Творчество Федора Федоровича Платова (1895-1967). Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Имя художника Федора Федоровича Платова хорошо знакомо тем, кто интересуется акварельной живописью. Вплоть до 1967 года (года смерти художника) его произведения регулярно появлялись на московских и всесоюзных выставках. Работы Платова всегда отличала большая художественная культура, артистичность исполнения, великолепное знание техники акварели. Федор Федорович Платов родился в 1895 году в Ялте. Заниматься рисунком и живописью начал с четырнадцати лет. С 1917 по 1920 год он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Своими основными учителями художник считал Л. Пастернака и И. Машкова. Годы юности Платова и начало его творческой деятельности совпали с эпохой первых послереволюционных лет. Раскрепощение творческих возможностей человека нового общества, его причастность ко всему, происходящему в стране порождали своеобразный универсализм. В новом мире все создавалось как бы заново, в нем не было ничего второстепенного, важным оказалось абсолютно все, что служило новой советской культуре, и поэтому художники с одинаковым энтузиазмом писали картины, оформляли спектакли и народные праздники, конструировали ножи, вилки и стулья, моделировали новые фасоны прозодежды, рекламировали галоши и соски. Платов в эти годы был среди тех, кто принимал самое активное участие в культурной жизни страны. Воспитанный бурной эпохой социалистического строительства и окружением талантливейших людей, с которыми ему посчастливилось работать, Платов на всю жизнь сохранил удивительную разносторонность творческих интересов и увлечений. Среди художников, поэтов и писателей, с которыми начинал Федор Платов, были В. Маяковский и Б. Пастернак, Н. Асеев и Велимир Хлебников, Н. Гончарова и Вяч. Иванов, Д. Бурлюк и Н. Удальцова. Все они так или иначе оказали большое влияние на формирование личности художника. Сам Федор Платов называл себя «литератором и живописцем». Подобное совмещение было характерной чертой времени. Многие тогда небезуспешно соединяли в себе писателя и художника. Собственно, литературная деятельность Платова ограничилась выпуском трех книг в издательствах: «Пета» и «Центрифуга» (где он одновременно работал и как иллюстратор) и участием в нескольких литературных сборниках. Гораздо более серьезное место в его жизни заняла профессия художника. В первые годы Советской власти Платов занимался преимущественно плакатом. Это было время взлета искусства плаката. Лаконизм языка, доступность для понимания и возможность массового производства обусловили важнейшую роль плаката в молодом пролетарском государстве. В годы революции, интервенции и гражданской войны плакат был политическим организатором, агитатором, идейным воспитателем масс. Функции плаката чрезвычайно расширились в период мирного строительства, когда на повестку дня встали вопросы восстановления сельского хозяйства, индустриализации, вопросы социальных прав человека, сохранения культурного наследия. Платон отдал дань самой различной плакатной тематике: политической, рекламной, технической. Он работал для издательств: «Правда», «Центросоюз», Трансжелдориздат, пробовал свои силы в книжной иллюстрации, делал обложки. Он посвятил проблемам полиграфии две теоретические работы: «Основы шрифтоведения» и «Историческое развитие шрифта», выступал с докладами по этим вопросам во ВХУТЕМАС-е, Государственном институте журналистики, Государственной Академии художественных наук. В те же годы Платов заинтересовался возможностями акварели. Эта техника настолько увлекла его, что приблизительно с середины 1920-х годов ее можно было считать основной в творчестве Платова, она стала для него тем языком, на котором он предпочитал изъясняться и в умении пользоваться, которым, достиг истинного профессионализма. Федор Платов не принадлежал ни к одному из бытовавших в эти годы художественных направлений. Однако, с общими поисками искусства 1920-х годов художника роднит повышенный интерес к пространственной композиции, сказавшийся, в основном, в его натюрмортах. В них, пользуясь, некоторой деформацией предметов и обратной перспективой, применяя зеркало, он нарушал статичность пространства, вносил элемент движения и тем самым обострял пространственное звучание своих листов. В 1925 году художник впервые экспонирует свои акварельные работы на выставке ОБИС («Объединенное искусство»). Выставку отличала приверженность к камерному направлению в искусстве. Были представлены мастера разных направлений и жанров. Многие из них, также, как и Платов, были учениками Училища живописи, ваяния и зодчества. С тех пор Платов постоянно участвует в выставках Москвы и Ленинграда. Среди работ 1920-1930-х годов наиболее интересными, пожалуй, можно считать его натюрморты с букетами. Такие работы, как «Натюрморт с вазой» (1925), «Натюрморт с красным графином» (1926), «Натюрморт с розой» (1935), немногословны и сдержанны. Почти однотонные, или слегка, расцвеченные, они останавливают внимание какой-то особой изысканностью и элегантностью. Одной легкой линией намечает художник контуры предметов, избегая детальной проработки. Для него прежде всего важно закрепить, доминирующий тон в композиции и некоторые основные нюансы цвета. Они-то и обусловливают настроение работ. Платов предпочитает технику, т.н. «мокрой» акварели. Ему одинаково хорошо удавались и светлые прозрачные акварели с тончайшим нюансированным цветом, свободные по форме, живые, непосредственные, с легко, набросанным рисунком («Мальчики», 1934; «Первый заморозок», 1955), и акварели яркие, темпераментные с буйством цвета, движения («В деревне», 1950-е гг.; «Перед дождем», 1960; «Музыка Скрябина», «Творчество Гоголя», «Музыка Бетховена», все – 1960-е гг. и др.). В 1934 году Платов показывает свои произведения на первой персональной выставке в Клубе мастеров искусств в Москве. В течение следующих двадцати лет состоялось еще восемь его персональных выставок. В годы Великой Отечественной войны он – участник ряда передвижных выставок для воинов Красной Армии. В 1942 году выставляет свои работы на большой выставке: «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны». С середины 1930-х годов Платов написал огромное количество пейзажей. Интерес к этому жанру он сохраняет до конца своей жизни, рассматривая работу над ним, как своеобразную школу мастерства художника. Федор Федорович Платов любил писать то, что видел вокруг себя: сельский пейзаж с деревянными домиками, мальчишек на берегу реки, лошадь, везущую ворох душистого сена, лесную чащобу и деревянную окраину, морские виды и монастырские дворики. Большинство работ Платова решено чисто живописными средствами, рисунок играет в них второстепенную роль. Композиционный подход к натуре прост и ненавязчив. Художник не ищет сложных ракурсов, или необычных точек зрения. Чаще всего он разворачивает свои пейзажи параллельно плоскости листа, любовно, передавая все особенности мотива. В работах 1940-х годов акварельная техника Платова несколько видоизменяется. Художника начинает интересовать декоративная возможность цвета. Монохромность и сдержанность ранних работ уступают место яркой красочности пятна. Платов смело пользуется контрастами, лепка формы становится энергичной, цвет интенсивнее, характеристика предмета подробнее. Обращаясь к жанру портрета, художник пишет, главным образом, хорошо, знакомых ему людей, друзей, близких. Среди работ этого жанра можно отметить: портрет жены Платова, художника Ермиловой-Платовой (1938), портреты Нины Михайловой, артистки театра «Ромэн» (1949), искусствоведа П.Д. Эттингера (1937), отмеченный самим автором, как одно из лучших его произведений, и многие другие. Внимание художника сосредоточено на передаче характера, портретируемого. Он старается исключить все лишнее и редко помещает модель в окружении каких-либо предметов. Платов, как правило, пишет погрудные портреты. Модель придвинута близко к зрителю и занимает собой почти все пространство листа. Художник как бы рассматривает ее в упор, стараясь с возможной полнотой передать неповторимую индивидуальность каждого человека. Помимо пейзажей, натюрмортов, портретов, Платов много занимался и оформлением книг. Среди его работ есть листы на темы классической литературы. Так, например, иллюстрированию: «Дон Кихота Сервантеса» он посвятил целую серию листов, выставлявшуюся в связи с 350-летием со дня смерти великого испанского писателя в Институте мировой литературы им. М. Горького в 1966 году. Ф.Ф. Платов в своем творчестве развивал лучшие традиции русской и советской живописной культуры. В основе его художественного видения обязательно лежит действительность. Любовь к предметному миру, восприимчивость к окружающей жизни и живое чувство времени всегда были для него источником вдохновения. Образ Платова окажется неполным, если не сказать о нем, как о личности. Сформировавшись в первые десятилетия нашего века, он остался верен чувствам своей юности и через всю жизнь пронес человеческое обаяние, энтузиазм и энергию тех далеких лет. Федор Федорович Платов был на редкость живым, веселым и беспокойным человеком. Он увлекался оптикой, физикой, интересовался возможностями математики, ставил «фантастические», по воспоминаниям современников, опыты. Казалось бы, не было такой области, которая не могла бы его заинтересовать. Платов занимался монументальной живописью. На Всемирной выставке в Париже в 1939 году экспонировалось его панно: «Москва-Волга», получившее награду. В 1943-1944 годах совместно с В.В. Черновым Платов изобрел способ применения акварели в стенной живописи, была опубликована работу на эту тему и сделаны экспериментальные росписи в «Гипроавиапроме», давшие интересные результаты. Платов писал статьи, выступал с лекциями по самым разнообразным вопросам. «Опыт применения синтетической перспективы», «Колонна и масштабность», «Теория цвета», «Монументальные формы в архитектуре», «Рисунок в свете законов физики» – таковы темы его статей и выступлений. Немало лет посвятил художник и педагогической деятельности. В 1921 году он преподавал во ВХУТЕМАСе, заполненном в эти годы молодежью, пришедшей с фронтов гражданской войны. Платов читал лекции по педагогике в области изобразительных искусств и вел занятия акварелью. В 1927/1928 годах он выступал с лекциями по искусству в Государственном институте журналистики. Многие годы был связан с архитекторами, руководя студиями акварели в Академии архитектуры и в Доме архитектора. В 1920-е годы Платов увлекся цветомузыкой. Его интересовали теоретические построения и практические опыты Скрябина. Спустя сорок лет он вновь обратился к поискам в этой области. Он написал гуашью серию работ, посвященных музыке, выдающихся композиторов – Бетховена, Моцарта и других, а также работу, вдохновленную: «Поэмой экстаза» Скрябина. Необыкновенную темпераментность музыки: «Поэмы», так, ошеломляющую современников, предчувствие бури, «мирового пожара», обновления мира, выраженные в ней с особенным вдохновением, художник переложил на язык цвета и пластики, попытавшись найти адекватное цветовое звучание произведению, которое сам Скрябин представлял в «цветовых» звуках. Художник и литературные произведения воспринимал, как своеобразную музыку слова. Его работы гуашью: «Творчество Софокла», «Творчество Данте» (1960-е гг.) чем-то сродни серии, посвященной творчеству композиторов. В Прилуках на Оке у художника был двухэтажный дом – своеобразный дом-музей, где повсюду была развешена его живопись, расставлена скульптура из корней и коряг, собрана большая библиотека. Дом постоянно был заполнен людьми, которых принимали радушно и гостеприимно. Образ жизни Платова, его увлечения, дух экспериментаторства, неиссякаемая творческая энергия, умение превратить каждый, прожитый день в праздник, привлекали к нему людей, в особенности, молодежь, для которой он был живым и ярким представителем духовной атмосферы начала века. Художник умер в 1967 году. Некоторые его работы находятся в музеях (Государственный литературный музей в Москве, музей Большого театра Союза ССР, Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»). Однако, основным местом, где сегодня можно познакомиться с работами Федора Платова, является небольшая московская квартира двух его братьев – Анатолия Федоровича и Бориса Федоровича Платовых, бережно, сохраняющих творческое наследие художника.

Автор статьи Е. Полякова.

Материал взят из каталога: Ефросиния Федосеевна Ермилова-Платова, 1895-1974. Федор Федорович Платов, 1895-1967: Живопись. Графика: Кат. [выст. / Составитель Е.А. Лисенкова; Авт. вступ. статей Е.В. Полякова, О.О. Ройтенберг]. М.: Советский художник, 1988с.: ил.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены