УВАРОВА ПРАСКОВЬЯ СЕРГЕЕВНА (1840-1924) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Новогодняя акция распродажа!

Дорогие друзья, в субботу стартует наша традиционная Новогодняя акция- распродажа.

Приглашаем посетить страничку с акцией, нажав на елочную игрушку в верхней части экрана.

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

П.С. Уварова — графиня, археолог, общественный деятель, меценат, собирательница русских древностей. Жена Алексея Сергеевича Уварова.

Родилась 28 марта 1840 г. в семье князя С.А.Щербатова в селе Бобрики Лебедянского уезда Харьковской губернии. С середины 1850-х гг. семья Щербатовых обосновалась в Москве. Прасковья Щербатова получила домашнее образование. Среди тех, кому она была обязана не только знаниями, но творческим отношением ко всему окружающему, были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся с нею русской литературой и изобразительным искусством, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки, А.К.Саврасов, учивший ее рисованию и живописи.

В шестнадцать лет прекрасно образованная и очень привлекательная Прасковья стала появляться на московских балах. Судьба свела ее с Л.Н.Толстым. Она стала прообразом княжны Кити Щербацкой в его романе «Анна Каренина».

В 1859 г., неполных девятнадцати лет, Прасковья Щербатова вышла замуж за известного русского археолога Алексея Сергеевича Уварова. После свадьбы молодая чета отправилась в заграничное путешествие. Они побывали во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе. Вместе с мужем Прасковья Сергеевна осматривала картинные галереи, изучала музейные коллекции, посещала библиотеки, обследовала древние городища. С первых же дней она целиком разделила интересы мужа, что определило всю ее последующую жизнь.

С увлеченностью и полной самоотдачей включилась П.С.Уварова в деятельность Московского археологического общества. Когда в 1884 г. А.С.Уваров скончался, она стала его преемником на посту председателя Общества и более тридцати лет возглавляла эту авторитетную организацию.

Обширные и разносторонние знания, личная заинтересованность, непреклонность в достижении целей, умение увлечь людей своим примером, бескорыстное служение русской культуре объединили вокруг П.С.Уваровой сотни людей, небезразличных к судьбам отечественных памятников.

Научные интересы, дружеские контакты, участие в многочисленных благотворительных акциях связывали Прасковью Сергеевну с множеством современников. Сотни писем, поступавших на ее имя, и по сей день хранятся в архивах Москвы. Среди тех, кто писал ей — художники А.М.Васнецов, В.Д.Поленов, коллекционеры И.С.Остроухов, П.М.Третьяков, П.И.Щукин, археолог В.И.Сизов, искусствоведы И.В.Цветаев и Ф.И.Шмит, архитекторы К.М.Быковский и И.П.Машков, музейный деятель и фотограф-художник И.Ф.Барщевский.

В сфере научных интересов П.С.Уваровой были и древности Кавказа. На протяжении четверти века она занималась их изучением в Аджарии и Осетии. Итогом долголетних занятий стал ее труд «Могильники Северного Кавказа» (1900).

О размахе научной деятельности Уваровой свидетельствует тот факт, что к 1915 г. только в изданиях Московского археологического общества ею было опубликовано около 200 статей.

В 1909 г. П.С.Уварова возглавила комиссию «Старая Москва» при Московском археологическом обществе. Первые заседания этой общественной организации проходили в уваровском особняке.

Члены комиссии собирали и изучали материалы по истории, археологии и топографии города. Они обследовали памятники архитектуры, фиксировали надписи и гербы на московских зданиях, заботились о сохранении и поддержании в надлежащем виде могил выдающихся деятелей культуры, отмечали юбилейные даты в истории города. В 1912—1914 гг. комиссия выпустила в свет два тома сборника «Старая Москва», занявших почетное место в москвоведческой литературе.

Комиссия по изучению старой Москвы выступила с инициативой сбережения «памятников бытовой старины» и создания путем пожертвований Музея старой Москвы. К 1912 г. музей уже располагал собранием старинных вещей и книг.

В апреле 1915 г. исполнилось тридцать лет со дня избрания П.С.Уваровой на пост председателя Московского археологического общества. Члены общества выразили желание отметить этой юбилей «вещественными знаками своего высокого уважения и глубокой преданности». Было решено поднести юбиляру памятный адрес, альбом рисунков, посвященных памятникам древнерусского искусства, а также издать в ее честь сборник научных трудов. В редакционный совет сборника вошли Д.Н.Анучин, И.П.Машков, А.В.Орешников и К.В.Трутовский. Эта книга вышла в свет в Москве в 1916 г.

Подвижническая деятельность П.С.Уваровой на поприще изучения и охраны отечественных древностей снискала ей известность и большой авторитет в кругах научной интеллигенции. Она была удостоена чести стать почетным членом Императорской Академии наук (1895) и ряда ведущих университетов — Дерптского (1888), Харьковского (1906), Казанского (1910), Московского (1910), Петербургского археологического института (1891), Лазаревского института восточных языков (1902).

Широко известно внимательное отношение П.С.Уваровой к деятельности собирателей и коллекционеров. Она справедливо полагала, что они выполняют важную и ответственную миссию по сохранению и изучению культурною наследия, содействуют полноценному пополнению музейного фонда. Глубоко почитая результаты творческой деятельности собирателей и коллекционеров, П.С.Уварова одной из первых попыталась собрать воедино материалы о многих частных коллекциях и сделала на эту тему специальный доклад на Седьмом археологическом съезде в Ярославле в 1887 г.

Прасковья Сергеевна и сама занималась коллекционированием. Это увлечение, привитое ей Алексеем Сергеевичем Уваровым, стало для нее серьезным и постоянным делом. Три большие коллекции предметов искусства и старины, принадлежащие чете Уваровых, располагались в усадьбе Поречье Московской губернии, в имении Карачарово Владимирской губернии и в московском особняке в Леонтьевском переулке.

В 1860—1870 гг. П.С.Уварова помогала мужу в пополнении коллекции частного «Порецкого музеума» в фамильном подмосковном имении. После смерти Алексея Сергеевича она много сил отдала систематизации коллекции.

Все порецкое собрание было распределено на 18 отделов: «курганные вещи», «иконы живописные», «иконы литые», «финифть», «церковная утварь и вещи церковного обихода», «предметы домашнего быта», «монеты русские», «медали», «рукописи», «грамоты и акты» и т.д.

«П.С.Уварова не только привела в порядок перешедшие в ее распоряжение ценности, — отмечал академик А.И.Соболевский, — но издала их описания. Рукописи были обстоятельно описаны архимандритом Леонидом (Кавелиным); предметы церковной старины — самой П.С.Уваровой. Она же позаботилась о передаче ценностей в более надежные хранилища, чем Порецкий музей. Рукописи она передала, еще до последнего отъезда своего за границу, в Московский Исторический музей (где директором тогда был ее младший брат Н.С.Щербатов), передала не только полностью, но даже с прибавлением к описанным в труде архимандрита Леонида еще почти четырехсот номеров; это были ее личные приобретения в разных местах и в разное время» (11, с. 143).

Другое собрание старины, формировавшееся при участии Прасковьи Сергеевны, располагалось в имении Карачарово близ Мурома (Владимирская губерния). В 1900—1910 гг. она жила здесь со своими детьми, внуками и правнуками в летнее время.

В Карачарове была собрана фамильная портретная галерея. Тут хранились портреты Святополк-Четвертинских, Нарышкиных, Уваровых, Разумовских. Западноевропейская живопись была представлена произведениями художников ХРибейры («Монах»), Доссо-Досси («Святой Иероним»), Тьеполо («Мадонна»), а также такими, как «Портрет старика» неизвестного фламандского мастера XVII в., «Распятие», выполненное неизвестным итальянским мастером круга Джотто, миниатюрными копиями с произведений Рафаэля, сделанными немецкими художниками XIX в. («Мадонна в кресле», «Мадонна в саду», «Иоанн Креститель», «Папа Лев X»), акварелями Корроди, Майнелла, Пассини, Мюллера, Линдемана.

Русская живопись представлена произведениями А.А.Иванова («Похищение Ганимеда»), К.П.Брюллова (эскиз к картине «Последний день Помпеи»), А.Е.Архипова («На Оке»), В.Д.Поленова («Мечты»), рисунками и акварелями И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, С.И.Светославского и др.

Здесь были сосредоточены также коллекции мебели, фарфора, бронзы, стекла и хрусталя XVIII—XIX вв.

В Карачарове находилась и часть богатейшей фамильной библиотеки Уваровых. Некоторые издания — около двух с половиной тысяч — и сейчас хранятся в фонде редких книг Муромского историко-художествен-ного музея. Все они имеют экслибрисы, монограммы «АУ» или «ПУ» на корешках, маргиналии, автографы. Большая часть книг на русском языке; около 800 — на французском, немецком, английском, испанском, польском, латинском, итальянском языках. 236 книг помечено дарственными надписями — «председателю Московского археологического общества П.С.Уваровой». Среди них сочинения В.Ф.Миллера, Е.В.Барсова, А.А.Шахматова, Н.П.Лихачева, П.К.Симони.

В московском особняке Уваровых располагалось еще одно собрание искусства и старины. Здесь были картины, нумизматическая коллекция (монеты греческие, русские, славянские), бронзовые бюсты и статуи, археологические памятники, коллекция рукописей (более трех тысяч названий).

После октября 1917 г. П.С.Уварова покинула Россию. Последние годы ее жизни прошли в Югославии.

П.С.Уварова умерла 30 июня 1924 г. в югославском г. Добрна. После отъезда ее за границу коллекции «Порецкого музеума» поступили в Государственный Исторический музей и Музей изящных искусств. Часть архива, переданная в Бородинский военно-исторический музей, погибла в годы Великой Отечественной войны.

Имение Карачарово перешло в ведение уездного земельного отдела; в 1918 г. в нем создана коммуна «Альтруист». Затем был открыт дом отдыха «Карачарово». В годы Великой Отечественной войны в бывшей усадьбе расположилась воинская часть, остающаяся здесь до сих пор. Коллекции из Карачарова в 1918 г. поступили в Муромский музей. Отдельные вещи и архивные документы впоследствии передавались в музеи и архивы Владимира и Нижнего Новгорода.

Коллекции из московского особняка были национализированы и направлены в Национальный музейный фонд, откуда они передавались в центральные и провинциальные музеи, а также распродавались.

Усадьбы Уваровых в Поречье и Муроме сохранились до наших дней. Сохранился и особняк в Леонтьевском переулке (ныне д. 18).

 



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА



1. Анучин Д.Н. Графиня Прасковья Сергеевна Уварова в ее служении науке о древностях // Сборник статей в честь графини П.С.Уваровой. — М., 1916. — С. XII-XXIV.

2. Белозерский Н.В. Справочная книга для коллекционеров памятников старины. — Спб., 1903. - С. 8.


3. Бугославский С.А. Отчет о занятиях в библиотеках Москвы, С.-Петербурга и села Поречья гр. Уваровых. Август—октябрь 1912 г. - Киев, 1913.

4. Буслаев Ф.И. Мои досуги: Собрание из периодических изданий мелких сочинений Ф.Буслаева. — М., 1886. - Ч. 1—2.

5. Иловайский Д.И. Всероссийские археологические съезды // Сборник статей в честь П.С.Уваровой. — М., 1916. — С. 1—5.

6. Линниченко И.А. Графиня П.С.Уварова: К 25-летнему юбилею. — Одесса, 1910.

7. Миллер П. Музей «Старой Москвы» // Московский краевед. — Вып. 7. — М., 1928.

8. Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. - М., 1904. - С. 122.

9. Редин Е.К. Графиня П.С.Уварова // Труды предварительного комитета 13 археологического съезда. — М., 1905. — С. 1—8.


10. Романюк С.К. Из истории московских переулков. — М., 1988. — С. 62—63.

11. Соболевский А.И. П.С.Уварова: Некролог // Известия Российской Академии наук. - VI серия. — 1925. — NN 6-8. -С. 141-144.

12. Станюкович Л. Коллекция из Поречья // Куранты. — М., 1989. — Вып. 3. — С. 355-358.


13. Стрижова Н.Б. Архив А.С. и П.С. Уваровых в отделе письменных источников Государственного исторического музея // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. — С. 13—15.

14. Сухова О.А. Коллекция графов Уваровых из Карачарова как основа собрания Муромского историко-художественного музея // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. — С. 11 — 13.

15. Уварова П.С. // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования. — М., 1915. - С. 371-373.

16. Храпова Л.Е. Личность П.С.Уваровой, как она представляется по ее трудам и свидетельствам современников // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. — С. 5—7.

17. Шуманский Е.А. Справочная книга для русских библиофилов. — Одесса, 1905. — С. VI.

Борис Владимирович Преображенский "Офицер артеллерии"Преображенский Б. В."Офицер артеллерии"
Владимир Николаевич Немухин "Пасьянс"Немухин В. Н."Пасьянс"
Мгер (Мегер) Манукович Абегян "Домик на окраине"Абегян М. (."Домик на окраине"
Константин Борисович Назаров "Весна идет"Назаров К. Б."Весна идет"Оставить заявку
Павел Федорович Судаков "Торговец в Мексике"Судаков П. Ф."Торговец в Мексике"Оставить заявку
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-18все права защищены