СИЛИН ИВАН ЛУКИЧ (ок. 1825-1899) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

И.Л. Силин — антиквар-букинист, собиратель икон и старопечатных книг.

Родился в Гуслицкой волости Московской губернии в старообрядческой семье. В юности учился иконописи у живописцев-старообрядцев. Служил дьячком в храме на Рогожском кладбище.

В 1852 г. Силин открыл в Москве на Старой площади лавку по продаже икон, рукописных и старопечатных книг. Вскоре открыл еще и антикварный магазин. Торговля принесла Ивану Лукичу широкую известность в кругах московских любителей старины. Успеху содействовал не только широкий выбор предметов древности, но и глубокие познания торговца-антиквара. Особенно хорошо знал Силин иконы.

В силинской антикварной лавке сделали много ценных приобретений собиратели, музеи и библиотеки. Собрания икон П.М.Третьякова и купца Е.Е.Егорова были составлены при самом непосредственном участии Ивана Лукича. В его лавке часто бывал коллекционер П.И.Щукин, считавший, что именно здесь можно приобрести редкие и ценные иконы. По замечанию А.П.Бахрушина, «Забелин много заимствовал от Силина... в распознавании древних икон и техники иконописания (какое время, каким лицом, чем писали и условия рисунка, что при мне записывал в свою книжку)» (2, с. 66).

К Силину как к знатоку древних рукописей не раз приходили за советами историк литературы археограф Николай Саввич Тихонравов и археолог профессор Московского университета Алексей Степанович Павлов. К старинным книгам силинского собрания неоднократно обращались старообрядцы-единоверцы (Иван Лукич был старообрядцем по так называемому Окружному посланию).

В 1860-е гг. Силина избрали членом-сотрудником Общества древнерусского искусства при Московском Румянцевском музее.

Свою собирательскую деятельность Иван Лукич начал, очевидно, в 1850-е гг. Особое пристрастие он имел к старопечатным книгам и иконам. Поскольку через руки Силина проходили тысячи памятников старины, он имел возможность выбора. Не последнюю роль играла при этом и его удивительная интуиция. В 1870—1890-х гг. в Москве силинская коллекция икон уступала по численности памятников только собранию Н.М.Постникова. С его рукописным и книжным собраниями соперничали разве что личные коллекции П.П.Шибанова и Т.Ф.Большакова.

Иван Лукич считал необходимым, в отличие от многих других собирателей, проводить расчистку старинных икон. С этой целью он приглашал к себе реставратора-иконописца Якова Васильевича Тюлина.

Свое широко известное в Москве собрание владелец показал в 1890 г. на Выставке древнерусского искусства, которая работала в стенах Императорского Российского Исторического музея в дни проведения Восьмого археологического съезда. Общественность по достоинству оценила произведения из этой коллекции. Известны высокие отзывы на этот счет И.Е.Забелина, Н.М.Постникова, В.И.Сизова, А.П.Бахрушина, П.М.Третьякова.

Выставка сопровождалась изданием каталога, который позволяет судить о лучшей части собрания Силина. Четвертый зал экспозиции был целиком отведен для его коллекции. Здесь демонстрировалось 113 рукописей и старопечатных книг, а также 198 икон и предметов церковной утвари.

В рукописном собрании было пять рукописей на пергаменте; относились они к XIII—XIV вв. и почти все принадлежали «изводу Сербскому». Основную часть (56 названий) составляли памятники XV—XVII вв. Это были Апостолы, Апокалипсисы, жития, Псалтири, Пасхалии. В этом разделе выделялись три памятника. Прежде всего это Апокалипсис, украшенный лицевыми миниатюрами. Написанный в 1636—1643 гг. уроженцем Поморского края, он заканчивается пространным послесловием, в котором автор как бы извиняется перед своими будущими читателями за то, что он, мастер по росписи храмов, вдруг взялся за иллюстрирование рукописи. Однако созданные им миниатюры полны фантазии, изящества, красоты. Другой памятник — Псалтирь толковая Максима Грека, знаменательна тем, что ее список выполнен по повелению Ивана Грозного в 1550—1551 гг. Третий — роскошный экземпляр Евангелия напрестольного с заставками и изображениями евангелистов. Мастерством и тонким вкусом отличались заставки, выполненные в традициях новгородской школы. При этом рукопись почти точно копировала болгарский оригинал.

Очень интересным было и собрание старопечатных книг. Среди них — четыре книги кирилловской печати XV в., отпечатанные в Кракове и Черногории; книги известного издателя Франциска Скорины XVI в.; тринадцать книг XVI в., изданных в Венеции. В собрании Силина были две острожские Библии, увидевшие свет в 1581 г. Среди книг XVII в. — а их было пятнадцать — выделялся редчайший экземпляр «Еухологион албо Молитвослов, или Требник, повелением митрополита Петра Могилы издан в Киеве в 1646». Книг XVIII в. было всего четыре. Однако среди них находилась такая редкость, как «Символы и эмблемы», отпечатанная по указу Петра I в Амстердаме в 1705 г.

«Опись собрания икон и крестов, — как указано в каталоге, — составлена на основании подробных сведений, сообщенных владельцем собрания ИЛ.Силиным, которому принадлежат терминология, определение иконописных школ я типов, а также определение времени написания икон» (7, с. 13).

Как видно из каталога, в собрании Силина представлены многие иконописные школы — новгородская, корсунская, строгановская, московская, тихвинская, павловская, псковская, вологодская, а также такие редкие, как палестинская и греческая. Причем Иван Лукич даже делал уточнения: «первых московских писем», «письма переходного с новгородского на московское», «старого московского письма». Среди палестинских икон сам владелец высоко ценил икону «Умиление» — «по содержанию и отличной сохранности красок представляет большую редкость» (7, с. 14). Из числа греческих икон владелец выделял две, относящиеся к XIII в.: «Господь Эммануил» («за правильный рисунок и хорошую сохранность») и «Вход Господень в Иерусалим» («замечательная по композиции») (7, с. 15).

В собрании Силина были иконы из иконостасов (некоторые — весьма большие по размерам), фрагменты самих иконостасов, царские врата. Часть икон была в старинных серебряных окладах, «с серебряными оплечьями», «с финифтяными венцами». Кроме того, здесь находились разнообразные предметы церковной утвари: кресты деревянные резные XVII в., оклады серебряные XVII—XIX вв., а также небольшие иконы, кресты, складни из серебра, меди, камня и финифти.

Коллекция Силина располагалась в его особняке в Дурновском переулке, в доме 27, близ Таганской площади. По примеру многих старообрядцев, владелец сосредоточил основную часть своих икон в домашней моленной.

И.Л.Силин умер в Москве 7 января 1899 г. Погребен на Рогожском кладбище.

Силинскую коллекцию, по всей видимости, унаследовали его сыновья Д.И. и Е.И. Силины, ставшие, как и их отец, собирателями и антикварами. Отдельные реликвии из его собрания в настоящее время находятся в Государственном Историческом музее; они были пожертвованы ему самим собирателем.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1.Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. — М., 1963. — Т.1. - С. 16-18, 24, 294, 322, 325; Т. 2. -С. 12, 43, 77, 83, 90-91, 94, 103, 278, 295, 319, 326,328, 344,369.

2. Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает. / Прим. М.Цявловского. - М., 1916. - С. 21, 64-67, 122.

3. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 201-203, 206-207, 209, 341.

4. Виноградов И. К некрологу И.Л.Си

лина // Московские ведомости. — 1899. — N 10. - С. 5. - Столб. 1—2.

5. Силин И.Л. Некролог // Исторический вестник. — 1899. — Март. — С. 1103—1104.

6. N. Силин И.Л. Некролог // Московские ведомости. - 1899. — N 9. — С. 1, 5.

7. Собрание рукописей, книг старой печати, икон и крестов И.Л.Силина. Зала 4-я. / Сост. В.Щепкин // Каталог выставки 8 археологического съезда в Москве. — М., 1890. — С. 1-26.

8. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1912. — Ч. 5.-С.30-31

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены