Леонид Борисов. Любовь к геометрии Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Леонид Борисов – художник не светский, и тем более не тусовочный, в отличие от многих коллег своего возраста, не говоря уже о молодежи, он так и не поднаторел в SOCIAL CONNECTIONS. Однако, вовсе не потому я определил бы его положение в питерском искусстве, как позицию некого аутсайдера. Нет, он вполне уважаемый художник, присутствующий на всех сколько-нибудь значительных выставках, начиная с 1970-х годов. Просто проблематика, которую он последовательнейшим образом разрабатывает в своем искусстве вот уже два десятилетия, скорее, ближе московской арт-практике, нежели питерской. Дело в том, что Борисов предан геометрии. Рыцарски, если не сказать фанатично. А геометрическая традиция в разных ее проявлениях в последние десятилетия актуализировалась именно в Москве. А Малевич? скажут мне, а, на худой конец, стерлиговцы? Что ж, Малевич, конечно, «это наше все», и черпали у него достаточно, но именно геометрические аспекты его наследия в Питере всерьез не разрабатывались (я имею ввиду не непосредственных адептов мастера, а, так, сказать, второе пришествие художника в 1960-1970-е годы) А, стерлиговцы? Они-то как раз преодолевали геометрию ради органики. Словом, большее понимание Борисов на первом этапе своего творчества (он начинал в 1970-е годы, попав в орбиту Газа-Невской культуры в ее героический, счастливый период, когда любой не санкционированный официально художнический жест воспринимался не только политически, но и творчески авангардным) встретил в Москве. Там уже большой круг живописцев клялся именем Малевича, причем воспринимал его, может быть, достаточно поверхностно, но непосредственно и брутально-энергично (снисходительно-уничижительные термины типа «Малевич для бедных» появились позднее. Замечу, что на начальном этапе художники были теми же «бедными», лишенными традиции и информации, вгрызались они в недоступное ранее благо с жадностью голодных людей, поэтому иронизировать по поводу упрощенности тогдашнего восприятия уроков мастера едва ли исторически справедливо, тем более, с позиций следующих десятилетий, конечно же, более просвещенных и рафинированных. Во всяком случае, о «припудренном Малевиче» тогда речь не шла). Относясь к Малевичу, как к знамени, они не могли, в силу, описанных выше обстоятельств, не эмблематизировать это свое отношение, отсюда артикуляция именно геометрических аспектов, как своего рода «символов и эмблематов». В этой среде Борисов чувствовал себя своим, и, как ни разошлись впоследствии пути московских художников этого круга, взаимопонимание осталось. Есть и другой ряд художников, в ту пору, близких Борисову. Это мастера, воспринявшие, различные версии геометрической абстракции (вплоть до поп-арта), развившие их в трехмерном пространстве и обогатившие, полученные в результате объекты элементами «технического» от четко, выявленной конструктивности, модульности, до кинетизма. Речь идет о группе: «Движение» и тех ее участниках, которые избежали искусов оформительского истэблишмента и коммерческого дизайна. Вот, пожалуй, явления, на фоне, которых, происходит становление Борисова. Может возникнуть вопрос почему, анализируя генезис художника, я не упоминаю мощную западную традицию геометрической абстракции, пронизывающую большой пласт, близких по проблематике явлений: HARD-EDGE PAINTING, конкретное искусство, минимализм, систематическую абстракцию, NEO-GEO и т.д.? Думаю, просто потому, что знакомство с этими ипостасями геометрической абстракции не было систематичным и последовательным, а, значит, существенно, повлиявшим на Борисова. Это извечное российское выпадение из MAIN STREAM, из временной последовательности развития общего художественного процесса, в данном случае, как мне, представляется, не маргинальность, а качества поэтики. Отсутствие редукции к хрестоматийным западным течениям 1960-1970-х годов, по-своему, обаятельно. Да, это в какой-то мере «изобретение велосипеда», но своего велосипеда. Пусть не HIGH TECH, пусть не самоновейшей марки, но построенного для себя и по себе. Этот элемент самостоятельности пусть за счет, условно говоря, нетехнологичности, самодельности, рукотворности в описанной выше традиции чрезвычайно редок: как правило, она маркируется двумя-тремя лидерами, предлагающими новый поворот, новую грань концепции, остальные идут в кильватере и пополняют ряды респектабельных коммерческих художников. Слишком невелико пространство для маневра, малейший нюанс на вес золота. Борисов делает все «как бы в первый раз». Приходит к необходимости освободиться от всякого рода, положенных и внеположенных искусству напластований: не только символичности, литературности, знаковости и т.д., но и «живописности», экспрессивности, декоративности... Открывает для себя малоисследованную в геометрической абстракции область симметрии, зеркальности. Исследует диалектику веса и объема, постепенно, приходя к реальной, не изображенной трехмерности, коллажируя на картинную плоскость натуральные предметы, а затем и полностью переходя к объектам. Описывая арт-практику Борисова, можно акцентировать острой современный характер его мышления, констатировать то, что он «своим умом» дошел до передового, как у нас говорят, международного уровня развития геометрической традиции. Я же еще раз подчеркну момент «своего ума»: самодостаточности, самостоятельности, самодельности. От общей концепции до реализации вплоть до деталей чудовищной советской сантехники в качестве FOUND OBJECTS. За его геометрическими композициями нет математических, как у Ричарда Пауля Лоше, выкладок, его трехмерные объекты не опираются, как у Макса Билла, на аэродинамические расчеты, в его скульптуре, приколоченных гвоздями друг к другу ящиках-объемах, нет технологичности Дональда Джадда, но это его геометрия, его объемы, его шероховатость, неправильность, наивность. Я далек от спекуляций на темы «русского чувства формы», равно, как и от умиления мифологемами типа «на глазок», «без единого гвоздя», одним топором» и т.д. Не об этом речь. О том, что в силу конкретных историко-культурных обстоятельств российской жизни художник не плывет по течению традиции, а выгребает сам. Опирается не на написанные уже компьютерные программы, а «на хищный глазомер простого столяра». Преодолевает то, что можно было «пройти», взять готовым. Зато и энергия преодоления, сэкономленная бы при более благополучном и отрефлектированном пути, сообщает вещам Борисова это элемент самостоятельности, который в геометрической традиции так ценим.

Автор статьи Александр Боровский

Материал взят из каталога: Леонид Борисов: Работы 1975/1995: [каталог / авт. вступ. ст. А. Боровский, В. Пацюков]. Санкт-Петербург: Гос. Рус. музей; Москва: Титул, 1995. С. 6-7.

Павел Варфоломеевич Кузнецов "Кишлак"Кузнецов П. В."Кишлак"
Павел Варфоломеевич Кузнецов "Мечеть"Кузнецов П. В."Мечеть"
Павел Варфоломеевич Кузнецов "В степи"Кузнецов П. В."В степи"
 Неизвестный художник "Битва под сливой"Неизвестный художник "Битва под сливой"
 Неизвестный художник "Прыгающий на плот"Неизвестный художник "Прыгающий на плот"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-18все права защищены