1 и 9 мая салон Артпанорама не работает22 апр, 2022
24 апреля салон Артпанорама не работает31 мар, 2022
Виды Москвы. Выставка из собрания АртПанорамы.Архив новостей
Статьи
Снежная белизна горных вершин, радостное сияние неб, низвергающиеся в ущелья стремительные потоки, серебристо-голубые долины – вся неповторимая красота Памира открывается перед нами в полотнах одного из ведущих художников Таджикистана Хушбахта Хушвахтова. Один из первых в республике он получил высшее художественное образование. Творческое дарование Хушвахтова глубоко индивидуально и самобытно. Памирец по рождению, он видит свой край во всем его многообразии. Увлеченно пишет картины природы, рассказывает о тех, кто живет и трудится на таджикской земле. Любовь к родному краю ярко проявилась в одном первых произведений художника – «Хорог» [1961]. Уже в этой картине, созданной сразу же после окончания института, наметились широта пространственного охвата горного ландшафта, композиционное равновесие, гармоничность цветом отношений‚ внутреннее единство человека и природы. Это была творческая заявка на свое видение мира, на свою тему. Горные пейзажи занимают в произведениях художника большое место. Далекие от имитации натуры, они тем не менее убедительно передают характер памирского ландшафта. В пейзаже «Алайская долина» [1962] художник воплотил живописную красоту и величавость гор Восточного Памира. В этой картине проявились ясность композиции, красота цвета, особая музыкальность и поэтическое мировосприятие действительности. Серебристая, голубовато-зеленая гамма создает ощущение свежести и простора, воссоздает атмосферу горного, прозрачного утра. Внешне спокойный пейзаж полон внутреннего напряжения: плоскость долины стреми- тепьно переходит в горный кряж, покрытый вечными снегами. Здесь все кажется значительным: и равнинный простор, и безмолвие ледяных вершин, и животные, от которых исходит какая-то первобытная сила. Тема памирского пейзажа зазвучала в искусстве Хушвахтова полно и ярко. 1960-е годы отмечены в творчестве Хушвахтова настойчивыми поисками наиболее выразительных черт национальном пейзажа. «Рушан» [1964], «Мургаб» [1965], «Хлеб» [1968], «Вечер в долине Аличур» [1968] - это, по существу, тематический цикл, в котором природа Памира раскрывается многогранно, каждая картина несет в себе завершенный художественный образ. Пришла пора творческой зрелости, а вместе с ней стремление к созданию значительного, цельного художественного произведения о своей родине. Ясностью и полнотой содержания отличается полотно «Хлеб». На Памире мало земли, пригодной для земледелия, поля перемежаются с бесплодными каменными массивами. Может быть, потому и обратился автор к теме хлеба, что знает цену каждому колоску. Показав плоды человеческого труда, он раскрыл еще одну грань в многообразии связей человека и его естественного окружения. Пейзаж отличают пластическая завершенность рисунка, гармоничность линии и цвета. Мастер тонкого лирического пейзажа, Хушвахтов обладает способностью поэтического преображения природы. Обостренным чувством художника воспринимает он горный ландшафт Таджикистана. Хушвахтов изображает родные, близкие ему с детства мотивы, и раскрывает их красоту. Он умеет завладеть эмоциями зрителя, захватить его силой своего переживания. Во всех пейзажах Хушвахтова чувствуется присутствие человека. Он рассматривает его как часть природы, такую же естественную и вечную, как окружающие его горы. Именно так выглядит небольшой, но глубоко прочувствованный пейзаж «Дворик» [1967], привлекающий глубиной и непосредственностью восприятия натуры, красотой живописи и завершенностью композиции. Тихий теплый солнечный день ранней весны. У подножия горы приютилась кибитка. От заснеженных лощин горного кряжа еще веет холодом, а дворик с его обитателями пригрело солнце. Хушвахтов вложил в это произведение любовь к национальному быту ламирцев, раскрыл гармоническое единство человека и природы. Творчество Хушвахтова привлекает многообразием оттенков постижения природы. Пейзаж Памира, то суровый и величавый, то светлый и лирический, служит для художника неисчерлаемым источником вдохновения. Требовательный к себе, он постоянно ищет наиболее выразительные живописные решения и каждый раз создает новый образ окружающего. Точно и тонко раскрывает Хушвахтов характер высокогорья Восточного Памира в картине «Яки» [1970]. Панорамность композиции позволяет нам как бы «войти» в пейзаж и почувствовать беслредельность горного пространства, ограничить которое не в силах ни рама, ни плоскость холста. Сдержанный колорит этого полотна таит в себе много тонких живописных находок. Выразительность силуэтов темных яков позволяет подчеркнуть разнообразие цвета жухлой зелени пастбища. Сравнительно небольшая по размерам, картина воспринимается, как монументальное эпическое полотно с уравновешенной композицией, ясными пространственными отношениями. Хушвахтова интересуют ритмы и линии гор, свет и цвет. Но никогда он не уходит от правды жизни. Он не лриукрашивает, а раскрывает поэтическую красоту и величие природы. Стремление к созданию композиционной картины, как бы обобщающей образ Памира – страны гор, ярко проявилось в пейзаже «Акбайтал» [1970]. Мотив могучих горных цепей становится еще более значительным, чем в предыдущих работах художника. Вместе с лирической окрашенностью здесь звучат эпические ноты. Композиция строится ясно и лаконично. Выделяются компактные формы освещенных солнцем вершин. Палитра полотна более чем сдержанна. Художник пишет гигантские объемы золотисто-охристым цветом, контрастирующим с чистой синевой неба. Охристые полутени создают непрерывные и мягкие цветовые переходы. Хушвахтов страстно любит Памир, здесь, в горах, он черпает мотивы своих произведении. Все работы художника пронизывает обостренное чувство Родины. Торжественное величие природы открывается в картине «Памир» |1973}. Художник почти вплотную подходит к горному хребту и изображает его крупным планом. Первозданностью природы веет от этого полотна. Глядя, на лишенные растительности, могучие монолиты, ощущаешь значительность памирского ландшафта, внутреннюю гор, мощь и конструктивность их строения. Художник почувствовал и передал, как упруго, словно вытесняя друг друга, поднимаются каменные массивы и насколько они выразительны. Суровой, мужественной простотой веет от этих плавных ши- роких силуэтов. Сила выразительности картины заключается, прежде всего, в ее тонком цветовом решении. Матово-охристая красочная гамма скупа. Она почти монохромна, и это усиливает впечатление монументальности, обобщенности пейзажа. Героическим страницам борьбы за впасть Советов были посвящены полотна «Былые годы» [1967] и «Письмо вождя» [1970]. Характер народного борца – мудрого‚ сильного, мужественного –нашел воплощение в картине «Быпые годы». Образная выразительность достигается здесь особым вниманием к внутреннему миру человека – защитника своей Родины. Фигуру борца с красной повязкой на голове художник приближает к первому плану, она четка выделяется на фоне сиренево-серых гор. Центр композиции смещен, что подчеркнуть движение революционного отряда всадников по горным кручам. Картина монументапьна. В полотне «Письмо вождя» художник запечатлел то волнующее время, когда первые декреты Советской власти пришли в заоблачный Памир. С большим мастерством написаны группа дехкан, которая внимательно слушает послание Ильича, и школьник, держащий тетрадь с портретом В.И. Ленина. Бопьшой человеческой теплотой и искренностью проникнуты произведения Хушвахтова на тему труда. Быт памирцев, их трудовые будни занимают значитепьное место в творчестве художника. Картина «Стригали» [1968], при кажущейся на первый взгляд простоте, даже обыденности сюжета, надолго остается в памяти. В центре внимания зрителя – чабаны, спокойные, деловитые, трудолюбивые, привлекающие цельностью своего характера, замедленным, без суеты укладом жизни, близкой к природе. Емкость содержания достигается всем художественным строем картины, особенно композицией. Убедительно передана фактура пушистой мягкой шерсти, лежащей вокруг стригалей. Колористическое и образное решение картины передает напряженность трудового дня. Идея картины «Воспоминания» [1971] навеяна мыслями о суровых годах Великой Отечественной войны, когда горе вдов и детей было горем всех односельчан художника. Оно было и для него, тогда еще мальчика, одним из самых острых впечатлений. Здесь ярко проявилось взволнованное отношение автора к этой теме. Почти все полотно занимают фигуры матери и дочери. Отказываясь от развернутого сюжета, художник переносит смысловой акцент на изображение внутреннего эмоционального состояния персонажей. Характеры героинь раскрываются не в действии, а в их душевном состоянии, в их чувствах, в их внутреннем единении. Эмоциональная наполненность произведения достигается не только правдивостью образа, нравственной чистотой и цельностью характеров, но и колористическим решением. Тонкое и сложное чередование сиренево-охристых и серебристо-серых оттенков передает напряженность скрытых человеческих чувств, создает ощущение внутренней жизни героев. Холодные и теплые тона то контрастируют, то сливаются вместе, заставляя ощущать тревогу женщин. Картина несет в себе большие обобщения, вызывающие раздумья о судьбе поколения, в жизнь которого вторглась война. Живой интерес Хушвахтова к традиционному искусству раскрывается в картине «Народные мастера» [1971]. Художник обращается к сюжетам и образам народного творчества с позиции современности. Он стремится к разрешению темы не столько в эстетическом плане, сколько в плане более глубокого и полного осмысления действительности, рассматривая процесс созидания, как высокое творчество, полное поэзии и красоты. Круг тем Хушвахтова, в основном, связан с Памиром, но он хорошо знает всю свою республику. Есть большая человечность в том, как художник выбирает натуру и как изображает ее. В его искусстве есть искренность и душевная теплота. Эти черты ярко проявились в картине «В минуту отдыха» [1972], посвященной труженикам Нурекской ГЭС. Здесь сказалась способность Хушвахтова прочесть в человеке его внутреннее духовное содержание, почувствовать его общественную сущность. Строители Нурекской ГЭС изображены с присущей им ярко выраженной индивидуальностью. Здесь нет второстепенных персонажей. Каждый из них воплощает образ современного рабочего. Творчество Хушвахтова отличается редкой цельностью. Он создал много полотен – жанровых, исторических, пейзажных, портретных. Его произведениям присущи широкое знание жизни, национальное своеобразие. В лучших картинах художника раскрывается его яркий и самобытный талант. У него своя манера, свой почерк, свой излюбленный колорит, состоящий из гармонии неярких, приглушенных цветов. Сохраняя силу цвет, он достигает матовости и мягкости масляной живописи, сообщая своеобразную воздушность своим картинам. С любовью и искренностью воспевает художник родную памирскую землю.
Автор статьи Е. Чудович