Графики Владимира Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

С Владимиром и его художниками в советском искусстве послевоенных десятилетий связано, прежде всего, представление о сильной и самобытной школе русского живописного пейзажа. Сложившаяся в 1950-х годах, эта местная школа и сегодня – заметное явление в современном искусстве. В последние годы на всесоюзных и республиканских выставках сначала от случая к случаю, а затем все чаще стали появляться графические листы владимирцев. С живописцами их роднит стойкая приверженность традиционному жанру пейзажа; не случайно, наверное, и пристрастие к самой, пожалуй, «живописной» из эстампных техник – офорту. Возможно, что еще рано говорить о владимирской графический школе, но в том, что сейчас наблюдается интенсивный процесс ее становления, причем на прочной основе местных художественных традиций, сомневаться не приходится. Творчеству многих владимирских графиков присуща высокая профессиональная культура, глубина и многосторонность разработки художественного образа, ясность авторской позиции. Отрадным является и разнообразие творческих индивидуальностей графиков Владимирщины. Среди тех, кто стоял у истоков владимирского офорта, – это заслуженный художник РСФСР Борис Федорович Французов (1940-1993). Лейтмотив его творчества – это владимирская деревня. Деревня Зауичье, где художник каждое лето и осень пишет свои многочисленные этюды, по его признанию, способная «обеспечивать» его мотивами для пейзажных листов бесконечно. Офорты Б.Ф. Французова легко узнаются среди других, причем не столько по почерку и отточенной технике, сколько по особому эмоциональному строю и пластическому решению листа. Художник, чаще всего, изображает деревенскую улицу, или околицу с бесконечно, повторяющимися в его работах избами, сараями и другими крестьянскими постройками. Конструктивно, схожие, они вместе с тем, все имеют свое лицо и в каждом листе воспринимаются по-своему. Как всякий художник, Б.Ф. Французов при необходимости «корректирует» натуру, что и позволяет ему при подчеркнуто точном изображении конкретных архитектурных форм избежать повторов и шаблонности. «Корректировка» эта идет у него не по пути, утрирования признаков, отличающих, скажем, избу от избы, сарай от сарая, а по подчинению всех элементов пейзажа и всех изобразительных средств единому эмоциональному строю листа. То же мы видим и в тех пейзажах, где Б.Ф. Французов изображает «чистую» природу. Лучшие его пейзажи – это тонкие нюансы состояния, глубокие чувства, размышления о земле и судьбах, живущих на ней людей, вера в нескончаемость жизни. Петр Гергардович Дик (1939-2002) в свое время занимался эстампом, в частности, литографией. Хорошо известны и его монотипии, в которых со всей очевидностью проявились те принципы, которые художник последовательно развивает и по сей день. В последние годы главной его техникой стал рисунок углем и пастелью, а основными жанрами – портрет и пейзаж. Художник важнейшее значение придает композиционному решению листа, пластике, цветотональному ритму. Все это П.Г. Дик мастерски использует для характеристики модели и пейзажа, для создания в конечном счете целостного и богатого глубокими ассоциативными связями, эмоционально, наполненного художественного образа. При всей, кажущейся лаконичности изобразительного языка люди в портретах П.Г. Дика наделены глубоко, разработанными, остроиндивидуальными характерами. Очень поэтичны пейзажи, полные сложного, неоднозначного настроения. Художник любит сумерки, когда воздух как бы сгущается, и краски, утратив полуденную яркость, становятся сдержаннее и тоньше, а их созвучия – музыкальнее. Основная тема офортов пейзажиста Владимира Гавриловича Леонова (1939-1993) – владимирская земля и, прежде всего, ее древние города. «Юрьев-польский мотив» и «Золотые ворота. Владимир», «На старом городище. Суздаль» и «Юрьев-Польский. Зима» – сами названия пейзажей говорят о творческих пристрастиях художника. В.Г. Леонов сумел прочувствовать тот особый дух, который царит в этих тихих, свободных от постоянной суеты, городах. Особые качества его пейзажам придают, свойственные большинству из них, лирическая напевность, неспешность рассказа художника о том, что его тронуло, чем привлек его тот, или иной мотив. Лиризм и, присущая В.Г. Леонову наблюдательность позволили ему увидеть древние соборы не архитектурными памятниками, холодными и неживыми, а одушевленными созданиями древних зодчих, органично, вошедшими в жизнь старых русских городов и давно, ставшими их неотъемлемой частью. Древние города художник видит глазами современного человека и так их и изображает, не только, не убирая из мотива приметы сегодняшнего дня, но чаще, преднамеренно, вводя их в композиционную ткань пейзажа. Таков, к примеру, его офорт: «Лето»: на переднем плане старые, рубленые баньки, по другому берегу к воде бегут девушки в купальниках, вдали купола церкви и колокольни, а надо всем этим – самолет. Думается, что этот офорт можно считать весьма характерным для В.Г. Леонова, наиболее, полно, отражающим, его творческую позицию. Связь времен в сегодняшнем дне, жизнь современников, как еще один пласт истории, пласт, не перекрывающий, предыдущих, но уже навсегда, соединившийся с ними. Я.Я. Яковлев (р. 1947) и А.Н. Бочкин (р. 1947) – это художники, уже получившие определенное признание, участники многих крупных выставок. Вместе с тем они еще достаточно молоды, и не удивительно, что их искусство пребывает в состоянии развития в большей мере, чем у их старших коллег. К каждой новой серии работ Якова Яковлевича Яковлева подходишь с особым интересом, с тем ощущением, что, возможно, увидишь нечто новое, неожиданное. Был период, когда он увлекался коллажными композициями. В офортах 1970-х годов причудливо совмещались разные пространства, шло вспять время, синхронно происходили разновременные в действительности события. Подобная композиционная полифоничность позволяла Я.Я. Яковлеву добиваться публицистической заостренности образов. Вслед за этими эстампами, принесшими молодому графику известность, пришли иные – полные, жизненных впечатлений пейзажи, в которых непосредственность лирического мировосприятия органично сосуществует с выверенностью композиционного решения листа, а подробный рассказ сочетается с необходимой обобщенностью. В последнее время, когда Я.Я. Яковлев от черно-белого офорта перешел к цветному, эти качества проявились более явственно. Художника очень интересует, притягивает тема труда. О месте, которое она занимает в его творчестве, можно судить по названиям листов: «Сенокосная пора», «Ночное молоко», «Ужин тракториста». Основательно, разработанная, эта тема соседствует, а скорее, перерастает в более широкую – жизнь деревни. В массе графических листов – нескончаемые сельские заботы, и не слишком долгие часы покоя, и просто пейзажи российских деревень – «Жаркий полдень», «Деревенька на Владимирщине», «Край деревни». Александр Николаевич Бочкин (р. 1947) – это единственный среди владимирцев, который работает в технике линогравюры. Благодаря постоянно, совершенствуемой профессиональной культуре и уверенному владению материалом, художник успешно решает, стоящие перед ним задачи. Мир образов А.Н. Бочкина традиционен для владимирца: в основном это деревня, живущие в ней люди, их труд, их быт. Листы его современны и правдивы, поскольку он рассказывает о той жизни, которую отлично знает. Люди в его работах убеждают своими характерами, они узнаваемы, даже, если их никогда не видел. Подобное ощущение возникает всегда, когда художнику удается разглядеть духовную суть, «стержень» человека. Таковы: «Друзья», «Федор Кузнецов» и многие другие работы. А.Н. Бочкин умеет внешне скупыми, лаконичными средствами передать широкий спектр эмоциональных состояний. Творческое лицо художника еще не сформировалось окончательно. Он достаточно молод, и наверняка его искусству еще предстоит меняться и качественно совершенствоваться. Николай Михайлович Баранов (1929-2009) среди владимирских офортистов выделяется ярко выраженной романтической направленностью, определяющей эмоциональный фон, подавляющего большинства его листов. Та же, что и у многих его товарищей, тема – жизнь владимирской деревни, но в его эстампах она раскрывается по-своему, художник подмечает в ней свои нюансы, благодаря, которым, его листы не спутаешь с другими. Не только часы отдыха («Вечером»), но и нелегкие сельские будни у Н.М. Баранова в чем-то праздничны, он видит красоту крестьянского труда («Старый поселок», «Летняя страда»). Его офорты построены на резких, динамичных контрастах темного и светлого, что создает напряженную тональную гамму («Птичий гомон»). Будучи, преимущественно, пейзажистом, Н.М. Баранов с увлечением работает в портрете и натюрморте. Интересны его композиции, выполненные на стыке натюрмортного и пейзажного жанров, как, например, «Зимний натюрморт». Романтическое начало выражено и у Валентина Александровича Шумова (1935-2009), но в иных эмоциональных тонах. Сочетание конструктивности пластического мышления с романтическим мировосприятием нередко приводит мастера к очень интересным творческим находкам. Неудивительно, что В.А. Шумов, коренной владимирец, вдохновляется мотивами родной земли – города, в котором родился, и окрестными владимирскими деревеньками, полями и рощами, древними соборами. Он старается увидеть памятники архитектуры такими, какими замышляли их талантливые безвестные зодчие, – точно, вписанными в пейзаж и гармонично, завершающими его. В.А. Шумов как бы подчеркивает свое понимание тех задач, которые решали древние зодчие («Луга над Клязьмой», «Дорога к старине»). За исключением такого рода пейзажей большинство эстампов В.А. Шумова «населено» людьми. Интерес к человеку у этого художника давний и постоянный. Им сделано немало портретов, лучшие из которых, показывают его умение вылепить психологически емкий характер. В последние несколько лет В.А. Шумов много сил отдает живописи, но офорт по-прежнему занимает главное место в его творчестве. По всей видимости, то обстоятельство, что Николай Николаевич Бобков, автор «негромких» лиричных пейзажей, в свое время закончил отделение миниатюры Палехского художественного училища, наложило отпечаток на его почерк. Офорты у Н.Н. Бобкова сотканы из вязи мелких штрихов, которая, лишь изредка, уплотняясь, прозрачной вуалью покрывает плоскость листа. Интонации этого автора присущи мягкость, сдержанность, напевность, порой – идилличность. Его серебристые офорты лишены резких контрастов и пластической напряженности. При взгляде на них возникает ощущение, будто бы художник предлагает тебе предаться тихому созерцанию, взволновавшего его мотива, полюбоваться плавной мягкостью крон деревьев, среди, которых, утопают небольшие домики. Графики – Владимир Иванович Рузин (р. 1948) и Владимир Николаевич Нилов (р. 1950) по возрасту принадлежат к тому же поколению, что А.Н. Бочкин и Я.Я. Яковлев, но сформировались, как художники они несколько позже. На крупных выставках их работы стали систематически появляться в начале 1980-х годов. В.И. Рузин начинал в черно-белом офорте, потом появился у него ряд удачных листов в технике травленого штриха и меццо-тинто, но вскоре художник всерьез занялся цветным офортом. Его листы, несмотря на активность цветового строя, тщательную колористическую разработку, что наглядно проявилось в офортах: «Песня» и «У Владимирского спуска», по-настоящему графичны, поскольку художнику удается избежать имитации живописи. В.И. Рузин обращается к «чистому» пейзажу, почти во всех его листах живут люди. Это и отдыхающие в офорте: «У фонтана», и группа, притихших, сельских ребят в листе: «Песня», и мальчик-пастушок в листе: «Возвращение». Жизнелюбие и оптимизм – это основные черты характера В.И. Рузина – определяют и своего рода тонус его графических листов – темпераментных и звонких. Эстампы В.Н. Нилова отличает стремление воплотить замысел в пластически конкретных формах, особое внимание автора к техническому исполнению, последовательная проработка каждого сантиметра офортной доски. Осязаемость, подчеркнутая ясность форм его пейзажей не означает, что В.Н. Нилов пассивно перерисовывает и переводит, увиденное в материал. Художник продуманно строит композицию листов, отыскивая тот единственный ритм, который, лишь и способен придать офорту необходимую цельность и завершенность. Излюбленные мотивы пейзажной графики В.Н. Нилова – это деревенские виды и тихие улочки Владимира. Почти в каждом его листе присутствуют деревья. Это наводит на мысль, что, возможно, дерево, стоящее ли одиноко в поле, позади деревенской избы, или на городской улице, является для художника своеобразным символом жизни. Основная тема владимирских графиков, обретающая высокое патриотическое звучание, – это поэзия «малой родины» может быть определена и еще одним словом – экология. Экология природы и архитектурной среды, экология деревни и связанной с ней изначальной чистоты человеческих чувств, нравственных устоев нашей жизни.

В.А. Басманов Автор вступительной статьи

Владимир Александрович Басманов (1948-2004) – это художник, приехавший во Владимир в период становления здесь графики, как самостоятельного вида с неповторимыми местными чертами. Этот мастер органично вошел в среду владимирских графиков, привнеся свое, новое видение сельского, точнее, индустриального сельского пейзажа. Для работ В.А. Басманова характерны мотивы, которые другие художники часто не замечают, он же находит в них свою красоту. Цветовая палитра его офортов, как правило, сдержанна и выразительна, настроена на передачу мимолетного состояния, что, однако, не лишает его композиции монументальности. Многие пейзажи В.А. Басманова лиричны, передают ощущение музыкальности, прозрачной тишины.

Б.Ф. Французов.

Материал взят из каталога: «Графики Владимира» / Автор статьи и составитель каталога В.А. Басманов. М.: Изд-во: «Советский художник», 1989.

Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-20все права защищены
?>