В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).
В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:
Приглашаем посетить выставку!
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
Статьи
Союз художников СССР
Московское отделение союза художников РСФСР
Выставка произведений художников Бениамина Матвеевича Басова Лидии Яковлевны Тимошенко
Каталог Москва 1961 г.
Басов Бениамин Матвеевич
По-трудному сложилось начало художнической работы Вениамина Матвеевича Басова. Он долго учился: в 1930—1933 гг. — в Витебском художественно-графическом техникуме, затем, после пятилетней работы в издательстве Минска, в 1938 году поступил в Московский художественный институт им. Сурикова. Из-за трудностей военного времени студенческая пора растянулась на целое-десятилетие: лишь в 1948 году Басов защитил диплом, над которым он работал под руководством С. В. Герасимова. Дипломная картина «В картинной галерее» —вещь добротная, убедительно говорящая о хорошей школе, солидной живописной культуре автора. но по своему содержанию, лирическому строю, да и манере изображения картина все же представляла собой еще одну вариацию давно и часто встречавшихся решений. К счастью, художник и сам это отлично понимал. Присущее ему острое чувство самокритичности помогло отбросить соблазны тихого, не тревожного благополучия «золотой середины». Басов идет на мужественное самоограничение: на время он оставляет живопись и возвращается к графике. Смелый риск был вознагражден : через несколько лет художник нашел зрелый, подлинно современный в своём остром своеобразии индивидуальный почерк. Разработанный в иллюстрационной графике, он затем был перенесен художником в станковый рисунок и живопись. Но иллюстрации и поныне остаются основным жанром творчества Б. М. Басова. Больше всего ему удается изобразительная трактовка тех произведений и образов литературы, которые имеют драматический характер, требуют для своего воплощения эмоциональной напряженности, психологической экспрессии. Показательны в этом смысле иллюстрации Басова к «Бедным людям» и «Белым ночам» Достоевского, которые принесли художнику первый и заслуженный успех. В этих листах он от приемов так называемой «тональной» графики с ее картинными мизансценами, подробной детализацией, тщательной академической «растушевкой» (а некоторое время Басов работал в этих приемах, столь распространённых в нашей графике начала послевоенного периода). Художник идет на сгущение, заострение образов, ищет лапидарную броскую форму — не внешних эффектов ради, но во имя рельефной ясности, захватывающей силы, убедительности драматического повествования. Вот крохотный рисунок к «Белым ночам», где несколькими резкими линиями набросаны очертания петербургской подворотни, в нее вписан двумя-тремя ударами кисточки темный силуэт сутулого человека, быстро шагающего в такт Своим лихорадочным размышлениям, — и перед нами мир Достоевского, как мы его воспринимаем ныне, его тревога, боль, смятение чувств. Такие же ощущения возникают, когда видишь на фоне Петербурга, его гордых, надменных дворцов и нищих окраинных домишек, героев «Бедных людей», чистых душой, но сломленных, придавленных‚ униженных жестокой прозой тогдашней жизни. Именно сочетание светлой лирики душевных порывов и трагичности людских судеб, которым пронизано повествование Достоевского, вызвало к жизни приемы диссонансов, контрастов, многоплановости изображения; характерные для этих иллюстрационных серий. Как для этой, так и для последующих работ Б. Басова в области книжной графики, свойственно стремление преодолеть «хрестоматийность» трактовки классической литературы, рассказать на языки искусства наших дней о нынешнем, современном восприятии образов далеком и сравнительно недавнего прошлого. Иногда это стремление реализуется в оригинальных композициях, где художник остро и броско раскрывает основные черты эмоциональной атмосферы того или иного произведения (обложки изданий «Ванины Ванини» Стендаля, «Рыжика» А. Свирского, эскиз плаката о кинопостановке «Шинель» по Гоголю и ряд других работ). В сериях иллюстраций Басов порою пытается утвердить новую концепцию понимания и видения мира образов известного писателя. Таковы, например, его иллюстрации к Чехову. Изображая Ирину, Машу и Ольгу из «Трех сестер», художник интересно соединяет традиционное «мхатовское» понимание этих персонажей с бурными, трагическими акцентами. А в гуаши к чеховской повести «Три года» —закат над городом, острая схватка сумеречных теней и бурного, напряженного горения лучей заходящего солнца. И хотя в этой иллюстрации нет никакого сюжетного действия, самая атмосфера повести, внутренний строй размышлений и переживаний ее главного героя переданы здесь с убеждающей силой. Бесспорно, общий характер изображения обладает большей остротой, сгущенностью чувств, чем это мы привыкли видеть в иллюстрациях к Чехову. Но ведь наши современники давно уже перестали воспринимать этого писателя только как тихого, грустного лирика... Пожалуй. в некоторых из иллюстрационных циклов Б. Басова, созданных за последнее время (например, к рассказам М. Горького). есть слишком сильный налет мрачности, причем во многом идущий от одно- планового применения «черно-белой» манеры, ее контрастов, жесткости, резкости. Но, очевидно, это неизбежные издержки напряженных образно-стилевых исканий. Ведь светлое лирическое начало очень ясно проступает в большинстве работ Б. Басова и иллюстрационных, и станковых. Так, в портретных рисунках 1959—1960 гг. — «Девушка в платке», «Голова мальчика», «Студент», спокойно-мечтательных по настроению, встречаешь удивительно чистую, ясную душевную красоту. Примечательно, что сохраняющаяся и здесь лаконичность, острота формы вовсе не сопряжена с суровостью, тяжкой угрюмостью чувств. Я подчеркиваю это потому, что порой за последнее время критика совершенно неправомерно соединяет лирическую мягкость исключительно с традиционно академическими приемами, а любые попытки создания острой экспрессивной формы — с холодной отчужденностью взгляда на мир. Это надуманное разделение легко опровергается практикой нашего искусства, в частности и многими произведениями В. Басова. Причем. не только графикой. На выставке — впервые после долголетнего перерыва — он выступает и как живописец. Стилевая близость разных жанров творчества художника слишком очевидна, чтобы была нужда ее доказывать. Но именно в живописи с особой полнотой и ясностью раскрываются особенности его лирики: в картинах мастера не связывают иллюстрационные задачи, и он может в полный голос рассказать о своем восприятии современности. Руководствуясь обычными жанровыми признаками, большинство полотен Б. Басова следует именовать пейзажами. Однако это отнюдь не созерцательные «виды», приглашающие очередной раз полюбоваться неизменной, тихой прелестью березок и елочек. Сюжетно-повествовательным зерном картин. как правило, является рассказ о буднях жизни современных советских городов, деревень с характерными чертами их нынешнего облика. Именно этот облик составляет, так сказать зрительную основу композиций, в нем художник ищет и находит новую красоту, новую поэзию. Он показывает нашу жизнь как бурный, сильный, многоцветный поток. Отсюда — острота н динамика ритмов, напряженность цветовых отношений, неожиданное построение пространственных планов. Масштабность, взволнованный строй мыслей и чувств увлекают мастера на путь сложных, но интересных и в целом весьма плодотворных исканий. Б. Басов принадлежит к тем беспокойным художникам, которые ищут новые средства реалистического отражения современной жизни. Многое из того, что он показывает на этой выставке, — лишь начало, рабочий эскиз, «разведка боем».Но, думается, Б. Басов избрал верное направление, и его творческим поискам суждено доброе будущее.
Автор статьи: А. Каменский