Частное собрание Артпанорама продолжает знакомить посетителей со своей коллекцией.
Сегодня на выставке можно увидеть работы советских академиков Аркадия Пластова, Николая Ромадина, Татьяны Яблонской, одного из основателей объединения «Бубновый Валет» Петра Кончаловского, народного художника СССР Владимира Игошева, серию московских городских пейзажей 1950-1970-х годов, а также жанровые картины советского периода.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
Советское искусство из собрания Артпанорама24 июл, 2023
Картинки с выставки. Элий Белютин в Артефакте.25 июн, 2023
Выставка работ Элия БелютинаАрхив новостей
Статьи
Жизнь и работа меня связали с прекрасной, весьма своеобразной и неординарной личностью – замечательным‚ одухотворенным мастером живописи Сергеем Васильевич Герасимовым (1885-1964), любовь к которому я храню и по сей день. В самом конце пятидесятых годов только, что ушедшего столетия я был помощником оргсекретаря, а затем начальником отдела выставок и пропаганды изобразительного искусства Союза художников СССР, и, естественно, в период наступления в стране идеологической «оттепели» и проведения Первого съезда художников (1957) активно и деятельно участвовал в демократизации всей жизни нашего творческого союза. Вот тогда и стали укрепляться мои связи с наиболее передовыми деятелями нашего искусства того времени. Съезд художников шел напряженно и нервно. Художественная среда бурлила и «кипела», выдвигая в новое руководство Союза лучших, справедливых и честных коллег с более широкими взглядами на развитие искусства, чем прежнее руководство. Среди лидеров, широко поддерживаемых художественной общественностью был Сергей Герасимов, в прошлом, всегда гонимый и слывший в официальном искусстве формалистом. В 1958 году, после смерти К.Ф. Юона, вопреки препятствиям партийной элиты, он на пленуме Правления был единодушно избран Первым секретарем Союза художников СССР. С тех пор и до конца его жизни я всегда был в курсе его общественных дел и творческих интересов. Мне было близко его стремление увести искусство от давящего официоза, дать простор развитию молодых реалистических сил и многих забытых имен мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В это же время я занимался подготовкой выставки его произведений для Румынии. Вместе с ним отстаивал право показа на выставке картины: «Клятва сибирских партизан» (1933 г.), 25 лет накрепко, законспирированной в запасниках музея Советской Армии, поскольку партийная цензура усмотрела в ней искажение образов советских людей. Поездка с Сергеем Васильевичем и его супругой в Бухарест, хотя и в кратком, но житейском общении, раскрыла для меня сложный, целеустремленный и уважительный к людям характер художника. В беседах и разговорах кое-как просто и незаметно укрепились наши взаимоотношения, и главное – его доверие ко мне. С этой поездки я стал искренним ценителем и обожателем Сергея Васильевича, прежде всего, как прекраснейшего живописца. Когда его не стало, поистине большое горе испытали многие люди, глубоко, связанные с ним творчески и духовно. Прошло пятнадцать лет, и вот общественность города Можайска обратилась в Союз художников с просьбой – отметить 750-летие своего города открытием художественной выставки. Мы с бывшим учеником Сергея Васильевича по Вхутемасу, а затем помощником в Московском художественном институте – Леонтием Ивановичем Денисовым буквально загорелись этой идеей‚ внеся дополнительное предложение организовать на основе выставки в Можайске в помещении, пустовавшей тогда его дачи Мемориальный музей. Предложение было поддержано внучкой художника – Людмилой Леонидовной, секретариатом Правления СХ СССР, исполкомом Можайского городского Совета депутатов трудящихся. Было решено создавать в Можайске выставочный комплекс СХ СССР с музеем и выставочным залом в помещении, разрушенной временем трапезной Лужецкого монастыря. В восстановленном помещении предполагалось разместить произведения друзей и учеников Сергея Васильевича, подчинив, вновь, созданный Центр Дирекции выставок СХ СССР. Для осуществления всех работ Секретариат правления привлек Центральную экспериментальную студию, занимавшуюся дизайнерскими проектами, Подольский комбинат, выпускавший художественное оборудование и краски, Мытищенский литейный завод, Художественный фонд РСФСР. Я обратился с просьбой в Центральные реставрационные мастерские МК СССР, а также в Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) провести реставрацию картин и старинной мебели, собранных на даче. Так, общими усилиями различных организаций началась подготовка нового музейного комплекса в Можайске. На все это были отпущены значительные средства. Свою часть наследия можайской дачи внучка художника подарила городу, вторую часть, принадлежавшую жене сына художника, Союз художников купил и тоже передал в городское ведение. Начался отбор произведений С.В. Герасимова для создаваемого музея, а также закупка его работ и работ его учеников и друзей для фондов музея. Специально для экспозиции музея была заказана М.А. Бирштейну картина: «И.Э. Грабарь и С.В. Герасимов на практике студентов в Козах в Крыму» (1987). Штаб всех проводимых работ размещался непосредственно в Союзе художников, на Гоголевском бульваре в Москве, а вторая его часть сосредоточилась в исполнительном комитете Можайского района. Активно участвовали и помогали здесь Николай Дмитриевич Зайцев, Лев Павлович Кротков и Григорий Наумович Петровер. Два года нашей с Л.И. Денисовым непосредственной бескорыстной работы по созданию сначала выставки, а затем музея дали нам широчайшую возможность знакомства с наследием мастера, встреч с людьми, знавшими его. Собранные о художнике воспоминания его друзей и учеников, его письма легли в основу книги: «Над рекой Москвой. Художник Сергей Герасимов. Начало пути». М., 2006. Русский фольклор оставил нам в наследство много мудрых, глубоко осмысленных изречений о жизни человека: «Жизнь пройти — не поле перейти», «Жизнь коротка, да погудка долга». Не от этих ли, вошедших в наше сознание афоризмов идет живой, никогда не иссякающий интерес к человеческим судьбам? Жизнеописание замечательных людей связывает нас со временем, в которое они жили, знакомит с их творческой деятельностью, порывами страстей, силой убежденности. Как сам индивидуум воспринимал окружающую жизнь, что направляло его творческую энергию, какие жизненные устои, моральные и этические начала был свойственны данному человеку – вот тот круг вопросов, которые волновали меня при ознакомлении с жизнью и творчеством выдающегося русского художника ХХ столетия Сергея Васильевича Герасимова. Хорошо, когда мастер сам оставляет потомкам свое полное жизнеописание и дает точные и конкретные сведения о своей деятельности. К сожалению, Сергей Васильевич весьма скромно, а чаще всего вскользь рассказывал о себе, и особенно о своих творческих замыслах. Правда, в последние пять лет жизни художник порадовал нас своими размышлениями о практике и теории изобразительного искусства, что сохранилось в стенограммах встреч с ним зрителей в Государственной Третьяковской галерее, с коллегами в Московском Союзе художников. в отделении живописи Академии художеств по акварели, технологии живописи, но и они только вскользь затрагивали, волновавшие его в свое время творческие проблемы и моменты его биографии. От этого и появились, долго бродящие по страницам статей, кем-то придуманная теория о позднем этапе творчества мастера, приписывание его крупной монументальной работы другому автору, искажения в определении названий вещей и дат их создания. Эти ошибочные высказывания особенно коснулись дооктябрьского периода жизни и творчества художника, оказавшегося почти не исследованным нашей искусствоведческой наукой. В своем биографическом очерке я ни в коем случае не собираюсь сделать себя первооткрывателем биографии художника и его раннего творческого пути. Мне скорее хотелось выявить и обобщить малоизвестное о его жизни. Впервые очень кратко Сергей Васильевич начал рассказывать о себе в печати в каталоге групповой выставки 1944 года. Сразу же после войны, в 1945-1946 годах, известная искусствовед, член МОССХ-а и преданный друг семьи Герасимовых – Ксения Степановна Кравченко, на основе бесед с Сергеем Васильевичем записала довольно подробную автобиографию художника. Этот труд по праву стал своеобразным памятником, сохранившим для истории личные воспоминания, мысли и чувства мастера, своеобразие и особенность его языка. Запись стала основой для написания К.С. Кравченко монографии о художнике С.В. Герасимове: «Сергей Васильевич Герасимов» (М., 1985). Пользовался этим текстом и сам художник, интерпретируя и дополняя его в выступлениях и статьях для печати. Обращался к нему и я в рассказе о семье, детском и юношеском периоде жизни художника. Говоря об очень важном отрезке жизни и творчества С.В. Герасимова, больше всего мне хотелось, как можно полнее, проанализировать ранний этап творчества Сергея Васильевича, открыть перед читателями само время жизни и увлечений молодого художника, которые выпали из его биографии. Кроме этого передо мной стояла задача восстановить авторство С.В. Герасимова крупного монументального панно в Москве, в чем не были согласны некоторые ученые (Пруслина, Кириченко, Аризон), а также исправить ошибки в атрибуции его ранних работ, появившиеся в различных изданиях за последние сорок лет после кончины автора.
Материал взят из предисловия книги: В.И. Володин. Над рекой Москвой. Художник Сергей Герасимов. Начало пути. М.: Галарт, 2006. С.12-16.
Владимир Иванович Володин – (1917-2006) – Заслуженный деятель искусств РСФСР, искусствовед, краевед, директор Куйбышевского художественного музея в период с 1948 по 1953 годы, ответственный секретарь Союза художников СССР.