Ройтер Михаил Григорьевич Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Советское искусство из собрания Артпанорама

Частное собрание Артпанорама продолжает знакомить посетителей со своей коллекцией.

Сегодня на выставке можно увидеть работы советских академиков Аркадия Пластова, Николая Ромадина, Татьяны Яблонской, одного из основателей объединения «Бубновый Валет» Петра Кончаловского, народного художника СССР Владимира Игошева, серию московских городских пейзажей 1950-1970-х годов, а также жанровые картины советского периода.

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

За последние годы для графика Михаила Григорьевича Ройтера стало характерным увлечение акварелью. Его работы в акварели, как нельзя лучше выявляют и выражают неуемную творческую энергию и непосредственность его мировосприятия, мощный жизненный напор и острую динамичность его натуры. Работая «в контакте» с натурой, упиваясь ею и в то же время образно ее интерпретируя, художник полностью обрел себя полнокровно и стабильно. За наиболее яркими творческими результатами последних лет лежит долгий путь упорного труда, поисков, творческих противоречий и открытий. В 1937 году М.Г. Ройтер поступил учиться в Московскую студию ВЦСПС, руководимую тогда К.Ф. Юоном. Затем, по выбору и рекомендации И.Э. Грабаря, в ту пору директора Московского художественного института, М. Ройтер без экзаменов был зачислен в институт, сразу же на третий курс. На курсе, где учился М. Ройтер, работали такие талантливые художники и педагоги, как М. Родионов и М. Добров, Н. Радлов и К. Истомин. М. Ройтер выступает сразу же, как художник-иллюстратор: его дипломной работой в 1946 году явились иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского. В противовес многим несколько более старшим соученикам по институту он начинает с литографии. Ксилография же, столь распространенная еще совсем недавно, теперь почти не применяется в книжной графике. В своих ранних иллюстративных произведениях талантливый художник, активный, живой, восприимчивый человек – М. Ройтер – оказывается в своеобразном плену определенного «станкового» стереотипа, характерного для состояния всей графики тех лет. Его иллюстрации к «Униженным и оскорбленным» (1946, автолитография), хотя и говорят о добросовестном прочтении романа, воспринимаются в привычном образном строе, созданном «старыми» графиками – иллюстраторами Ф.М. Достоевского (1821-1881). Однако уже в те годы художник начинает активно разнообразить технику своих произведений, как бы компенсируя этим собственное внутреннее ощущение застойности в развитии образных решений. К тому же периоду, например, относятся его первые опыты в перовом рисунке («иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Подросток», 1949), и также и офорты («Подросток», 1949; «Ночью на мосту», «Встреча», «Версилов с сыном» и другие). В 1940-1950-е годы обостряется интерес к материалу в графике, к многообразию ее образных возможностей. Этот процесс затронул и Михаила Ройтера. А во второй половине 1950-х годов он становится одним из самых крупных мастеров эстампа. Он живо интересуется окружающей жизнью, событиями, наиболее ярко ее характеризующими. Его искусство той поры тематически широко и разнообразно по технике. Именно тогда, пожалуй, с наибольшей определенностью выявляется и характер его эмоционального подхода к изображаемому – откровенно лирический. Но, при этом и здесь пока еще преобладает в образном строе литературная сторона. Таковы, появившиеся в начале 1960-х годов произведения: «Весна на Ангаре» (1960, офорт), «Тайга наступает» (1960, цв. автолитография), «Упражнение на бревне» (1964, монотипия), «Фигуристы» (1961, цв. литография). Тем более очевиден «рывок» характерный для развития творчества М. Ройтера в последний период его жизни. Природное чувство живописности мира, ощущаемое и в более ранние периоды его творчества, теперь обогащается новым качеством образно-пластического видения, при котором главную роль начинает играть пластическая выразительность. И, если, характеризуя, искусство М. Ройтера в предыдущие периоды, можно было бы говорить, прежде всего, о его широкой тематичности, то теперь главным видится в нем эмоционально мощное восприятие жизни, столь же мощно и непосредственно, выражаемое пластически, средствами художественного языка. Работая, по-прежнему, в разных видах графики и в самых разнообразных ее техниках, художник с каждым новым периодом становится образно богаче, одухотвореннее и непосредственнее. Это можно заметить и в его новых опытах иллюстрирования. Тем более, что в конце 1960-х и в начале 1970-х годов он вновь обращается к Ф.М. Достоевскому. Его монотипии и автолитографии к «Кроткой» или «Неточке Незвановой» отмечены теперь стремлением к собственной, своей личной интерпретации текста. По сравнению с ранними эти новые иллюстрации даже имеют еще более станковый характер. И именно в этом образно-пластическом качестве и читается личное отношение художника. Творчески новое ощущается и в спортивных сериях М. Ройтера. Показательна в этом смысле серия автолитографий «Москва спортивная» (1966). В ней тонкой живописной структурой отличаются листы «Художественная гимнастика», «На беговой дорожке» и некоторые другие. Однако, по-особому убедительно это новое прослеживается в цикле акварелей, созданных в 1975 году. Здесь выразителен, живописно интересен каждый лист. Это и «Упражнения на бревне», и «Велогонки», и «На гребном канале», и «Лыжница». Каждый лист – это всплеск мощной эмоциональной энергии, выраженный в жизни цвета, силуэта, линии. Открытие нового этапа пластического видения в последний период было характерно и для станковых офортов М. Ройтера. Пожалуй, что здесь поворотным моментом явились наброски, сделанные художником в Италии. Они выполнены с захватывающей вдохновенностью. Легкими и точными движениями руки, а затем и иглы, воссоздаются художником пространство и уголки Венеции («Венеция», 1966), Рима («Рим. Площадь Испании», 1966), Флоренции («Флоренция. У памятника Данте», 1966). А, затем, в том же ключе вдохновенности и восхищения, падают на плоскость гравировапьной доски штрихи, линии, пятна в сочетаниях и переплетениях, которых возникают поэтические образы Пскова («Псков», 1968), Суздаля (“Суздаль зимой”, 1970; «Суздаль», 1970), Москвы («Москва, 1941 год», 1975). И совсем не случайно новый, наиболее плодотворный этап в творчестве М. Ройтера выражается в увлечении акварелью, ее сугубо станковистскими возможностями. Ведь именно эта техника и именно в этом подходе наиболее способна выразить непосредственную взволнованность миром, его чувствами, его красотой. Как и всегда, М. Ройтер работает в непременной тесной взаимосвязи с натурой. Акварельные наброски и этюды («Женская голова», 1966; «Мимоза», 1967; «Обнаженная у сирени», 1969; “Художник на пленэре», 1969; «Аленка», 1973; «Натюрморт с репродукцией Пикассо», 1974) раскрывают многие грани интереса художника к жизни. Однако есть, должно быть, своя закономерность в том главном месте, которое занимает здесь пейзажный жанр. В начале пейзажные акварели М. Ройтера отличались некоторой вялостью («Озеро Мстино», 1966), а на одном из первых наиболее активных акварельных этапов, связанном с впечатлениями от Италии (1965; «Мост через Тибр», «Рим на закате», «На окраине Рима»), еще прочитывалась довольно прямая связь с «зарубежным» А.А. Дейнекой. Самостоятельно и мощно звучат пейзажные акварели М. Ройтера в последнее десятилетие. Это и «Новгород. Софийский собор» (1967), и «Суздаль» (1969), и «Кимжа. Полдень» (1969). Интерес к предметной утвержденности, свойственный ранним пейзажам М. Ройтера, сменился теперь непосредственным и глубоким проникновением в строй переживаний и его обобщением в живописи. Это динамичные и в то же время элегические работы ленинградской серии – «Белые ночи» (1971), «Ленинград. Поцелуев мост» (1971) или более поздние – «Старая Ладога» (1974), «Кижи» (1976). Сначала может показаться, что они волнуют, в первую очередь, похожестью давно знакомых мест. Что это не так, становится ясно, когда видишь более нейтральные в этом отношении акварели: «Сад весной» (1974), «Зимний день» (1976), «У реки Белой» (1974), «Зимний вечер» (1976). Все эти качества, наиболее привлекающие в творчестве М. Ройтера, основаны на присущих его натуре, непосредственности, активности, энергии, неиссякаемой жажде творчества. Ими характеризуется и самая новая работа художника – это цикл акварелей, созданный во время поездки по Монголии (1976). Разнообразны, но равно убедительны здесь листы «Мальчик с лошадью», «Степные дали», «У древнего монастыря», «Тени от облаков», «Новые поля». Почти одновременно с монгольской серией, с разрывом буквально в несколько дней, М. Ройтер создает целый большой цикл акварелей, посвященных Югославии. И здесь также много выразительных, творчески ярких листов, подчиненных непосредственно эмоциональному восприятию натуры. В то же самое время эти листы характеризуются и высоким уровнем образной трансформации. Эта последняя серия создана в дни формирования выставки произведений художника. Можно ждать, что на открывшейся выставке мы увидим еще более поздние его произведения. Из года в год растет его профессиональное мастерство. Но, быть может, не менее важен его рост в умении видеть, чувствовать, волноваться и воплощать это в образном строе своих произведений.

Автор статьи М. Яблонская

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены