СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ (1857-1905) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Сергей Александрович — Великий Князь, московский генерал-губернатор, командующий войсками Московского военного округа, собиратель памятников русской старины и древнегреческой терракоты.

Родился 29 апреля 1857 г. в Петербурге. Был пятым «порфирородным» сыном императора Александра II. Воспитанием детей в семье занималась мать, императрица Мария Александровна. Когда Сергею исполнилось девять лет, началось систематическое обучение его различным наукам. В царской семье обычно для каждого ребенка разрабатывалась специальная программа. Программа для Сергея была рассчитана на одиннадцать лет. В качестве педагогов приглашались крупнейшие ученые. В числе учителей у него был и В.О.Ключевский. По отзывам современников, Сергей Александрович был одним из самых образованных людей своего времени. Особенно глубокими знаниями он обладал в области истории, литературы, поэзии. Был он к тому же хорошим знатоком живописи. Нужно подчеркнуть, что Александр II воспитывал в детях преклонение перед историческим прошлым России.

В 1877—1878 гг. Сергей Александрович принимал участие в Турецкой кампании и был удостоен ордена св. Георгия IV степени. В 1882 г. он поступил на службу в Преображенский полк, куда еще при рождении был записан прапорщиком.

В 1891 г. Сергей Александрович получил неожиданное для себя назначение московским генерал-губернатором. На этом посту он оставался до 1904 г., пока по собственной воле не подал в отставку. После этого он оставался лишь главнокомандующим Московского военного округа.

Таким образом, с 1891 г. вся жизнь Сергея Александровича была неразрывно связана с Москвой, в которую он перевез и свои личные коллекции. В Москве особенно ярко проявился интерес Великого Князя к истории, к русским древностям.

Еще в 1881 г. Сергей Александрович совершил поездку в Палестину. По возвращении оттуда по его инициативе и под его председательством было создано Православное палестинское общество, которое ставило своей целью собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока, оказывать покровительство паломникам, отправляющимся в Святую землю. На средства Великого Князя силами Общества в 1885 г. в Иерусалиме были проведены археологические раскопки.

Оказавшись в Москве, С.А.Романов стал принимать живое участие в деятельности Московского археологического общества, почетным членом которого он был избран 16 декабря 1888 г. Причем он посещал не только годовые и юбилейные заседания, но и текущие, принимал участие в обсуждении докладов и сообщений.

По воспоминаниям академика М.М.Богословского, Сергей Александрович, будучи от природы весьма застенчивым, «не решался сам громко высказывать какое-либо свое мнение или замечание, а сообщал его тихо графине (председателю Общества Прасковье Сергеевне Уваровой. — Прим. авт.), около которой занимал место, и та уже громко объявляла, что «Великий Князь говорит то-то» или «Великому Князю кажется то-то» (1, с. 118). По словам современников, эти замечания и мнения показывали глубокую заинтересованность Сергея Александровича в обсуждавшихся вопросах и его высокую компетентность в классической и церковной археологии.

Своими познаниями в археологии С.А.Романов был во многом обязан прежнему председателю Московского археологического общества графу Алексею Сергеевичу Уварову. Как вспоминала Прасковья Сергеевна, «страстный любитель и ценитель русских древностей, Великий Князь был связан тесными узами дружбы с основателем нашего Археологического общества графом А.С.Уваровым, предпринимал с ним поездки и раскопки по России, слушал курс отечественной археологии» (10, с. XIII).

В 1889 г. С.А.Романов вел археологические раскопки в Подмосковье близ села Ильинского, где располагалась его летняя резиденция. Доклад о результатах раскопок был сделан им в 1894 г. на заседании Московского археологического общества.

Будучи одним из покровителей этого Общества, С.А.Романов оказывал ему содействие в проведении съездов, в организации экспедиций (в частности, в Константинополь в 1882 г.), финансировал издание материалов. На нужды Общества он жертвовал значительные средства. Он поддерживал многие предложения Московского археологического общества, касавшиеся совершенствования охраны памятников и архивного дела. При содействии Романова велась реставрация таких известных памятников московской старины, как собор Василия Блаженного, Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, церковь Рождества Богородицы в Путинках и др.

С.А.Романов поддержал идею И.В.Цветаева о создании в Москве Музея изящных искусств и, будучи председателем Комитета по устройству музея, немало содействовал воплощению ее в жизнь. Он пожертвовал немалые средства на оборудование зала Парфенона.

В течение ряда лет занимаясь коллекционированием, Сергей Александрович собрал коллекции портретов деятелей XVIII в., редких памятников искусства, греческой скульптуры.

Будучи известным ценителем русских древностей, он собрал неплохую коллекцию икон. Иконы из его собрания экспонировались на выставках Московского общества любителей художеств, проходивших в Москве в 1896 и 1897 гг.

Особую научную ценность в собрании Сергея Александровича представляла древнегреческая терракота. Эту коллекцию он приобрел в Афинах в 1881 г. во время путешествия по Европе. Скульптуры, вошедшие в его собрание, были найдены на месте древнегреческого города Танагры и относились к периоду расцвета греческого искусства. Эти памятники впоследствии изучал профессор Иван Владимирович Цветаев. 9 марта 1894 г. на заседании Московского археологического общества Цветаев прочитал доклад «Древнегреческие терракоты из собрания Е.И.В. Великого Князя Сергея Александровича». Давая характеристику статуэткам, докладчик отметил особенно одну из них, изображавшую двух молодых женщин. По мнению Цветаева, эта терракота была самой лучшей в собрании Великого Князя и сделала бы честь и Лувру, и Британскому музею, и Эрмитажу. Все присутствовавшие на этом заседании получили приглашение 13 марта осмотреть коллекцию. Доклад впоследствии издали, и, кроме того, фотографии танагрских статуэток были опубликованы в «Учебном атласе античного ваяния» (т. 3), который издавался Московским университетом.

В библиотеке Великого Князя заслуживал внимания отдел историко-археологических сочинений.

Коллекции Великого Князя Сергея Александровича находились в Малом Николаевском дворце в Кремле, в подмосковном Ильинском и в официальной резиденции — доме генерал-губернатора на Тверской. В частности, древнегреческая терракота находилась в официальной резиденции, и именно здесь с нею знакомились члены Московского археологического общества, здесь ее изучал И.В.Цветаев.

4 февраля 1905 г. Сергей Александрович Романов был убит в Москве при выезде из Кремля у Никольских ворот И.П.Каляевым. Погребен в Алексеевском храме Чудова монастыря в Кремле.

На месте трагической гибели Великого Князя по проекту В.М.Васнецова в 1908 г. был сооружен высокий крест из темно-зеленого Лабрадора с эмалевыми вставками с изображением распятого Христа. Надпись на кресте гласила: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят».

Вдова Сергея Александровича, Великая Княгиня Елизавета Федоровна, решив посвятить себя благотворительной деятельности, отказалась от всего семейного имущества. Часть коллекций Сергея Александровича перешла, таким образом, в фонды Российского Исторического музея. Некоторые предметы из художественной коллекции Великого Князя были переданы Музею изящных искусств.

Памятник Сергею Александровичу в Московском Кремле был разрушен 1 мая 1918 г. В тот день, как вспоминал один из очевидцев, Ленин, пожурив коменданта Кремля за то, что памятный крест до сих пор не убран, решил сделать это сам: «Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон.

— А ну, дружно! — задорно скомандовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома... впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник» (9, с. 42).

Не сохранилась в Кремле и могила Сергея Александровича: она была уничтожена при разрушении Чудова монастыря.




 

1. Богословский М.М. Историография,

мемуаристика, эпистолярия. — М, 1987. —

С. 58, 118-120, 123, 126, 198-199, 202.

2. Боханов А.Н. Обреченный // Родина. — 1994. - N 5. - С. 42-47.

3. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 209.

4. Давыдов В. Ильинское: судьба подмосковной усадьбы // Московский журнал. — 1991. - N 12.- С. 52-57.


5. Дары Российского Императорского Дома Историческому музею: Буклет выставки. — М., 1993.

6. Останкович Н.Н. Село Ильинское // Исторический вестник. — 1905. — N 6. — С. 966-975.

7. Подмосковье: Памятные места в истории русской культуры. XIV—XIX вв. — М., 1955. - С. 272.

8. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — Спб.,

1889. - Т.2. - Столб. 291-292.

9. Романюк С.К. Москва: Утраты. —

М., 1992. - С. 39-42.

10. Сергей Александрович, Великий Князь // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования. — М., 1915. — Т.2. — С. XIII— XV; прил., с. 173.

11. Сергей Александрович, Великий Князь. Письмо о запорожской иконе Покрова // Труды XI археологического съезда. — М., 1902. — Т.2. - С. 99.

12. Сергей Александрович, Великий Князь. Раскопки, произведенные летом 1889 года в Московской губернии // Древности: Труды Московского археологического общества. — М., 1894. — Т. 15, вып. 1. — С. 199—201 (прил.)

13. С.С. Московская выставка изображений Христа // Археологические известия и заметки. — 1896. — N 7—8. — С. 213—215.

14. Степанов М.П. Село Ильинское: Исторический очерк. — М., 1900.

15. Цветаев И.В. Древнегреческие терракоты из собрания Е.И.В. Великого Князя Сергея Александровича. Сообщение, читанное в годичном заседании Императорского Московского археологического общества 9 марта 1894 г. - М., 1894.


Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены