Нечитайло Василий Кириллович Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Василий Кириллович Нечитайло (1915-1980), прекрасный русский художник, ушел из жизни в расцвете творческих сил‚ достигнув высокого мастерства, будучи полон творческих замыслов и энергии их осуществить. Все его творчество посвящено людям и природе его родного Донского и Кубанского края. Как перелетные птицы летят в родные края, так и Василий Кириллович всегда возвращался в Сальские степи, где он вырос, где был его отчий дом. Здесь он, сын крестьянина, испытал и радости, и тяготы крестьянской жизни. Здесь он сформировался, как человек и художник, здесь получил тот мощный заряд творческой энергии, который всю жизнь питал его искусство. Те, кто провели свое детство в степи, на всю жизнь остаются покоренными ее таинственной поэзией. Василий Кириллович все прожитые годы был верным сыном своей отчизны, он воспел дорогие его сердцу места в превосходно исполненных пейзажах и картинах.  Им написаны пейзажи чистой степи, с ее ковылем и полынью. Степь, пробуждающаяся утром, вся укутана туманом с чуть видным сквозь него розовым солнцем, – и степь, разомлевшая от жары, в золотом мареве июльского зноя. Написана первая пахотная борозда, черной лентой, стелющаяся за уходящим к горизонту трактором. Написаны и нежные всходы молодой пшеницы, и широко раскинувшееся золото, спеющих хлебов, мягко, колышащихся под пробегающим ветерком. Написаны ночные пейзажи с мерцающими огнями полевых станов. Кроме изображений природы родных южных мест, им создано множество пейзажей средней полосы России, а также всех тех стран, где ему довелось побывать. Обладая огромным опытом и мастерством, неутомимо работая во всех поездках, он привозил массу превосходных этюдов, удивительно точно передающих особенности природы и колорита тех стран, которые он увидел. Василий Кириллович обладал даром тонкого колориста, и цветовая гармония его работ одновременно изысканна в лаконично правдива. Но, как ни любил Василий Кириллович природу, как ни хороши его пейзажи, основным в его творчестве всегда был человек – человек труда, не покладая рук, работающий на земле. Единство поэзии природы и мужественной красоты людей труда – вот общий внутренний смысл картин Василия Кирилловича. Он бесконечно любил жизнь, свет, солнце, и потому в большинстве его картин действие происходит на открытом воздухе. И он любил людей. Люди в его картинах здоровые, крепкие, такие разные и характерные, мастерски нарисованные и написанные, живут полнокровной жизнью. Они органично связаны с окружающей средой и составляют с ней единое целое. Следуя заветам В.И. Сурикова, художник считал, что в природе все в рефлексах, все связано единым колоритом, и он добивался такого впечатления. К каждой картине он собирал множество необходимых этюдов, которые давали возможность неповторимо точно и колористически красиво решать каждое полотно. Этюды были самыми разнообразными. От маленьких, изящно, тонко, иногда очень быстро, написанных, до изображений голов и фигур в натуральную величину. Многие из них, энергично и мощно вылепленные, острохарактерные, превратились в самостоятельные портреты, имеющие высокую художественную ценность. В своих картинах Василий Кириллович всегда правдив и искренен. Какую бы тему он ни брал – работа, или отдых, праздник, или будни, все у него просто и жизненно скомпоновано, широко и красиво написано. Через все творчество Василия Кирилловича красной нитью проходит историко-революционная тема. Еще учась в институте, он написал несколько эскизов, посвященных казакам – красным партизанам. А, в дальнейшем среди работ такого рода выделяются две большие капитальные кар- тины: «За Советскую власть» и «Красные партизаны» – последняя стала значительным достижением замечательного художника. В них очень выразителен и правдив типаж, ха- рактеры – живые, яркие, и вместе с тем нет никаких навязчивых преувеличений, все просто и ясно. Общий колорит целен, органичен и точно выражает внутренний психологический строй картин, особенно в последней, где солнечный луч, скользнувший у горизонта по верхушкам холмов, подчеркивает свежесть раннего утра и вызывает тревожно, щемящее, поэтическое чувство. В творчестве Василия Кирилловича одно из важнейших мест занимает портрет. Он не писал обличительных портретов, не писал отрицательных персонажей, он рисовал тех, кто был ему симпатичен, кто ему нравился, кого он уважал и любил. Одновременно, работая над картинами и, выполняя этюды к ним, он писал массу интересных для него людей и многие из этих этюдов невольно превращались в быстро, исполненные портреты. Он писал и портреты в рост, и любые другие, и на пленэре, и в помещении, и, как подлинный мастер в этом жанре, каждый раз размер, формат и композицию решал в зависимости от задач, которые ставил перед собой.  Например, «Любочка почтальон», сверкающая солнцем и милой девичьей улыб кой, написана в рост и на вольном воздухе, а портрет Н.М. Чернышева, сидящего в за- думчивой позе с тростью в руке, – в помещении, и исполнен он в строгой, сдержанной гамме. С.А. Чуйков, посмотрев на него, вздохнул и сказал: «Да, старик в путь собирается». Этими словами он очень точно выразил большой смысл этого портрета. Василием Кирилловичем было создано много портретов – деятелей культуры, худож ников, писателей, артистов, рабочих и колхозников. Все они очень разные по характеру исполнения, но всем им свойственно одно – это, островыраженная характеристика портретируемого, и ясность живописного решения. Есть поэтичные портреты, а есть острохарактерные, почти гротески. Говоря о портретах Василия Кирилловича, особо хочется отметить один из последних. Это трагический по своему строю портрет художника Г. Прокопинского, написанный незадолго перед кончиной последнего. Портрет великолепен во всех отношениях. Колорит его органичен и суров. Скользящий сбоку свет, оставляя лицо в полутени, как бы говорит о прошедшей жизни, взгляд, обращенный в самого себя и как бы оценивающий эту жизнь, потуплен и задумчив. Руки, некогда деятельные, мягко, безвольно опущены. Этот портрет по глубине психологического решения поднимается до рембрандтовской высоты и относится к лучшим достижениям советского искусства. Дарование Василия Кирилловича очень гармонично, он был истинным колористом и вместе с тем, превосходным рисовальщиком. Еще в институте его рисунки являлись примером для всех. Превосходно, чувствуя материал, специфику угля и графитного карандаша, он создавал тонкие, высокохудожественные работы. И тональные рисунки, и легкие быстрые наброски одинаково хорошо ему удавались. Но, это все было результатом непрерывного‚ подвижнического труда, буквально с утра и до ночи. Постоянно‚ в течение всей своей жизни, Василий Кириллович много рисовал. Он выработал свои приемы работы, но как бы ни были разными его рисунки, им была присуща одна общая черта – они живописны. Даже в самых скупых по средствам исполнения набросках, почти линейных, всегда чувствуется цвет и среда. Это рисунки живописца. В заключение хочется сказать, что Василий Кириллович жил жизнью истинного художника. Все было подчинено творчеству, широта и доброта его натуры не мешали ему четко организовать свою работу. Он был очень музыкален, и здесь особенно проявлялся поэтический строй его души. Но, главным в его жизни было искусство и каждодневный труд. Как ограненный алмаз становится, сверкающим бриллиантом, так и талант, отшлифованный страстным трудом, становится тем чудом, что восхищает нас и зовет к лучшему и светлому. Василий Кириллович всей своей жизнью художника, творца и труженика, любившего людей, доказал справедливость этого. Его искусство, доброе и светлое, вливается родниковым свежим ручьем в полноводную реку нашего родного русского советского искусства. Автор статьи  Ю. Кугач
Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены