Об экспозиции «Арефьевский круг» Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Каждый музей имеет в своем собрании нечто, сокровенное, чем он гордится особенно. В музее: «Царскосельская коллекция» такой жемчужиной по праву является собрание работ художников, чье творчество пришлось на вторую половину XX века. Это послевоенный ленинградский андеграунд – легендарные художники арефьевского круга (Орден нищенствующих живописцев). Особенно важно отметить то, что работы этих художников, чьи имена стали культовыми для петербургского искусства, теперь доступны для публичного просмотра – их можно видеть в постоянной экспозиции музея. В 2001 году, к 10-летию музея, арефьевцам было отведено два зала, которые они занимают и по сей день. Экспозиция открывается небольшим текстом Любови Гуревич – независимого критика и историка ленинградского художественного андеграунда. Текст этот, как камертон, настраивает, входящего в залы зрителя, на нужный тон восприятия экспозиции арефьевцев, дает возможность окунуться в атмосферу жизни ее героев. Поэтому, мы посчитали нужным привести его целиком: «Александр Арефьев (1931-1978) и его друзья: Шолом Шварц (1929-1995), Рихард Васми (1929-1998), Владимир Шагин (1932-1999), Валентин Громов (р. 1930) – первая в Ленинграде когорта художников, противопоставивших себя официозу. Они не были «детьми оттепели», их мировоззрение и самосознание сформировалось уже в конце 1940-х – начале 1950-х годов, и поэтому есть в них особенная суровость и бескомпромиссность. О них говорили: «крутой кипяток», говорили: «отсвет их решимости лежит на всем поколении». Для дерзких подростков военного времени искусство стало не бегством от действительности, но делом чести, рыцарским оружием, оберегающим их от падения до уровня обывателя. Советской действительности они противопоставили ее художественное исследование. Довольно, равнодушные к теории и художественным манифестам, они были чрезвычайно жадны до впечатлений. Каждого тянуло к разным сторонам жизни, но всем было нужно от нее оттолкнуться и потом обобщить, и пластически преобразовать. Можно проследить их генетическую связь с объединением: «Круг художников», увидеть некоторое сходство и различия: большую раскрепощенность, ударность художественных средств, напряженность и остроту переживаний, большую выраженность индивидуальности каждого. Гигантская личность Арефьева обладала способностью не подавлять, но, скорее, заострять, «чеканить» индивидуальности своих друзей. Постоянно, конфликтующий с властями, Арефьев эмигрировал и умер в Париже. Остальные, продолжая жить, взаимной творческой стимуляцией, оставались в подполье, более глубоком, чем все неофициальное искусство. Перестройка их не изменила: в них, так и осталось отвращение к публичной жизни. Однако, их живописные достижения имеют наиболее высокий рейтинг среди художников и ценителей этого искусства». К этим именам необходимо добавить еще двух их друзей – это скульптор Леонард Титов (1931-1978) и поэт Роальд Мандельштам (1932-1961). Стихи Роальда, посвященные его друзьям-художникам, написаны также живописно и остро, как и все работы, составляющие экспозицию. Со скульптурой Леонарда (Лера, или Лерик, как звали его друзья) произошла вообще мистическая история, как раз в духе арефьевцев. Однажды в музей зашел неизвестный мужчина, неся под мышкой, завернутый в тряпку предмет. Под тряпкой оказалась мраморная голова мальчика. Несомненно, это была одна из немногих, сохранившихся работ Леонарда Титова. Мало того, соавтором этого произведения оказался Рихард Васми, это его рукой, как у античной скульптуры, были покрашены в коричневый цвет волосы на голове мраморного мальчика. Заняв, достойное место в экспозиции, эта уникальная скульптура является ее украшением. Коллекция музея насчитывает 889 произведений художников арефьевского круга. Большую часть этого наследия составляют графические работы, но это нисколько не умаляет значения нашего собрания; даже напротив, знатоки и ценители этих художников уверены, что в первую очередь, арефьевцы реализовались и заявили о себе, как мощные рисовальщики. Музейное собрание в таком объеме было бы невозможным, если бы не щедрость и великодушие наших петербургских коллекционеров, друзей и родственников художников. Первые работы поступили в музей от семьи Писаревых еще в начале 1991 года. Это было небольшие рисунки Владимира Шагина, бережно, хранившиеся в семье. Определяющим событием в формировании собрания стала выставка художников Санкт-Петербурга, организованная музеем в Запасном дворце (Дворец Кочубея, г. Пушкин) в 1993 году, на которой были представлены работы Р. Васми, В. Шагина, Ш. Шварца и В. Громова. Уже тогда Валентин Громов подарил музею: «Трамвай на Ржевке» – одну из лучших своих работ, ранний пейзаж Арефьева: «Белая ночь» и «Пейзаж с красными домами» Шварца. Олег Борисович Фронтинский сделал самый значительный вклад, передав в дар гуаши Арефьева и рисунки Васми. Наталья Николаевна Мешкова, сестра Рихарда Васми, передала в дар музею несколько ранних живописных произведений своего отца, а также графические произведения раннего Шварца. Коллекционер Анатолий Николаевич Сидоров подарил восемь работ Владимира Шагина, включая такие значительные произведения, как «Парк Победы» и «Двое». Любовь Гуревич передала в дар две уникальные деревянные скульптуры Арефьева и одну Шварца, отлитую в бронзе. Николай и Раиса Благодатовы также пополнили музейное собрание работами из своей коллекции. Внесли свой вклад в обогащение коллекции Николай Решетняк, Александр Флоренский, Василий Флоренский и Андрей Кузнецов. В то время, когда художники арефьевского круга стали востребованы и подняты на щит, когда за их работами гоняются коллекционеры всех мастей, включая московских, такие щедрые дары являются поистине бесценными. Наверное, это закономерно: ведь сами художники любили этот дом. Частенько, прогуливаясь по паркам Царского Села, делая зарисовки и вдохновляясь здешней красотой, они обязательно заглядывали в музей погреться, выпить чашечку чая. Благодаря администрации Пушкинского района, музей успешно осуществляет издательский проект, популяризирующий коллекцию. В частности, за последние годы были изданы два альбома, посвященные творчеству художников арефьевского круга. Это графика Рихарда Васми и 505 рисунков Владимира Шагина из собрания музея. В этом же году собрание пополнилось еще одним важным произведением. При спонсорской поддержке С.П. Козубенко и организационном участии А.В. Авдеенко и Н.А. Королева удалось приобрести и доставить в музей мемориальную стену из дома поэта Роальда Мандельштама. Фреска Шолома Шварца: «Лучники», единственное монументальное произведение арефьевцев, была написана в 1959 году и считалась, погибшей. Теперь она отреставрирована и нашла свой дом рядом с работами друзей-единомышленников. Музейное собрание художников арефьевского круга, а также их постоянно, действующая экспозиция, были исключительны по своему значению и являются достоянием петербургской культуры.

Директор музея Александр Некрасов. Заведующий выставочным отделом Андрей Кузнецов

Материал взят из издания: Арефьевский круг [Текст]: произведения из собрания музея: альбом / Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга, Государственный музей "Царскосельская коллекция"; [авторы-составители каталога А.М. Некрасов, А.А. Кузнецов; авторы статей Л. Ю. Гуревич и др.]. - Санкт-Петербург: НП-Принт, 2016. – С. 6-8.

Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-20все права защищены
?>