СТРОЕВ Павел Михайлович (1796-1876) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Ванециан Арам (1901-1971)

Сегодня, 6 августа, в галерее Артефакт в левом крыле при участии галереи АртПанорама открылась персональная выставка Арама Ванециана (1901-1971).

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

П.М. Строев — историк, археограф, библиофил, собиратель рукописей.

Родился в Москве 27 января 1796 г. в семье дворянина Михаила Александровича Строева. С восьми лет воспитывался в частном пансионе Виллерса, затем в пансионе при Московском университете; уже в это время увлекся русской историей и древностями. В 1812 г., обладая хорошим знанием отечественной истории, поступил в Московский университет, однако тремя годами позже оставил его.

Восемнадцатилетним студентом второго курса Строев в 1814 г. опубликовал свою первую книгу — учебник «Краткая российская история в пользу российского юношества». Она не раз переиздавалась и служила учебным пособием несколько десятков лет. В 1815 г. энергичный и увлеченный юноша затеял издание журнала «Современный наблюдатель российской словесности».

Работа над учебником, а также лекции профессоров И.Ф.Тимковского и М.Т. Каченовского привели молодого историка к твердому убеждению, что написать полноценную книгу о русской истории затруднительно: не хватало фактического материала. Это обстоятельство и привело П.М.Строева к поиску и изучению памятников древнерусской письменности: им он посвятил всю свою жизнь. Его биограф, Н.П.Барсуков, приступая к составлению жизнеописания ученого, писал: «Я старался выяснить себе образ человека, во всех отношениях замечательного, — человека, посвятившего долгую жизнь суровому подвигу одному предмету, благородная страсть к которому, возгоревшись в ранней молодости, теплилась в нем до могилы» (4, с. II).

Журнальные публикации молодого исследователя привлекли к себе внимание известного общественного деятеля, историка и коллекционера графа Н.П.Румянцева. Вокруг этого неутомимого человека в 1810-е гг. сплотились единомышленники. Румянцевский кружок стал первым центром отечественной археографии. Здесь основательно занимались поиском, изучением и публикацией древних рукописей. Строев стал активным участником Румянцевского кружка, одним из ведущих археографов России.

По заданию Н.П.Румянцева Павел Михайлович вместе с Константином Федоровичем Калайдовичем в 1817—1818 гг. совершил первую археографическую экспедицию по подмосковным монастырям. В поисках древних рукописей и документов они побывали в Иосифо-Волоцком, Новоиерусалимском, Воскресенском, Саввино-Сторожевском, Пафнутьево-Боровском монастырях. Поездка убедила Павла Михайловича в том, что в монастырских библиотеках и ризницах сохранилось огромное количество рукописей не только церковных, но и светских, которые содержали в себе бесценный материал для воссоздания исторического прошлого отечества.

На заседании Московского общества истории и древностей российских 14 июля 1823 г. Строев выступил со страстной речью, призывавшей к обследованию всех российских монастырских хранилищ: «Не довольно Москвы для поприща нашей деятельности: пусть целая Россия превратится в одну библиотеку, нам доступную. Не сотнями известных рукописей мы должны ограничить свои занятия, но бесчисленным множеством их в монастырских и соборных хранилищах, никем не хранимых и никем не охраняемых, в архивах, кои нещадно опустошает время и нерадивое невежество... Общество должно извлечь, привести в известность... письменные памятники нашей истории и древней словесности, рассеянные по обширным пространствам от Белого моря до степей украинских и от границ Литвы до хребта Уральского» (4, с. 67).

Обследованию монастырских древлехранилищ, этих, по его словам, «неразработанных рудников нашей истории», Павел Михайлович посвятил всю свою жизнь. По инициативе П.М.Строева в 1828 г. началась деятельность археографических экспедиций, а с 1834 г. — Археографической комиссии, которая существует до сего дня: она внесла колоссальный вклад в изучение и публикацию древнерусских памятников истории и литературы. В числе ее важнейших публикаций — «Полное собрание русских летописей», первый том которого вышел при Строеве в 1841 г., а последний, тридцать первый том — в 1968 г.

С 1829-го по 1834 г. П.М.Строев в поисках древних рукописей объехал 14 губерний, в том числе весь Север России и Поволжье. Он обследовал около двухсот библиотек и архивов, собрал свыше трех тысяч документов XIV—XVIII вв., среди которых было немало уникальных памятников культуры. В 1915—1917 гг. опубликован весь материал, собранный Строевым и переданный им Археографической комиссии. В 2 ларцах, 11 картонных коробках и 14 переплетенных книгах содержалось 3300 актов, самый ранний из которых датировался XIV веком.

Строев подготовил к печати и опубликовал ряд ценнейших исторических документов, в том числе Софийскую летопись, Судебник 1497 г., Изборник 1073 г. и другие, без которых и сейчас не может обойтись ни один исследователь Древней Руси.

Монументальным трудом Строева стало описание старопечатных книг и рукописей московского коллекционера Ф.А.Толстого. Эту работу он выполнил в 1818—1820 гг. С 1825 г. он являлся смотрителем библиотеки Толстого и продолжал заниматься описанием вновь поступавших рукописей. В 1830— 1840-е гг. им было выполнено такое же капитальное описание собрания И.Н.Царского. Печатные каталоги этих двух библиотек явились для историков одним из важнейших пособий для изучения древнерусских рукописей; для коллекционеров они служили ценным справочным материалом.

Кроме того, Павел Михайлович выполнил поистине грандиозную, «циклопическую», по словам современников, работу, составив ключ (указатель) к многотомному сочинению Н.М.Карамзина «История государства Российского», облегчив, по замечанию А.С.Пушкина, «до невероятной степени изучение Русской истории». Его перу принадлежит и другой капитальный труд — указатель к «Полному собранию русских летописей». Оба указателя не утратили ценности и до сего дня.

За свои научные изыскания в 1826 г. П.М.Строев был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в 1849 г. — академиком.

«По своим дарованиям П.М.Строев мог бы, конечно, играть видную роль на более блестящем поприще, — отмечал его биограф Н.П.Барсуков, — но «вся красная мира сего» он принес в жертву смиренной области Русской Археографии и ради ея провел лучшие годы свои в монастырских и соборных хранилищах нашей Древней Письменности, в кладовых и подвалах, недоступных лучам солнца, куда, по его же словам, «груды древних книг и свитков снесены были как будто для того, чтобы грызущия животные, черви, ржа и тля могли истребить их удобнее и скорее» (4, с. II).

Начало личной библиотеке Павла Михайловича Строева было положено еще в бытность его воспитанником пансиона. В 1811 г. на «карманные деньги» на толкучем рынке мальчик приобрел многотомную историю России князя М.М.Щербатова. Следующим приобретением для библиотеки были разрозненные тома «Древней Российской вивлиофики» Н.И.Новикова.

В 1817 г. П.М.Строев приобрел для своего личного собрания первую старинную рукописную книгу. С этого времени и почти до 1842 г. он активно пополнял коллекцию, которая в первой половине XIX в. являлась одним из ценнейших частных собраний. Особенно заметно увеличилось его собрание в ходе экспедиций 1829—1834 гг. После 1839 г. П.М.Строев особое внимание обращал на актовые материалы.

Чаще всего Строев покупал рукописи у антикваров и коллекционеров, некоторые из них он приобретал путем обмена. В 1832 г. после смерти К.Ф.Калайдовича, своего спутника по экспедициям и соратника по археографическим исследованиям, он приобрел 139 рукописей из его собрания. В 1836 г. в обмен на две ценные рукописи он отдал сто грамот коллекционеру И.Н.Царскому. Семнадцать пергаментных грамот он продал Археографической комиссии. Позднее стало известно, что у Строева был еще один не совсем обычный способ умножения коллекции. Как официальный археограф Академии наук Строев имел доступ во все архивы. Наблюдая за тем, насколько небрежно порою хранились ценнейшие документы, он, стремясь сохранить их для истории, изымал отдельные листы из сборников и пополнял ими свое собрание.

Рукописная коллекция Строева содержалась в идеальном состоянии. Все рукописи были одинаково переплетены в коричневую мраморную бумагу с желтоватой кожей на корешке. На всех корешках были вытеснены названия рукописей. На внутренней стороне обложки владелец наклеивал бумажный ярлык, на котором проставлял шифр рукописи согласно описи своей библиотеки. На вклеенном листе писал полное заглавие рукописи; если это был сборник — давал все содержание его. Оформление коллекции позволило современным исследователям обнаружить все строевские рукописи, «растворившиеся» сначала в погодинском собрании, а потом в рукописном отделении Императорской Публичной библиотеки.

Подготавливая коллекцию к продаже, П.М.Строев составил опись, во введении к которой писал: «При составлении этого собрания рукописей главной целью было собрать все, что относится собственно к Отечественной истории, гражданской, церковной и литературной. Здесь нет ни одной Богослужебной книги и очень мало переводов Отцов церкви: ими переполнены все известные собрания рукописей, и все это полезно для одних филологов. Харатейные книги очень дороги и замечательны только в отношении филологическом» (4, с. 375).

Поэтому в коллекции Строева была представлена светская литература и исторические документы: 9 летописей и летописцев, 8 хронографов. 2 космографии, Степенная книга, 3 судебника, несколько родословных, актовые материалы, древние грамоты, исторические сборники. Последние представляли особенно большую научную ценность. О значении исторических сборников владелец коллекции писал: «Историческая литература наших предков кроме летописей, хронографов и других книг сего рода преизобилует отдельными сочинениями, известными под названиями сказаний, повестей и отрывков исторических. Ни одна библиотека не представляет полного собрания их; они рассеяны всюду и до сих пор мало оценены. Исторические сборники этого собрания заключают в себе до 1100 таких статей» (4, с. 375).

В собрании Строева богато представлена житийная литература. Жития святых, как и сказания об иконах, коллекционер собирал так же настойчиво, как и исторические сборники, так как видел в них значительный и малоисследованный пласт источников. Ему удалось приобрести 64 жития святых и 10 сказаний об иконах. Об этих драгоценных материалах Павел Михайлович сообщал в описи: «Жития Святых Русских, в разные времена сочиненные, переделанные, дополненные, представляют богатый и почти непочатый запас истории общежития, мнений и поверьев прежней Руси, и даже в них есть много фактов, незамеченных бытописателями... Кто соберет все Жития Святых Русских, сказания об иконах и крестах, отдельные описания чудес и тому подобное и прочтет все это со вниманием и критикою, тот удивится богатству этих исторических источников. Карамзин воспользовался тем, что случайно попалось ему под руки; но чего не извлек бы этот великий муж, если бы приготовлено было наперед полное собрание? Наше заключает в себе уже более половины» (4, с. 375—376).

По оценке Строева, его коллекция имела «довольно памятников истории литературы. Еще более по части законоведения» (4, с. 375). Отдельные памятники, по его мнению, были настолько редки, что, возможно, представлены только в его коллекции. Строевская коллекция была сопоставима только с собраниями Ф.А.Толстого и М.П.Погодина.

«Собиратель предполагал приращать свое собрание до конца жизни, собственно для себя и в своей системе», — сообщает П.М.Строев (4, с. 376). Но нужда заставила Павла Михайловича отказаться от дальнейшего пополнения коллекции и продать «плод долголетних поисков и немалого иждивения».

В ноябре 1840 г. коллекционер получил предложение от такого же страстного собирателя, как и он — М.П.Погодина. 4 октября 1841 г. известный историк в течение четырех часов знакомился с его собранием. Однако сделка тогда не состоялась, и П.М.Строев обратился к князю П.А.Ширинскому-Шихматову с предложением приобрести его собрание для Отделения русского языка и словесности Академии наук, но получил отказ. В 1842 г. возобновились переговоры с М.П.Погодиным. 24 февраля вопрос был решен: за 8500 рублей ассигнациями коллекция перешла Погодину. 7 марта Павел Михайлович с грустью упаковывал свои драгоценные бумаги в присланный от Погодина ларь, чтобы перевезти их новому владельцу. Из деревянного дома на Садовой улице (против Спасских казарм), где жил Павел Михайлович и где все эти годы находилась его коллекция, она переехала в Древлехранилище Погодина, располагавшееся на Девичьем поле. Однако здесь она пробыла всего десять лет. Нужда заставила и Погодина продать свои сокровища. В 1852 г. строевские рукописи вместе с погодинскими отправились в Петербург и поступили в Императорскую публичную библиотеку.

Вероятно, какие-то рукописи П.М.Строев приобретал уже после продажи собрания. Одну из них — «Княжеское родословие» — он потерял при переезде на новое местожительство. В 1858 г. последовало распоряжение московских властей, согласно которому он вместо деревянного дома должен был выстроить каменный. Не имея средств, Строев продал дом вместе с участком земли, а сам переехал в наемную квартиру. Располагалась она в доме священника в приходе церкви св. Панкратия у Сухаревой башни.

После 1859 г. Строев был вынужден продать и свою библиотеку, в составе которой были книги по истории и археографии. Его книжное собрание распродавалось в течение многих лет. И хотя книги попали в разные руки, библиофил А.И.Барятинский сумел снова собрать их воедино в своей библиотеке, находившейся в имении Марьино Курской губернии.

П.М.Строев умер в Москве 5 января 1876 г. Погребен на Пятницком кладбище.

Весь его архив наследники передали Императорской Академии наук и Археографической комиссии.

Евгений Иосифович Чубаров "Борьба"Чубаров Е. И."Борьба"
Николай Иосифович Витинг "В лыжном походе"Витинг Н. И."В лыжном походе"
Александр Федорович Хряков Полевые цветы "Снигири"Хряков А. Ф.Полевые цветы "Снигири"
Татьяна Александровна Дехтерева "Улица Юлиуса Фучика. Парк"Дехтерева Т. А."Улица Юлиуса Фучика. Парк"
Александр Иванович Саханов "Старый амбар"Саханов А. И."Старый амбар"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение текстов на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. © Арт Панорама 2011-18все права защищены