Творчество Алексея Алексеевича Сапожникова Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

  Имя Алексея Алексеевича Сапожникова мало знакомо широкой художественной общественности. Поэтому, настоящую персональную выставку произведений А.А. Сапожникова, прошедшую в Москве в 1979 году, можно считать очень своевременной: она дает полное представление о крупном даровании мастера и, несомненно, станет заметным событием в культурной жизни столицы. А.А. Сапожников родился в 1888 году в семье земского учителя. Его детские и юношеские годы прошли в старых русских городах – Пензе, Саратове, в среде провинциальной трудовой интеллигенции. Рано, проявившиеся способности, непреодолимая тяга к искусству заставили Алексея Сапожникова бросить занятия в Саратовском реальном училище и поступить в одно из старейших художественных учебных заведений России – Боголюбовское рисовальное училище, названное по имени известного русского художника-мариниста А.П. Боголюбова (1824-1896). Его занятия в училище шли успешно. Дойдя до фигурного класса, А.С. Сапожников по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Пензу, где и продолжил свое образование в Пензенском художественном училище, ныне носящем имя его первого директора, художника-передвижника К.А. Савицкого (1844-1905). Окончив с отличием училище, А.С. Сапожников поступил без экзамена в Петербургскую Академию художеств. Пройдя обязательные общие классы, он был принят в мастерскую Д.Н. Кардовского (1866-1943) – известного русского художника, автора исторических полотен, блестящего мастера книжной иллюстрации и театрально-декорационного искусства. Д.Н. Кардовский был выдающимся педагогом, воспитателем молодого поколения художников. Ученик П.П. Чистякова (1832-1919), Д.Н. Кардовский не только воспринял художественные принципы своего учителя, но и развил их. Он создал школу, которую прошли такие художники, как Н.Э. Радлов, А.И. Савинов, П.А. Шиллинговский, В.И. Шухаев, А.Е. Яковлев, Б.А. Дехтерев, В.П. Ефанов, Д.А. Шмаринов. Количество желающих попасть в мастерскую Д.Н. Кардовского было так велико, а сам мастер был так взыскателен и строг при отборе, что зачисление к нему считалось большой честью. Эта честь и выпала на долю А.А. Сапожникова и его товарищей – Ю.В. Разумовской, К.И. Рудакова, С.В. Рянгиной, П.М. Шухмина. Но, закончить свое образование будущему художнику тогда не удалось. В 1915 году А.А. Сапожникова мобилизовали и отправили в действующую армию. В учении наступил длительный перерыв. Фронт, командировка в Петроградское военное училище, тяжелая болезнь, госпиталь и, наконец, шестимесячный отпуск, совпавший с демобилизацией в 1917 году. Художник уехал в Саратов, откуда только в 1923 году ему удалось вернуться в Академию, защитить дипломную картину и получить звание художника-живописца. Снова, уже с дипломом в кармане, А.А. Сапожников поехал в Саратов, где для него начался важный период – период самостоятельной профессиональной деятельности. Художник А. Синицын, лично, знавший тогда А.А. Сапожникова, вспоминает: «После демобилизации в 1917 году Алексей Алексеевич приехал в Саратов. Он много работал, был тесно связан с саратовскими художественными мастерами, выступал в печати – в саратовских сатирических журналах: «Клещи» и «Метла» и в местных газетах. Позднее, в 1930-х годах, А.А. Сапожников сотрудничал в саратовском книжном издательстве – иллюстрировал учебники. В те же годы, вместе с художником Борисом Васильевичем Миловидовым, Алексей Алексеевич выполнил серию плакатов – около двадцати. Шесть из них хранятся в Саратовском краеведческом музее. Эти плакаты были направлены на мобилизацию советского народа для борьбы с врагами нашего государства, для усиления социалистического строительства: 1. «Тыл, спеши на помощь красному фронту», 2. «Если встанут ткацкие фабрики», 3. «Все на помощь бездомным детям». Тогда же были созданы и другие вещи, вошедшие в золотой фонд советского плаката: «Дайте городу хлеб», «Чтобы вспахать землю, нужно иметь соху, а я об этом забыл. Надо бы подкормить рабочих», «Без пилы, топора и гвоздей избы не построишь», изданные Саратовским отделением Государственного издательства. Первые два были воспроизведены в книге: «Советский политический плакат» (Москва, «Искусство», 1962). Сам художник, писал о тех годах: «В 1920 году мобилизован художником-литографом Политотдела Донской области, после чего, был передан в распоряжение Дорполита Рязанско-Уральской ж.д., где работал в качестве художника». Труд мастера стал частью общенародного дела. В 1932 году вместе с семьей художник переехал в Москву, и началась новая глава его творческой биографии. Деятельность А.А. Сапожников приобретала все больший размах. Художественное оформление стабильных учебников, участие в создании Большой Советской Энциклопедии, картины для художественных выставок… Московское товарищество художников, участником, которого, А.А. Сапожников стал к тому времени, посылало его в творческие поездки в Заполярье, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В издательстве: «Искусство» художнику была поручена работа над серией портретов политических деятелей, деятелей науки и искусства для массовой печати. Все, что было проделано за эти годы, трудно перечислить. В 1937 году А.А. Сапожников стал членом Московской организации Союза советских художников. Всем было памятно воскресное утро 22 июня 1941 года. Прервалась мирная созидательная жизнь нашего народа. На всем протяжении границы нашей Родины, от Баренцева до Черного морей развернулась грандиозная битва за существование нашего государства, за жизнь, свободу и честь народов Советского Союза и всей Европы. Как и все советские люди, художники Москвы поднялись на защиту Отчизны. Многие ушли на фронт, другие продолжали трудиться в тылу. Могли А.А. Сапожников оставаться в стороне? Он по возрасту не подлежал мобилизации, но его сын стал воином (осенью 1941 года пал смертью храбрых в битве за Киев). Семья эвакуировалась в далекую Башкирию. Высокое сознание своего гражданского долга не позволило художнику покинуть столицу. Алексей Алексеевич остался в Москве и, как и другие московские художники, с головой ушел в оборонную работу (так, например, он принял активное участие в спасении сокровищ Государственной Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В октябре 1941 года по поручению ЦК партии Телеграфное агентство Советского Союза организовало мастерские, вошедшие в историю под именем: «Окон ТАСС». «Окна ТАСС», подобно легендарным: «Окнам РОСТА» поддерживали боевой дух воинов и тружеников тыла. Глубокая осень 1941 года. Затемненная и заснеженная прифронтовая Москва ощетинилась противотанковыми ежами и надолбами, стволами зениток. В мутном небе, подобно фантастическим рыбам, висят аэростаты заграждения. Холодно, голодно. И тревожно. Осатанелый враг у ворот столицы. В Берлине заранее празднуют победу. Расписан парад войск в павшей Москве. А, в особняке на Кузнецком мосту, 20, там, где теперь открыт выставочный зал, денно и нощно трудятся художники над плакатами. Они тоже считают себя воинами, вставшими на защиту Отчизны. Была создана бригада: Ф.А. Демидов, К.С. Ипатов. Я.В. Тихов, А.А. Сапожников. Также, как Кукрыниксы, они подписывали плакаты начальными буквами своих – ДИТС. Те дни стали одной из страниц летописи Великой Отечественной войны. О самоотверженном труде художников столицы во время войны рассказывают статья П.П. Соколова-Скаля: «Художники героической Москвы» («Вечерняя Москва», ноябрь 1941 года), книга Н.Ф. Дениковского: «Окна ТАСС» 1941-1945 гг.». Многие художники: «Окон» ушли на фронт, в т.ч. и Я.В. Титов. Остальные продолжали свою работу. В это время А.А. Сапожников не только трудился для «Окон ТАСС», но и выполнял ответственные задания Политуправления Западного фронта, неоднократно выезжал в действующую армию. Именно там он сделал многочисленные зарисовки и этюды, которые впоследствии послужили материалом к созданию картины: «Партизаны», находящейся в Музее Революции СССР. И в последние годы А.А. Сапожников не прекращал творческой работы, пока смерть не прервала ее. Выставочный стаж художника исчисляется с 1925 года. Он – участник многих выставок, от всесоюзных и республиканских до областных и городских. Среди них были такие крупные, этапные, как выставка «XX лет РККА и Военно-Морского Флота» 1938 года, Всесоюзная выставка: «Индустрия социализма» 1939 года, Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война» 1942-1943 гг., выставка военных зарисовок и этюдов, посвященных тридцатилетию Победы над фашистской Германией (Ленинград, 1975), выставка «Окна ТАСС» в 1941-1945 гг.» (Москва, 1975). В 1951 году в стенах МОССХ открылась персональная выставка произведений А.А. Сапожникова, которая имела успех. Отзывы о ней мы можем найти в газете: «Советское искусство», и в «Огоньке». Различными музеями страны был приобретен ряд произведений А.А. Сапожникова. Так, работа: «Северные олени» находится во Владивостокском музее, оттиски с автолитографии: «Портрет художника Бориса Васильевича Миловидова» хранят Государственная Третьяковская галерея, Саратовский художественный музей и Музей имени Д.Н. Кардовского (г. Переяславль-Залесский). Помнят А.А. Сапожникова, высоко ценят творческое наследие мастера его земляки-саратовцы. Достаточно сказать, что 20 мая 1970 года по саратовскому областному телевидению была транслирована передача из цикла: «Художники-земляки», посвященная А.А. Сапожникову. Саратовский музей имени А.Н. Радищева имеет в своей экспозиции ряд работ художника. Неоднократно, в Саратове устраивались его персональные выставки. Необходимо сказать несколько слов и о плодотворной педагогической деятельности художника. Алексей Алексеевич преподавал рисунок в Саратовском строительном техникуме (1919-1921), Саратовском художественном техникуме (1925-1929). В Москве в начале 1950-х годов А.А. Сапожников совместно с К.Ф. Юоном, Д.К. Мочальским и А.М. Лаптевым вел студию повышения квалификации при Московском Доме художника. В 1954 году А.А. Сапожников был приглашен на художественно-графический факультет Московского городского педагогического института имени В.П. Потемкина (ныне, вошедший в состав Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина), где вел живопись и рисунок. Там он вскоре получил звание доцента. В числе его учеников мы можем назвать таких известных советских художников, как народный художник СССР, дважды лауреат Государственной премии, член-корреспондент Академии художеств СССР Н.Н. Жуков, заслуженный художник Таджикской ССР И.А. Ершов, заслуженный художник РСФСР С.Г. Сахаров, В.С. Климашин, долгое время, работавший, главным художником журнала: «Огонек», А.П. Суровцев и другие. Воспитание молодого поколения являлось внутренней потребностью для художника. В педагогике А.А. Сапожников был таким же энтузиастом, как и в своей творческой деятельности. Творчество А.А. Сапожникова многогранно. Живопись, книжная и станковая графика, плакат. Его живопись, тонкая по колориту, говорит о цельном и органичном усвоении уроков импрессионистов. Портреты и особенно пейзажи А.А. Сапожникова убедительно доказывают это. С полным правом можно сказать, что дарование А.А. Сапожникова целиком проявило себя в рисунке. Особенно запоминаются портреты, выполненные с виртуозной рисовальной техникой. Эти рисунки говорят о глубоком постижении внутреннего мира, портретируемого, об умении создать емкий художественный образ. Штрих, линия в портретах А.А. Сапожникова исключительно точны, лаконичны, но, одновременно, и поэтически выразительны. Особенно, впечатляют портреты жены художника З.Н. Аничковой-Сапожниковой, выполненные сангиной с поразительным мастерством. А.А. Сапожников работал самоотреченно, нередко – в трудных, неблагоприятных условиях. У Алексея Алексеевича не было собственной мастерской, он жил со своей семьей в маленькой квартире. Но, ничто не могло лишить его жизнелюбия, доброты, чувства юмора, неуемной, неудержимой жажды творчества. Его жизнь была нравственным и трудовым подвигом.     

 Автор статьи  Дмитрий Домогацкий  

Материал взят из каталога: Алексей Алексеевич Сапожников, 1888-1954. М.: Изд-во: «Советский художник», 1979.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены