РЯБУШИНСКИЙ Степан Павлович (1874-1942) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Ванециан Арам (1901-1971)

Сегодня, 6 августа, в галерее Артефакт в левом крыле при участии галереи АртПанорама открылась персональная выставка Арама Ванециана (1901-1971).

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

С.П. Рябушинский — промышленник, банкир, собиратель икон. Брат Евфимии, Михаила и Николая Павловичей Рябушинских.

 Родился в Москве 5 июня 1874 г. в семье известного промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского. Это был четвертый сын в большой семье Рябушинских.

Степан Рябушинский получил хорошее образование. Сначала он учился в приготовительном классе Московской практической академии коммерческих наук, а затем закончил и саму академию. В летнее время все сыновья помогали главе семейства в работе на бумагопрядильной фабрике близ Вышнего Волочка. Затем Степан прошел стажировку за границей.

Когда С.П.Рябушинскому исполнилось двадцать пять лет, скончался отец. В семейном предприятии «Товарищество мануфактур П.М.Рябушинский с сыновьями», в состав которого входили бумагопрядильные и ткацкие фабрики, Степан Павлович заведовал торговой частью. В 1902 г. Рябушинские основали «Банкирский дом братьев Рябушинских», преобразованный в 1912 г. в Московский банк, дававший им крупные доходы.

Братья Рябушинские увлекались коллекционированием. Степана Павловича уже в зрелом возрасте привлекла древнерусская живопись. Выросший в старообрядческой семье (род принадлежал к течению поповцев), имевшей моленную в собственном доме, он с детства проникся красотой древних икон. В отличие от многих собирателей из старообрядческой среды, для которых икона прежде всего являлась предметом культа, Рябушинский видел в ней произведение высокого искусства.

Собирать иконы Рябушинский стал с 1905 г. Именно тогда вышел правительственный указ, разрешавший возводить старообрядческие храмы. Для обустройста храмов старообрядцы предпочитали использовать старые иконы. «Степан Павлович, — вспоминал Ю.А.Бахрушин, — свято блюл правила древнего благочестия старообрядческой семьи Рябушинских» (3, с. 243). Он был в числе тех, кто специально разыскивал такие иконы. Когда десятки икон стали проходить через его руки, страсть собирателя и ценителя древнего письма пробудилась в нем. За короткий срок (с 1905-го по 1914 г.) он стал владельцем одной из лучших коллекций икон в Москве. Подобные собрания имели только И.С.Остроухов и А.В.Морозов.

Обладая большим состоянием, С.П.Рябушинский имел широкие возможности для приобретения памятников древнерусской живописи. Как правило, он покупал их большими партиями. Иконы привозили в Москву со всей России. Он тщательно разбирал новые поступления и оставлял себе наиболее ценные произведения. Остальное он жертвовал в новые старообрядческие храмы.

Характерно, что, будучи глубоко верующим человеком, Степан Павлович не украшал иконами стены кабинета и гостиной, а сосредоточил их в домашней моленной. Находясь в естественном окружении, каждая икона производила глубокое воздействие и на верующих, и на поклонников искусства.

Рябушинский одним из первых собирателей стал реставрировать иконы. Владелец устроил прямо у себя на дому реставрационную мастерскую. У него работал один из старейших иконников-реставраторов А.В.Тюлин. «Икона была покрыта густым слоем пыли, копоти, и только местами можно было разобрать, что она записана плохим северным письмом XVII века. Эта икона обратила на себя внимание обратной стороной, где видно было, что техника обработки доски относится к глубокой древности. Расчистка этой иконы производилась сначала в мастерской бр. Чириковых, а заканчивал ее Алексей Васильевич Тюлин, занимающийся у меня реставрацией икон», — писал в книге «Икона Божией Матери Одигитрии Смоленской» С.П.Ря-бушинский (24, с. 3—4). Так были открыты многие шедевры древнерусского искусства.

Собиратель, понимая высокую научную ценность своей коллекции, охотно допускал к ней исследователей древнерусской живописи. Его собрание использовали И.Э.Грабарь — при подготовке «Истории русского искусства», художник и искусствовед А.В.Грищенко — в процессе работы над книгой «Русская икона как искусство живописи». В этих изданиях были воспроизведены многие иконы.

С.П.Рябушинский в 1911—1912 гг. экспонировал свои реликвии на петербургской выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина». Особенно широкий резонанс вызвало его участие в юбилейной выставке древнерусского искусства и иконописи, приуроченной к 300-летию Дома Романовых. Современники отмечали, что представленные на ней иконы из собрания Рябушинского являли собой едва ли не лучшие образцы иконописи новгородской, киевской и московской школ. Кстати сказать, именно Рябушинский выступил инициатором организации этой выставки, участвовал в создании ее экспозиции и подготовке печатного каталога.

На юбилейной выставке, которая проходила в Деловом дворе на Солянке и открылась 13 февраля 1913 г., было четыре отдела — икон, рукописей, материи и шитья, а также серебряных, финифтяных, медных, резных по металлу, камню, кости и дереву предметов XV—XVII вв. С.П.Рябушинский принимал участие в трех отделах. Он экспонировал 64 иконы, а всего на выставке можно было увидеть 147 икон, царские врата (из двух церквей) и хоругвь.

В отделе шитья Степан Павлович выставил покровец и к нему два парных воздуха, вышитых по червчатому атласу пряденым золотом, серебром и цветным шелком (NN 4,5,6), пелену с шитым по зеленому атласу изображением преподобного Макария Желтоводского (N 10), хоругвь, вышитую по червчатой камке, с изображением Рождества Богородицы (N 18), два оплечья фелони (NN 28, 70) и фрагмент французской парчовой ткани с богатым травным и цветочным узором.

В четвертом отделе были выставлены предметы церковной утвари из серебра, золота, слоновой кости, украшенные драгоценными камнями: оклады, кресты, панагии, иконы-складни, различные элементы окладов икон — венцы, венчики, поля, пластинки, цаты.

В общей сложности в этом отделе экспонировалось 196 предметов церковной старины из коллекции Рябушинского.

Степан Павлович был признанным знатоком древнерусской живописи. Больше того, он, как и И.С.Остроухов, стал одним из пионеров научного исследования иконы. Его перу принадлежит ряд работ по вопросам иконописи. Одна из них — «Икона Божией Матери Одигитрии Смоленской» — посвящена атрибуции и датировке знаменитого памятника живописи Древней Руси. Степан Павлович получил звание ученого-археолога и был избран почетным членом Московского археологического института.

Несколько статей С.П.Рябушинский опубликовал на страницах старообрядческого журнала «Церковь», издававшегося с 1908 г.: «Изображение Воскресения Христова», «О реставрации и сохранении древних св. икон». Одна из статей посвящена описанию древней христианской церкви в Риме. Все статьи сопровождались иллюстрациями и свидетельствовали о высоком профессионализме автора.

В 1914 г. в сборнике «Русская икона» появилось сообщение: «Прошлогодняя выставка древнерусского искусства в Деловом дворе дала сильный толчок для развития как частных, так и общественных собраний Москвы. Так, известный собиратель С.П.Рябушинский организует музей Русской иконописи, в который войдут драгоценные иконы его собрания, известные по выставке в Деловом дворе, а также целый ряд новых икон, недавно им приобретенных» (13, с. 81). Однако начавшаяся Первая мировая война помешала этим планам.

В Москве Рябушинскому принадлежал роскошный особняк близ Никитских ворот против церкви Большого Вознесения. Возведенный в 1900— 1902 гг. в стиле модерн Ф.О.Шехтелем, этот дом стал одной из ярких достопримечательностей Москвы.

 

Специально по заказу Рябушинского архитектор спроектировал на третьем этаже особняка моленную, где и была сосредоточена знаменитая коллекция.

После 1917 г. С.П.Рябушинский эмигрировал. В 1918—1919 гг. его коллекция поступила в Государственный музейный фонд, откуда в 1924—1928 гг. разошлась по разным музеям. Лучшие иконы поступили в Третьяковскую галерею (ныне там 54 иконы из этого собрания), Государственный Исторический музей, Оружейную палату. Часть икон отправлена в Пермский и Кубанский музеи, некоторые были распроданы.

В эмиграции Степан Павлович жил в Милане. Ему и его братьям в обустройстве на новых местах помог капитал, хранившийся в заграничных банках — около 500 тыс. фунтов стерлингов. Это позволило братьям Рябушинским создать собственный банк с рядом отделений, суконную фабрику и антикварные магазины. С.П.Рябушинский управлял в Милане суконной фабрикой.

Рябушинский за границей остался верен своему давнишнему увлечению и вместе с братьями основал общество «Икона», которое и поныне занимается изучением и пропагандой древнерусского искусства.

Степан Павлович Рябушинский умер в Милане в 1942 г.

Особняк Рябушинского сохранился (Малая Никитская, д. 6/2). Ныне здесь Музей-квартира А.М.Горького. Восстановлен интерьер моленной комнаты.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьин Б.В. Банкирские дома в России: 1860-1914.—Л., 1991. — С. 112, 118, 120.

2. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. — М., 1963. — Т.1.

- С. 22-25, 28, 86, 90-91, 99, 110-111, 116, 126, 139, 146-147, 164-165, 172, 264, 311, 349, 355-357; Т. 2. - С. 14, 21, 31, 35, 40, 47, 68, 75, 79, 81, 109, 150, 168, 177, 187-188, 197, 211, 232, 237, 253, 257, 265, 285, 291, 320, 323, 325, 333,348, 353-354,441,495.

3. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. — М., 1994. - С. 243, 245.

4. Бовыкин В.И., Петров Ю.А. Коммерческие банки Российской империи. — М., 1994.

- С. 263-267.

5. Бурышкин П.А. Москва купеческая. — М., 1991.-С. 185-188.

6. Вздорное Г.И. Живая старина: Частное коллекционирование икон в России // Наше наследие. - 1993. — N 28. — С. 116—118.

7. Выставка древнерусского искусства, устроенная в 1913 г. в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых. — М., 1913. — Отдел первый. — NN 2,

4, 6, 8-10, 12-13, 26, 28-35, 41—43, 45, 47— 49, 54-55, 59, 63-64, 68-71, 77, 79-80, 82, 84, 86, 100-113, 116-118, 122, 125—127, 130-131, 137; Отдел второй. —NN 4—6, 10, 18, 28, 47, 70; Отдел четвертый. — NN 52—53, 59—60, 62-63, 70, 73-74, 76, 78, 116-121, 126-127, 130,134-135, 137-138, 146-149, 151, 154—155, 158, 160, 168, 172-176, 179-180, 182—183.

8. Грабарь И.Э. История русского искусства. - М., 1915. - Т6. - С. 13, 19, 262.

9. Грищенко А.В. Вопросы живописи. Русская икона как искусство живописи. — М., 1917. - Вып.З. - С. 33, 41, 149, 207, 229, 236, 244.


10. Древние иконы Старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. — М., 1956.

11. Думова Н.Г. Московские меценаты. — М., 1992. - С. 184-276.

12. Кызласова И. Московские собиратели «греческого письма» // Наше наследие. — 1992. -N25.- С. 6-11.

13. Летопись // Русская икона. — 1914. — Т. 1. — Вып. 1.


Евгений Иосифович Чубаров "Борьба"Чубаров Е. И."Борьба"
Николай Иосифович Витинг "В лыжном походе"Витинг Н. И."В лыжном походе"
Александр Федорович Хряков Полевые цветы "Снигири"Хряков А. Ф.Полевые цветы "Снигири"
Татьяна Александровна Дехтерева "Улица Юлиуса Фучика. Парк"Дехтерева Т. А."Улица Юлиуса Фучика. Парк"
Александр Иванович Саханов "Старый амбар"Саханов А. И."Старый амбар"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение текстов на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. © Арт Панорама 2011-18все права защищены