МОСОЛОВ Николай Семенович (1847-1914) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Н.С. Мосолов — гравер-офортист, академик, собиратель графики. Двоюродный внук Федора Семеновича Мосолова.
 Родился в Москве в дворянской семье. Его отец Семен Николаевич и двоюродный дед Федор Семенович были любителями искусства и коллекционерами. Отец Мосолова сам пробовал силы в изобразительном искусстве и занимался офортом.
Рано проявившаяся любовь мальчика к искусству не только поддерживалась родителями, но и культивировалась ими. Николаю была предоставлена возможность изучать изобразительное искусство как в Москве, так и за границей, где подолгу жили родители. Для мальчика нанимали специальных учителей, а когда отец заметил у сына тягу к искусству гравюры, то Николай Семенович смог в совершенстве освоить ее технику.
Граверному искусству Николай Мосолов учился сначала в Санкт-Петербурге у Ф.И.Иордана, а с 1864 г. — в Дрездене у гравера Густава Планера. В 1869 г. для усовершенствования в технике гравюры он работал в Вене под руководством известного офортиста Виллияма Унгера, а затем в Париже у Фламенга.
Домашнее образование, начитанность (дома была великолепнейшая библиотека по искусству), а кроме того — впечатления от регулярного посещения музеев и галерей в России и за ее пределами, разнообразных выставок позволили Николаю Семеновичу уже в молодые годы прослыть знатоком искусства, стать незаурядным мастером-гравером.
В 1872 г. в Лейпциге изданы двадцать листов гравюр работы Мосолова с выдающихся произведений, хранящихся в Эрмитаже: работ Рубенса, Рафаэля, Мурильо, Веронезе, Остаде, Терборха и др. Тогда же издан альбом из сорока гравюр по произведениям Рембрандта из собрания Эрмитажа. Издания обратили на себя внимание, и автор был избран в действительные члены Академии художеств.
В 1876 г. увидела свет еще одна подборка гравюр по произведениям Рембрандта. Эти три «сюиты» продемонстрировали высокое мастерство художника, принесли ему широкую известность, а офорты, выставленные для обозрения в парижском Салоне, получили золотую медаль. С тех пор за Мосоловым укрепилась слава «лучшего истолкователя» графики Рембрандта. Недаром он с четырнадцати лет самым усердным образом копировал офорты великого мастера.
Мосоловым были воспроизведены в гравюрах знаменитые работы западных мастеров из ведущих европейских музеев, много русских портретов XVII—XIX вв., а также картины русских художников: В.Е.Маковского, В.В.Верещагина, Н.Н.Ге, В.Г.Шварца. Критика отмечала, что гравюры, выполненные Мосоловым, отличались высочайшей техникой и художественными достоинствами. Пробовал Мосолов создавать и собственные композиции, однако они были менее удачными. К 1885 г. Николай Семенович выполнил около двухсот офортов. А за всю жизнь — около четырехсот.
Гравюры Н.С.Мосолов печатал на собственном ручном станке, причем делал это мастерски. Он ограничивался немногочисленными оттисками, поэтому каждый из них наилучшим образом передавал все достоинства оригинала, его свежесть. Эти оттиски художник, как правило, дарил друзьям-коллекционерам. Страстным собирателем графики был и он сам.
Мосолов являлся коллекционером в третьем поколении. Но если его предшественники с одинаковым увлечением приобретали и картины, и скульптуры, и другие произведения искусства, то Николай Семенович отдавал предпочтение графике. Причем это было столь сильное увлечение, что он не колеблясь распродал большую часть фамильного собрания картин.
Получив от отца и деда весьма представительную графическую коллекцию, в которой были работы мастеров ведущих европейских школ — итальянской, немецкой, французской, английской, голландской, Николай Семенович, преклоняясь перед голландским искусством XVII в., решил собирать гравюры именно этой школы. Раздарив друзьям и музеям другие произведения, он сосредоточил весь свой собирательский пыл на приобретении лучших голландских листов.
Европейской известностью пользовалось его собрание офортов и рисунков голландских мастеров XVII в. Здесь были все знаменитые имена, причем украшением коллекции служили произведения Рембрандта и Адриана ван Остаде в прекрасных по качеству оттисках.
В гравюрном кабинете Мосоловых Рембрандт был представлен превосходно: отец Мосолова Семен Николаевич боготворил этого выдающегося художника и сумел собрать 367 его произведений. Свое восторженное поклонение гению он передал сыну, и тот поставил перед собой задачу: не просто увеличить рембрандтовскую коллекцию, но довести ее до наивысшей степени совершенства, заменив некачественные листы на гравюры в наиболее точных оттисках. В результате многолетних настойчивых поисков он нашел всего четыре новых офорта Рембрандта, но зато все слабые оттиски заменил на первоклассные. Рембрандтовская коллекция Мосолова уступала лишь собранию Д.А.Ровинского.
У Мосолова широко и разносторонне были представлены офорты Ос-таде: равного собрания не знали не только в России, но и в Западной Европе.
В общей сложности в гравюрном отделе насчитывалось свыше двух тысяч листов: 162 листа гравюр нового времени и 1922 — голландской школы эпохи ее расцвета, в том числе 211 работ Остаде и 371 — Рембрандта.
Наряду с гравюрами Н.С.Мосолов собирал и рисунки. Их было относительно немного — всего 172. Однако принадлежали они исключительно старым мастерам голландской школы. Мосолов обладал семнадцатью рисунками Остаде и шестью — Рембрандта.
Николай Семенович работал над каталогом своего художественного собрания, но не успел издать его.
Н.С.Мосолов умер в Москве 16 июля 1914 г.
Все собрание вместе с библиотекой, личным архивом и уцелевшей частью фамильной коллекции, Николай Семенович завещал Румянцевскому музею, которому с давних пор покровительствовал, принося в дар произведения искусства. Он был на редкость скромным человеком. Не любил выставлять себя на показ, старался не привлекать внимания к собственной особе, и даже не все его друзья знали, что он из года в год помогал Училищу живописи, ваяния и зодчества и Отделу искусств Румянцевского музея. Мысль о пожертвовании музею всего своего собрания была как бы сама собой разумевшейся. Мосолову всегда хотелось познакомить с выдающимися произведениями искусства широкую публику, он, как и многие коллекционеры, мечтал, чтобы его собрание служило развитию культуры, искусства, просвещения.
С поступлением коллекции Мосолова в Румянцевский музей его собрание графики стало одним из лучших в своем роде. «Благодаря ей, — писал историк искусства и коллекционер П.Д.Эттингер, — графический кабинет Румянцевского музея, до сих пор почти не привлекавший на себя внимания, теперь приобрел крупное значение в глазах любителей и исследователей старинной гравюры» (13, с. 64). Известно, что коллекцию Мосолова высоко ценили и мечтали заполучить в свое распоряжение многие европейские музеи, в том числе Королевские музеи в Дрездене.
Румянцевский музей стал обладателем произведений и самого Мосолова. Однако сюда поступили отнюдь не все выполненные им гравюры. Щедрый на подарки, автор сплошь и рядом забывал оставить себе даже один оттиск своей работы. Полное собрание мосоловских гравюр имели его друзья — собиратели Н.В.Баснин и С.П.Виноградов.
В 1917 г. в Румянцевском музее была устроена выставка рисунков голландских художников XVII в. из коллекции Н.С.Мосолова — 46 работ.
Из фамильного собрания в Румянцевский музей перешли работы западных мастеров: Кейпа, К. Дольчи («Голова Христа», «Мадонна»), А. ван Остаде («Флейтист»), Н.Берхема («Стадо у воды»), К.Дюжардена («Пастух с ослом») и, наконец, картина «Юный Христос, благославляющий мир», принадлежавшая кругу мастеров, близких Леонардо да Винчи. Сюда же поступила и фамильная портретная галерея, в том числе портреты деда, отца, матери Н.С.Мосолова кисти В.А.Тропинина и О.А.Кипренского. Из работ русских скульпторов выделялись копия скульптуры «Иван Грозный», выполненная самим М.М.Антокольским, и несколько бронзовых групп работы Е.Е.Лансере. Богаче была представлена западноевропейская скульптура: бронзовая копия XVIII в. с античной мраморной группы «Лаокоон с детьми», портретный бюст неизвестного мастера эпохи Возрождения, статуэтка «Диана» французской работы XVII столетия. XIX век был представлен бронзовой скульптурой «Рыбак» Менье и двумя работами «Амазонка» и «Танцовщица» Ф.Штука.
Кроме гравюр, рисунков, картин и скульптур Румянцевский музей получил от Мосолова по завещанию коллекцию изящной японской и китайской бронзы, фарфора, изделий из слоновой кости, коллекцию копенгагенского фарфора. Николай Семенович завещал музею и всю мебель: шкафы, столы, стулья, тумбы, стеллажи, подставки.
Когда в музее в одном из залов картинной галереи разместили это личное художественное собрание, то, по мнению современников, получился «живой мавзолей, посвященный памяти покойного Николая Семеновича и носящий на себе печать вкусов, привычек и коллекционерских пристрастий этого барина-коллекционера, привлекательный тип которого совершенно исчезает под напором современной жизни» (13, с. 64).
Мосоловский зал просуществовал недолго. В 1923 г. не стало самого Румянцевского музея. Основная часть коллекции Николая Семеновича перешла в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина), где сегодня насчитывается около 1500 графических листов из его собрания (355 гравюр Рембрандта, 210 — Остаде, 157 рисунков голландских художников), а также шесть живописных полотен и столько же скульптур.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
1. Вести за месяц // Старые годы. — 1915. - N 10. - С. 53.
2. Виппер Б. Рисунки голландских художников XVII века: Каталог выставки. — М., 1917.
3. Водо Н.Н. Столетие Гравюрного кабинета // 50 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: Сб. статей. — М., 1962. — С. 16-17.
4. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: Каталог картинной галереи: Живопись. Скульптура. Миниатюра. - М., 1986. — С. 27, 41, 62, 79, 102, 123, 195-196, 200, 207, 214, 216.
5. Каталог картинной галереи Румянцевского музея. — М., 1915. — С. 278, 285.
6. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа: 1764—1917. — Л., 1985. - С. 299.

7. Миронов А. Московский Публичный и Румянцевский музеи как художественно-воспитательное учреждение. — М., 1899. — С. 20.
8. Мосолов Н.С. // Музей-3: Художественные собрания СССР. - М., 1982. - С. 37.
9. Некрасов Н.В. Н.С.Мосолов // Среди коллекционеров. — 1921. — N 8-9. — С. 40—43.
10. Подробный словарь русских граверов XVI—
XIX вв. / Сост. Д.А.Ровинский. — Спб., 1895.
-Т. 2.- С. 665-666.
11. Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров в московских собраниях: Румянцевский музей // Среди коллекционеров. — 1922. - N 7-8. - С. 3-16.
12. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1912. -Ч. 3. - С. 8; Ч. 5. - С. 23.
13. Эттингер П.Д. Николай Семенович Мосолов // Русский библиофил. — 1914. — N7.- С. 61-64.
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены