«Левый ЛОСХ» и нонконформизм Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Большую часть книги и коллекции составляют работы художников «левого ЛОСХа». Не скажу, что это было сознательной установкой. Просто, так получилось. «Так у Вас же «левый ЛОСХ», – сказал однажды кто-то из коллекционеров. Хорошо, пусть будет «левый ЛОСХ», – подумал я. Но, мысль о нем не давала покоя, требовала нарисовать «карту» левого искусства, определить территории «другого ЛОСХ-а» – так назывался наш с Леонидом Францем проект в Молодежном центре Государственного Эрмитажа (2015, куратор София Кудрявцева). «Левый ЛОСХ» – это удивительный феномен в ленинградском искусстве. Термин этот всем известен, у всех на слуху и воспринимается, как общепринятое понятие, определяемое, как правило, через группу «одиннадцати». При ближайшем же рассмотрении оказывается, что сами художники никогда этот термин не использовали и себя с ним не ассоциировали. Искусствоведы часто применяли этот термин в устной речи, но никогда о «левом ЛОСХ-е» не писали и избегали даже упоминания его в своих текстах. Получается, что «левый ЛОСХ» существовал в некоем низовом, табуированном в профессиональной среде пространстве. О нем все знали, но не писали, он многое объяснял, но не мог быть использован в построении системы искусства. Его избегали и как будто бы даже стыдились. Один из немногих о «левом ЛОСХе» и его изоляции в 2001 году писал Михаил Герман: ««Левый» союз..., оставаясь на острие ножа, старался сохранить преданность истинному художеству в традиции советской мифологии, вовсе не безуспешно, соединяя ее с романтикой оттепели и приемами, смутно, знакомого авангарда. «Левый» союз – об этом нынче вряд ли задумываются – рисковая, пожалуй, больше других... В конце 1980-х годов «левый ЛОСХ» оказался, а может, и остался поныне, в некоей странной изоляции». Как термин, «левый ЛОСХ» вошел в словесный оборот лишь в 1980-е годы, когда умами овладело уже «другое искусство» – нонконформизм, концептуальное искусство, contemporary art – они завоевывают сердца либеральных искусствоведов, кураторов. Вчерашние «шестидесятники» с их изобразительностью и живописностью не попадали в модный тренд текстуальности, их позиция, по мнению, А. Боровского, «была межеумочна» (т.е. половинчата, лишена четкости, точности). Обет неупоминания термина «левый ЛОСХ» десятилетия хранили и те, кто ближе всех был к группе «одиннадцати» – искусствовед Лев Мочалов (предпочитавший говорить о «третьем пути») и философ Моисей Каган. Даже в каталоге выставки: «Одиннадцать» (KGallery, 2012), посвященной сорокалетию выставки, никто, кроме, Наталии Ватениной не произнес его. Нонконформизм в искусстве, как понятие и явление, был введен для обозначения «другого», т.е. неофициального искусства. Рождение нонконформизма связывают с легендарной выставкой «30 лет МОСХ» (1962) в московском Манеже, ставшей, известной и получившей такой резонанс, благодаря, посещению ее Никитой Хрущевым, и устроенному им разносу «абстракционистам». Степень нонконформизма была принципиально разной для художников официальных и неофициальных. Для последних она была естественной органикой их жизни. Естественной не в плане благополучия и комфорта, а в плане неизбежности. Поэтому, для героического «круга Арефьева» более уместно говорить об андеграунде, как образе жизни. Для них протестом, отказом подчиниться системе была сама жизнь, ежедневное бытование, часто в асоциальных условиях, немыслимых для обычного человека. Художники официальные, вступившие на путь нонконформизма, рисковали больше, им было, что терять. Средства к существованию (заказы, преподавательская деятельность), положение в обществе и мастерские, к которым они привыкли, – все это находилось в руках у Системы. Для них нонконформизм был не органикой, а осознанным поступком, тяжелым выбором, на который решались далеко не многие. Поэтому, нонконформизм среди официальных художников носит единичный характер – тем он и интересен. В 1950-е годы он был крайне редок (И. Годлевский), в 1960-е годы мы наблюдаем его среди отдельных художников (Г. Егошин, В. Стерлигов, В. Волков), а с 1970-х годов – в выступлениях целых групп (выставка «одиннадцати», 1972). В эти же годы выставки неофициального искусства прошли в ДК им. Газа (1974) и ДК «Невский» (1975). Чем дальше дистанция времени, отделяющая нас от противостояния власти и андеграунда, тем менее, актуальной становится оппозиция «официальное – неофициальное» для содержательного анализа послевоенного искусства. Сами эти термины давно утратили первоначальный смысл, превратились в пустые симулякры, за которыми, уже ничего не стоит. «Уже давно оппозиция: «официальное / неофициальное» потеряла характер рабочего инструмента идентификации художника, а то, и целого явления, – считает А. Боровский. – В последние пару лет вектор, похоже, изменился, наши государственные институции все более внимательны к, условно говоря, традиционалистам. И все менее – к их оппонентам. Но, дело не в востребованности. Сам тренд – разделенность движения искусства на два рукава – оказывается уязвимым, когда дело касается наследия такого масштаба...».

Автор статьи Николай Кононихин, собиратель и пропагандист ленинградского искусства второй половины XX века.

Материал из издания: Кононихин Н.Ю. Искусство глазами коллекционера. Вторая половина XX века. Ленинградский опыт. Санкт-Петербург, 2019. С. 14-15.

Павел Варфоломеевич Кузнецов "Кишлак"Кузнецов П. В."Кишлак"
Павел Варфоломеевич Кузнецов "Мечеть"Кузнецов П. В."Мечеть"
Павел Варфоломеевич Кузнецов "В степи"Кузнецов П. В."В степи"
 Неизвестный художник "Битва под сливой"Неизвестный художник "Битва под сливой"
 Неизвестный художник "Прыгающий на плот"Неизвестный художник "Прыгающий на плот"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-18все права защищены