РОСТОПЧИН Федор Васильевич (1763-1826) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Аукцион в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Ф.В. Ростопчин — граф, государственный деятель, библиофил, собиратель картин западноевропейской школы. Отец Андрея Федоровича Ростопчина.

Родился 12 марта 1763 г. в деревне Ливны Орловской губернии в семье помещика Василия Федоровича Ростопчина. Принадлежал к роду, который вел свое начало от Ростопчу, одного из приближенных Чингисхана.

Отец не жалел средств, чтобы дать детям хорошее образование. 

В 1786 г., взяв отпуск, Ростопчин совершил длительную поездку за границу для получения знаний. Он жил в Берлине, Лейпциге, Париже, Лондоне; занимался фортификацией, математикой, прослушал курс лекций в Лейпцигском университете. В 1788 г. вернулся в Россию и продолжил военную службу. Современники отмечали, что Федор Васильевич был человеком большого ума и редкого остроумия, блестяще образованным, наделенным ораторским даром.

В 1792 г. Ф.В.Ростопчин благодаря поддержке А.А.Безбородко был приближен ко двору. Сначала он состоял в свите Екатерины II, затем Павла I. На последнего оказывал вместе с графом А.А.Безбородко заметное влияние. В благодарность за службу Федор Васильевич был удостоен графского титула и пожалован многими землями, имениями и особняками. В 1798—1801 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В конце царствования Павла I он вышел в отставку и в 1801 г. переехал в Москву, с которой тесно связана вся его дальнейшая жизнь.

До 1810 г. Федор Васильевич находился в отставке, а затем был назначен московским генерал-губернатором. На этом посту он заслужил репутацию энергичного, неутомимого начальника. «Я очень хорошо понимал, — писал он в старости, — что Москва послужит примером для всей России, и употребил все старания, чтобы приобресть доверие и расположение ея жителей. Необходимо было, чтобы Москва служила указателем, маяком и электрическим очагом» (4, с. 263).

Существует предположение, что именно Ростопчин был инициатором московского пожара осенью 1812 г. Однако сам Федор Васильевич не раз публично опровергал эту версию и даже опубликовал заметку «Правда о пожаре Москвы» (М., 1823).

К 1814 г. граф снова вышел в отставку и годом позже уехал за границу, где провел целых восемь лет. Прославленный участник войны с французами, он был с большими почестями встречен во многих странах. С 1817 г. Ростопчин жил в Париже.

Будучи за границей, Федор Васильевич собирал художественную галерею, осматривал местные достопримечательности и исторические памятники. В своих записках он отмечал наиболее яркие впечатления. Так например, он описывал комнаты Фридриха Великого в Сан-Суси. «В приемной между двух окон стоял стол, на коем Король обыкновенно писывал; на нем лежало множество перьев, из коих я одно взял с собою и берег, как вещь редкую, полагая, что оно бывало в руках, умеющих столь хорошо править государством» (10, с. 11). Федор Васильевич присутствовал при последних минутах жизни императора. Здесь же он осмотрел знаменитый дворец и его картинную галерею.

В 1823 г. Ростопчин вернулся на родину. «Уезжая обратно в Россию, он увозил с собой собрание картин и предметов искусства на пополнение редкостей, сгоревших в Воронове» (11).

Жил в Москве и в имении Вороново Московской губернии.

Подмосковное имение Вороново Федор Васильевич приобрел еще накануне своей первой отставки. Он не жалел средств для украшения главного дома произведениями искусства. Когда к усадьбе приближались французы, он лично поджег дом и конный завод, не желая оставлять их врагу.

После войны усадьба была отстроена заново, и именно сюда Ростопчин привез часть картин и предметов искусства, приобретенных ранее за границей.

Другую часть коллекции владелец разместил в городском особняке. «Граф Федор Васильевич Ростопчин, — писал историк А.Ф.Малиновский, — привез с собою из Парижа коллекцию картин, которые не приведены еще в порядок; но славится уже Вумервана «Сельский вид», портрет Людовика XIV из спальни г-жи Ментенон, «Прелестная девица» Леонардо Винт, Рубенса «Духовник» и 27 картин Робера» (8, с. 164).

В собрании имелась целая галерея живописных изображений самого владельца, в том числе полотна работы СТончи, О.А.Кипренского, А.Л.Витберга. Она дополнялась гравированными портретами коллекционера. Лучшим среди них был портрет, гравированный И.С.Клаубером. Современники находили, что ближе всего к оригиналу портрет, гравированный А.А.Осиповым в 1812 г. Некоторые портреты владелец снабдил ироническими надписями, например: «Без дела и без скуки сижу, поджавши руки», «Он в Москве родился и ей пригодился».

Федор Васильевич, будучи человеком широкого художественного кругозора, натурой одаренной, обладая литературными способностями, задумал издать роскошное описание событий Отечественной войны 1812 г., сопроводив его портретами главных участников. С этой целью он заказал серию портретов, батальных сцен и виньеток художнику-архитектору А.Л.Витбергу. К сожалению, начинание не было доведено до конца.

Свидетель и активный участник событий трех царствований, Ростопчин имел обширный архив, в котором было огромное число писем.

Ф.В.Ростопчин умер 18 января 1826 г. в Москве и похоронен на Пятницком кладбище.

Все его богатое наследство перешло сыну — Андрею Федоровичу.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


1. Бурцев А.Е. Описание редких российских книг. — Спб., 1897. — 4.2. — С. 396.

2. Витберг А.Л. Записки академика Вит-берга, строителя храма Христа Спасителя в Москве // Русская старина. — 1872. — Т. 5. — N 1. — С. 19-22; N 4. - С. 479, 551-579.

3. Дом графа Орлова-Денисова, прежде бывший графа Ростопчина. — М., 1850. — С. 2-28.

4. Елъницкий А. Ф.В.Ростопчин // Русский биографический словарь. — Пг., 1918. — «Романова - Рясовский» [Т. 17].— С. 238-305.

5. Земенков B.C. Памятные места Москвы. - М., 1959. — С. 117.

6. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1892. — Т.1, кн.2. — С. 1143-1145.


7. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. — М., 1992. — С. 277-278.

8. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы.

- М., 1992. - С. 164.

9. Ровинский Д.А. Подробный словарь рус-

ских гравированных портретов. — Спб., 1882.

- Т.2.

10. Ростопчин Ф.В. Путешествие по

Пруссии // Москвитянин. — 1849. — Ч. 4.

- N 13. - С. 3-14.

11. Ростопчин Ф.В. // Русские портреты XVIII—XIX столетий. — Спб., 1905 — 1909. — Т.1, вып.1. — Таб. XII; Т. 5, вып. 1. — Таб. XII.

12. Ростопчина Л. Семейная хроника. — М., 1912.

Александр Антонович Мордань "Георгины"Мордань А. А."Георгины"
Виктор Николаевич Чулович "В лесу"Чулович В. Н."В лесу"
Константин Борисович Назаров "Весна"Назаров К. Б."Весна"
Виктор Петрович Барвенко "Кремлёвская стена"Барвенко В. П."Кремлёвская стена"
Арам Врамшапу Ванециан "Охотник"Ванециан А. В."Охотник"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-18все права защищены