УВАРОВ Алексей Сергеевич (1825-1884) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

А.С. Уваров — граф, археолог, общественный деятель, меценат, библиофил, собиратель русских древностей, владелец общедоступного частного «Порецкого му-зеума». Муж Прасковьи Сергеевны Уваровой.

 Родился 28 февраля 1825 г. в семье президента Петербургской Академии наук графа С.С.Уварова. Получил прекрасное образование. После окончания в 1845 г. историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета слушал лекции в Берлинском и Гейдельбергском университетах. Ему открывалась блестящая дипломатическая карьера, но Алексей Сергеевич отказался от нее. Он решил целиком посвятить свою жизнь изучению отечественных древностей.

С 1860 г. жизнь А.С.Уварова тесно связана с Москвой и подмосковным имением Поречье. Восемь лет провел он в своем имении, а затем жил в Москве. Особняк Уваровых располагался в Леонтьевском переулке.

А.С. Уварова привлекала прежде всего древняя история России. С 1848 г. он проводил археологические раскопки на Черноморском побережье, исследовал греческие города-государства. Особенно значительные работы были проведены им в Херсонесе.

Затем он перешел к исследованию курганов в Московской и Владимирской губерниях. Под его руководством в 1851—1854 гг. было изучено свыше семи тысяч курганов. Обобщенный материал лег в основу первого фундаментального труда А.С.Уварова «Меряне и их быт по курганным раскопкам» (М., 1871). Позднее Уваров изучал первобытное общество: открыл стоянку периода палеолита в Карачарове и стоянку периода неолита в Волосове, опубликовал капитальный труд «Археология России. Каменный период» (М., 1881).

Понимая необходимость углубленного изучения, охраны и популяризации отечественной старины, Алексей Сергеевич в 1864 г. выступил с инициативой создания Московского археологического общества. Его высокий научный авторитет привлек в Общество ведущих русских ученых, художников, архитекторов, любителей старины, коллекционеров, историков, краеведов. Московское археологическое общество сыграло важнейшую роль в развитии отечественной исторической науки, в сохранении культурного наследия России. Особенно заметно стало значение Общества с 1869 г., когда под его эгидой начали регулярно собираться Всероссийские археологические съезды.

Алексей Сергеевич Уваров стал инициатором создания в Москве Российского Исторического музея. В 1881 г., в канун его открытия, Московское археологическое общество принесло в дар этому музею ценные собрания, многие из которых были включены в его первую экспозицию.

А.С.Уваров известен как один из крупнейших коллекционеров своего времени. После смерти отца в 1855 г. он унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. К этому времени там имелась богатая коллекция западноевропейской живописи и скульптуры, книги и рукописи. Коллекции, собранные Алексеем Сергеевичем, содержали в основном отечественные древности. Сюда стекались археологические и этнографические памятники из разных уголков России, появились произведения русского декоративно-прикладного искусства, библиотека пополнялась старопечатными книгами и рукописными материалами.

Большую роль в развитии интереса Уварова к отечественным памятникам сыграл историк и крупнейший коллекционер М.П.Погодин. Их знакомство состоялось в 1847 г., вскоре после окончания Уваровым университета, в то время, когда Алексей Сергеевич делал еще первые шаги на научном поприще. По совету отца он приехал из Петербурга в Москву, чтобы познакомиться с Древлехранилищем Погодина. С собой он привез рекомендательное письмо от него к Погодину. С.С.Уваров писал: «Благоволите, Михаил Петрович, открыть драгоценные ваши коллекции и быть ему путеводителем в осмотре других. Он отправляется, чтобы посмотреть на матушку Россию... он любознателен и много видел в Европе; пора посмотреть и на свое» (4, т. 9, с. 183).

Алексей Сергеевич не только внимательным образом изучил Древлехранилище, но и нашел в Погодине друга и наставника по части изучения и коллекционирования памятников отечественной истории. Они настолько близко сошлись, что совершили в 1847 г. совместное путешествие: посетили древние русские города, знаменитые ярмарки. Во время путешествия Уваров сделал первые приобретения для личной коллекции русских древностей.

Начало уваровскому собранию русской старины положили монеты и медали. Погодин уступил Уварову многие дублетные экземпляры из своей нумизматической коллекции. Алексей Сергеевич сделал немало приобретений у других коллекционеров. Например, алтайские древности он купил у Г.И.Спасского.

 Предметы старины для своей коллекции А.С.Уваров получал как правило через посредников. По просьбе графа они приобретали их на Нижегородской, Ростовской, Ярославской ярмарках. Важнейшим источником пополнения собрания служили проводившиеся А.С.Уваровым археологические раскопки. Некоторые памятники приобретены Уваровым во время зарубежных поездок. Причем за границей он покупал и отечественные древности, и произведения западноевропейского искусства.

В результате А.С.Уварову удалось создать обширное и чрезвычайно ценное собрание. Сюда входили археологические памятники, иконы, предметы церковного и домашнего обихода, монеты, медали, рукописи, грамоты, акты.

Археологические памятники, собранные Уваровым, представляли основные этапы развития первобытно-общинного строя. Здесь были памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков многих регионов России, а также Западной Европы. Особое место среди них занимали вещи из курганов, так как Алексей Сергеевич сам проводил многочисленные раскопки.

Поселившись в родовой усадьбе Поречье, граф перевез сюда из петербургского дома Уваровых на Большой Морской собранные им коллекции. Отныне именно в Поречье привозил Алексей Сергеевич новые приобретения. Главный дом усадьбы в 1860-е гг. был специально перестроен с учетом размещения новых коллекций.

В археологической коллекции, находившейся в Поречье целый отдел составляли древности Причерноморья. Среди них большой ценностью обладали античные скульптуры и образцы древних надписей.

Крупный раздел уваровского собрания составляли иконы, которые приобретались прежде всего как произведения изобразительного искусства. Причем были собраны иконы и на досках, и на тканях, а также литые и резные. Приобретая иконы, Алексей Сергеевич, как отмечалось в каталоге собрания его древностей, «поставил перед собой цель собрать как можно большее количество икон символического содержания со сложными и редко встречающимися сюжетами, а также те, которые раскрывают нам тайник народной души, народных пониманий и поэтических воззрений на Божество, Загробную жизнь, деяния Святых и пр.» (11, т. 2, с. 83). В планы коллекционера входило провести исследования, посвященные христианской символике. В этом разделе насчитывалось 284 памятника: редкие иконографические образцы, такие, как «И возшедшего на небеса и седяща одесную Отца», «Образ Сотворение, или Почил Бог от всех дел своих», «Богородица: Камень нерукосечной горы».

Среди шитых икон — такие выдающиеся памятники, как пелена «Успение Богоматери», которая происходила из московской мастерской Ефросиний Старицкой и была выполнена в 1561—1563 гг.

Резные иконы выполнены из кости, камня и дерева. Самым замечательным образцом иконы из кости был переносной иконостас московской работы XVII в.

В коллекцию церковной утвари входили кресты, антиминсы, выносные церковные подсвечники, хоругви, плащаницы.

Декоративно-прикладное искусство было представлено фарфором, изделиями из серебра, эмали, финифти. Особенностью собрания прикладного искусства являлось наличие в нем многих мемориальных реликвий: чашки П.А.Румянцева, чайного прибора митрополита Платона и др.

Минц-кабинет включал до 30 тысяч русских, славянских и древнегреческих монет. Тут были собраны практически все медали начиная с петровского времени до эпохи Александра I.

Широкую славу музею в Поречье принесли рукописи. Их А.С.Уваров собрал более двух тысяч. Начало рукописному собранию было положено в 1853 г. приобретением коллекции московского купца И.Н.Царского, состоящей из 760 предметов. Через пять лет коллекция Уварова выросла более чем в два раза. Сюда поступили, в частности, коллекции А.С.Норова. И.П.Сахарова, Н.П.Хлебникова и др. В основном это были славянские рукописи, образцы церковной и светской литературы. Одних только Евангелий насчитывалось до семидесяти пяти, хронографов — до сорока пяти, образцов житийной литературы — до семидесяти. В коллекцию входили сорок шесть рукописей на пергаменте. Были тут и лицевые рукописи.

Трехэтажный дворец Уваровых был переполнен предметами искусства и старины, он стал настоящим музеем. Его экспозиция начиналась на первом этаже в приемной перед парадными комнатами. Далее шли парадная столовая, в которой размещалась фамильная портретная галерея, парадная гостиная, где выделялись мраморный камин и большие декоративные вазы. В гостиной графини обращала на себя внимание старинная итальянская мебель XVI в., а в ее кабинете — вторая галерея фамильных портретов (акварели, миниатюры, дагеротипы).

Хранилищем многих ценнейших вещей был кабинет графа. Один из современников писал, что в кабинете «как бы в малом масштабе выражается общая мысль основателя Порецкого дома, которую он проводил при его устройстве: создать истинную обитель науки и искусства» (21, N 203, с. 3).

На второй этаж вела парадная лестница, украшенная статуями и бюстами. Собственно «музеумом» называли именно второй этаж. Здесь три большие комнаты занимали библиотека, картины, скульптуры и другие произведения искусства. За библиотекой следовал зал мраморов, устроенный еще при С.С.Уварове.

«Входя во вторую часть залы, посвященную музею мраморов, невольно останавливаемся при виде гармонической, так сказать, обстановки всего, на что ни бросим взгляд: пурпуровый цвет стен, белизна мраморов, форма музея, свод, круглый стеклянный купол, самое освещение, тропические растения, помещенные в арках, — все это вместе, сильно действуя на воображение, как бы препятствует сосредоточить внимание наше исключительно на одном предмете», — писал один из современников (17, с. 14).

В следующей за залом мраморов комнате было представлено большое собрание предметов русской старины — казалось, их хватило бы для изучения тысячелетней истории отечественной культуры: портреты русских царей, старинная утварь, оружие, боевое снаряжение, посуда, иконы. Тут же хранились слюдяное окно из Московского Кремля, изразцовая печь из Суздаля, пушка времен Степана Разина. Тут было все — от массивного колокола до пряничных форм и пуговиц.

Следом шла «рукописная комната». Здесь кроме рукописей хранились нумизматическая коллекция и семейный архив.

В ряду комнат второго этажа находилось специальное помещение — главная зала, где сберегались исключительно ценные отечественные древности, подлинные раритеты, разысканные и собранные Алексеем Сергеевичем и Прасковьей Сергеевной Уваровыми. Убранство этой комнаты соответствовало трем главным историческим эпохам Древней Руси — Киевской, Суздальской и Московской. Тут были подлинные византийские мозаики и иконы XII в., фрески IX в. из пещерной могилы в Крыму, иконы греческого письма. Посреди залы в пять рядов стояли большие двусторонние витрины. В них экспонировались наиболее ценные археологические находки. Одна из витрин была полностью заполнена произведениями русского ювелирного искусства.

Третий этаж, появившийся после перестроек 1860-х гг., был отдан книгам.

Своеобразным продолжением музея, как бы его драгоценной живой оправой, служил обширный ботанический сад: до тридцати тысяч «отборных видов растений», привезенных сюда со всего света.

Порецкий музей Уваровых был доступен для всех желающих.

Граф А.С.Уваров заботился об изучении и систематизации порецкого собрания, о введении его памятников в научный обиход. С этой целью он задумал составить каталог «Порецкого музеума». Преждевременная смерть помешала воплощению этого замысла.

А.С.Уваров умер в Москве 29 декабря 1884 г.: похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Коллекции А.С.Уварова перешли к Прасковье Сергеевне Уваровой. Выполняя волю покойного мужа, она передала археологическое собрание в Исторический музей. Оставшиеся реликвии под ее руководством были систематизированы, подготовлены и изданы их научные каталоги.

После 1917 г. уваровское собрание национализировано. Самые крупные его разделы — рукописи, монеты и медали, иконы, книги — попали в Исторический музей.

Ныне предметы старины и искусства, а также книги, собранные некогда АС.Уваровым, хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в Государственной Публичной исторической библиотеке, Муромском историко-художественном музее (Владимирская область) и других хранилищах.

Усадьба в Поречье сохранилась до наших дней (ныне Можайский район Московской области). Сохранился и московский особняк Уваровых в Леонтьевском переулке (ныне д. 18).


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА



Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. — М., 1963. — Т.1. — С. 16, 28, 130, 159; Т. 2. - С. 28, 42, 70, 126, 135-137, 158, 172, 249, 339, 358, 392, 443, 479, 503.

2. Анучин Д.Н. Граф Алексей Сергеевич Уваров // Труды VI Археологического съезда. - М., 1886. - Т.1. - С. 3-20.

3. Архимандрит Леонид. Систематическое описание славяно-русских рукописей собрание графа А.С.Уварова. — М., 1893— 1894. - Т. 1-4.

4. Барсуков И.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. - М.-Спб., 1888-1910. - Кн. 1-22.

5. Беспалов Н.А. А.С.Уваров — основоположник русской археологии // Памятники истории и культуры. — Ярославль, 1988. — Вып. 3. — С. 29-35.

6. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: Каталог

  картинной галереи. Живопись. Скульптура.

352    Миниатюра. — М., 1986.

7. Граф Алексей Сергеевич Уваров: Материалы для биографши и статьи по теоретическим вопросам: Изданы ко дню 25-летия со дня кончины. — М., 1910.

8. Гуренок М.К. История создания архитектурного ансамбля усадьбы Поречье // Материалы по истории русской культуры конца XVIII—первой половины XIX в. — М., 1984. - С. 47-59.

9. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. - Спб., 1912. - N 1177.


10. Кабанов А.К., Катаев И.М. Описание актов графа А.С.Уварова: акты исторические. - М., 1905.

11. Каталог собрания древностей графж А.С.Уварова. - М., 1887-1908. - Т. 1-4.

12. Купряшина Т.Б. Коллекция из имения А.С. и П.С. Уваровых Карачарово в Муромском музее // Очерки истории русской и советской археологии. — М., 1991. — С. 51—69.

13. Станюкович Л.Б. Библиотека Уваровых // Сокровищница книги: Юбилейный сборник научных трудов / Государственная публичная историческая библиотека. — М., 1987. - Ч. 1.


14. Стрижова Н.Б. Архив А.С. и П.С. Уваровых в отделе письменных источников Государственного исторического музея // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. — С. 13—15.

15. Сухова О.А. Коллекция графов Уваровых из Карачарова как основа собрания Муромского историко-художественного музея // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. - С. 11-13.

16. Уваров А.С. // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования. — т., 1915. -Т.2. - С. 373-375.

17. Указатель Порецкого музеума для посетителей. — М., 1853.

18. Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. — М., 1986. — С. 54, 67—68.

19. Щепкина М.В., Протасъева Т.М. Сокровища древней письменности и старой печати. — М., 1958. — С. 36-39.

20. Щербатов И.С. Граф А.С.Уваров как основатель Исторического музея //Древности: Труды Московского археологического общества. - М., 1911. - Т. 23, вып. 1.—С. 7—11.

21. Ярцев А. Подмосковные прогулки: Очерки и наблюдения: Прогулка 25. Поездка в По-речье-Уваровское // Московские ведомости. — 1904. - N 168; N 175; N 182. — 4(17 июля). — С. 3; N 189. - И (24) июля. - С. 3; N 196. -18 (31 июля). — С. 3—4; N 203. — 25 июля (7 августа). - С. 3—4; N 210. — 1 (14) августа. — С. 3; N 217. - 8 (21). - С. 3; N 224. - 15 (28 августа). — С. 3; N231. — 22 августа (4 сентября). — С. 3; N 238. — 29 августа (11 сентября). — С. 3—4.

22. Bibliotheque Ouvaroff: Catalogue specimen. Sciences secretes (Publie par A.hadrague). — M., 1870.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены