем очищение до конца» – воспринимается каждым из художников на своем уровне ментальности и выражается в искусстве своими формальными средствами. И, тогда произведения абсолютно, несхожих мастеров, разных по типичности, импрессии, по фундаментальности живописной организации, – Л. Сморгона, А. Герасимова, В. Овчинникова, Л. Лазарева, В. Лукки, В. Михайлова, Ф. Волосенкова, А. Белкина, Б. Матвеевой, А. Заславского – оказываются в едином нравственном пространстве. Собранные в каталог художники, сотрудничающие с Дягилевским центром (мы, к сожалению, не смогли включить всех), совсем не единомышленники, достаточно, критично воспринимают другу друга, и пристрастия у них порой, диаметрально, противоположны. Они – часть многогранного петербургского искусства. В этом каталоге лишь отражение живой и сложной деятельности нашего Центра, который остался верен принципам «мирискусников» и составляет экспозиции, «обнимающие все направления и течения под общим девизом художественности и даровитости» (А. Бенуа). Время, в которое мы живем, уникально. Но, какими мы предстанем в глазах потомков и будет ли сохранена цивилизация, зависит во многом от художников. Если не состоится погребение культуры под звон денежных колоколов, то, думаю, наступит период перламутрового неоромантического искусства, без фатальности в споре между Аполлоном и Дионисом. Останется и еще сильнее разовьется чувство удивления перед волшебным всемогуществом краски, рождающей образы. И, возвращаясь вновь к созвучию столетий, предоставим слово великому реформатору Сергею Дягилеву: «… мы уже не способны верить в романтический героизм страшных касок и непобедимых жестов… я могу смело и убежденно сказать, что не ошибается тот, кто уверен, что мы – свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами возникнет, но нас же и отметет». Восстанавливая, распавшуюся связь времен, мы начинаем воспринимать наш быстротекущий день в масштабе длительной исторической перспективы. И в этом смысл нашего издания.

Татьяна Юрьева, директор Центра искусств им. С.П. Дягилева, Санкт-Петербург

Материал взят из издания: Дягилевский центр искусств представляет...: Кат. [выст. / Центр искусств им. С. П. Дягилева, Фирма "Аланд"; Сост. Е. П. Лярская и др.; Вступ. ст. Т. Юрьевой]. - СПб.: Искусство-СПБ, 1993. – С. 6-8.    

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены