МАМОНТОВА Елизавета Григорьевна (1847-1908) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Е.Г. Мамонтова — собирательница предметов народного искусства. Жена Саввы Ивановича Мамонтова.
Родилась 1 сентября 1847 г. в семье московского купца-шелкоторговца Григория Григорьевича Сапожникова. Ее мать, Вера Владимировна (урожденная Алексеева), была родной теткой Константина Алексеева (по сцене —К.С.Станиславского). Таким образом, Станиславский приходился Елизавете Григорьевне двоюродным братом. В доме Сапожниковых любили музыку, театр, искусство.
Девушка получила хорошее домашнее образование; с юности увлекалась музыкой и поэзией. «Я очень любила стихи, много занималась музыкой и страстно любила немецких классиков, особенно Бетховена и Шумана», — признавалась позже Е.Г.Мамонтова (2, с. 52—53). Она была знакома с известным русским археографом, основателем журнала «Русский архив» П.И.Бартеневым.
В 1864 г. Лиза совершила свое первое путешествие по Европе: побывала в Германии (Берлин, Дрезден, Баден-Баден), Франции (Париж), Италии (Милан). Известно, что она брала уроки у Клары Шуман-Вик, вдовы знаменитого немецкого композитора. Словом, девушка была привлекательна не только внешне, но и своим неповторимым внутренним миром. Во время этой поездки семнадцатилетняя Елизавета познакомилась в Италии с Саввой Мамонтовым.
25 апреля 1865 г. состоялась свадьба Елизаветы Григорьевны и Саввы Ивановича. После свадьбы молодые поселились в особняке, приобретенном для них Иваном Федоровичем Мамонтовым, на Садовой против Спасских казарм (ныне Садовая-Спасская, д. 6).
Вместе с С.И.Мамонтовым Елизавета Григорьевна неоднократно бывала за границей. В Италии она встречалась со скульпторами М.М.Антокольским, М.П.Поповым, М.А.Чижовым, историком искусств Адрианом Викторовичем Праховым, художниками А.П.Боголюбовым, Ф.А.Бронниковым, В.Д.Поленовым. Пользуясь их помощью и советами, она познакомилась со многими памятниками архитектуры, галереями, музеями. Именно здесь окончательно сформировались ее жизненные интересы и идеалы, определился круг знакомых и друзей.
Близкие, доверительные отношения сложились у Елизаветы Григорьевны со многими русскими художниками — В.А.Серовым. В.М.Васнецовым, В.Д.Поленовым, И.С.Остроуховым, М.В.Нестеровым.
Весной 1870 г. Мамонтовы приобрели у дочери С.Т.Аксакова Софьи Сергеевны Аксаковой имение Абрамцево близ станции Хотьково Ярославской железной дороги. Так начался новый период жизни этой подмосковной усадьбы, отмеченный деятельностью широко известного Ма-монтовского кружка.
Все входившие в этот кружок разделяли стремление к возрождению русского искусства, считали необходимым ввести творчество в повседневную жизнь. Тем самым естественно, как бы сами собою продолжались в Абрамцеве традиции «старика Аксакова». Одной из таких традиций было уважительное отношение к памятникам национальной старины — литературным сочинениям, архитектурным сооружениям, предметам народного быта.
Начало собранию русской старины было положено в Абрамцеве летом 1881 г. во время прогулки в соседнее село Репихово. Участвовали в ней Е.Г.Мамонтова, .В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, И.Е.Репин. На одном из домов их внимание привлекла резная доска, украшенная изящным растительным орнаментом. Хозяева дома согласились продать это украшение. Резная деталь была принесена в Абрамцево В.Д.Поленовым и И.Е.Репиным. Она-то и стала первым предметом в музее русского народного искусства, созданном в этой усадьбе.
«Осенью того же года, — вспоминала Н.В.Поленова, — Поленов привез из имения брата, из Саратовской губернии, три деревянных валька, покрытых тончайшей геометрической резьбой, сделанных мельником в свободное от работы время, и подарил их Елиз. Григорьевне. Этими приобретениями было положено начало Абрамцевскому собранию предметов крестьянского обихода и остальных украшений построек — собранию, которое впоследствии легло в основание всего производства абрамцевской столярной мастерской» (10, с. 39).
С этого времени члены кружка стали регулярно обследовать окрестности усадьбы. Посетили они и Гефсиманский скит, расположенный близ Троице-Сергиевой Лавры. В результате коллекция пополнилась резным настоятельским креслом XVI в., старинным свечным столом, игрушками работы сергиевских мастеров.
Большое значение имела коллекция предметов народного искусства в деятельности созданной по почину Елизаветы Григорьевны кустарной столярной мастерской. Верным ее помощником стала Е.Д.Поленова. «В это время (т.е. в 1882 г. — Прим. авт.), — писала Е.Г.Мамонтова В.В.Стасову 27 января 1899 г., — моя столярная мастерская уже существовала, но работали в ней простые вещи, не по художественным образцам. Елене Дмитриевне первой пришла мысль ввести резьбу и искать образцы по избам. С этой целью мы начали обходить деревни в Дмитровском и Подольском уездах, а затем ездили не раз в Ярославскую губернию, где лучшие вещи нашли около Ростова в селе Богородском» (14, с. 28). Таким образом, коллекция пополнялась предметами старины, бытовавшими не только в Московской, но и в других губерниях России.
«Началось созидание музея, и Е.Г. стала с увлечением собирать все то, что от старины сохранилось по деревням, уцелело от пожаров и от вытеснения фабричным производством. — писала Н.В.Поленова. — Оказалось, что в данной местности можно было еще многое найти, и музей стал быстро расти, а с ним вместе и любовь обывателей Абрамцева к бытовому прошлому России. Во всех этих донцах, вальках с бесхитростными надписями вроде «кого люблю того дарю», в ларчиках, коньках на крышах и т.п. было столько личного творчества, так ярко чувствовалось душевное переживание творца, что вещи эти дышали прошлым и воскрешали его» (10, с. 44).
Вскоре молва о скупке в Абрамцеве старинных вещей распространилась по всей округе. Сюда стали приносить разную домашнюю утварь, старую крестьянскую одежду, украшенную вышивкой, расшитые полотенца.
По свидетельству Н.В.Поленовой, немало приобретений для абрамцевской коллекции сделала Елизавета Григорьевна в Хотьковском монастыре близ Троице-Сергиевой Лавры. Это были «поневы, фартуки, сумочки», расписные бураки. В окрестных деревнях ей удалось приобрести большой ларец, «оригинальную детскую сиделку», резной ящик с выдвижной крышкой, множество вальков, пряслиц и донец, украшенных резьбой и росписью.
В мае 1885 г. Елизавета Григорьевна вместе с Е.Д.Поленовой совершили специальную экспедицию за старинными вещами в Ярославль и Ростов Великий.
«29 ноября [1886 г.]. Чего только за эти дни не нанесли — страх, — сообщала в одном из писем Елизавета Григорьевна. — Все из Владимирской губ. Накупила всего больше, чем на 50 р. Сарафан чудесного покроя, 85 аршин красной пестряди. Вышивкам нет конца. Старуха фили-моновская привезла стойло и валик. Стойло очень интересное, есть новый мотив резьбы. Купила еще две очень интересные рубахи — еще видоизменение в рукавах. Одним словом, слава об нас растет» (14, с. 43).
В поисках образцов крестьянского искусства Е.Г.Мамонтова старалась не пропустить ни одной ярмарки, проводившейся в окрестностях Абрамцева. При этом ее интересовали не только предметы «седой старины», но и произведения современных народных мастеров.
Вещи, стремительно стекавшиеся в усадьбу, требовали ухода, систематизации, помещений для хранения и показа. Весной 1885 г. в Абрамцеве по инициативе Елизаветы Григорьевны был создан музей русского народного искусства — один из первых музеев такого рода в России. Савва Иванович Мамонтов с участием отнесся к замыслу создания музейной экспозиции. Первоначально предметы были выставлены в его рабочем кабинете, расположенном в мезонине главного усадебного дома.
В мае 1885 г. абрамцевский музей русской старины был торжественно открыт. Два года спустя кабинет уже не вмещал всего собранного. Музей перевели в большую столовую.
В собрание абрамцевского «русского музея» вошли предметы домашнего быта: резные и расписные прялки (ярославские, архангельские, Городецкие, владимирские, вологодские, костромские), посуда (ковши, солонки, братины, ендовы, туеса, бураки), пряничные доски, рубели, образцы народной одежды (старинные рубахи, поневы, сарафаны, фартуки, пояса), вышивка, образцы русской набойки, игрушки, мебель, детали крестьянского жилища (карнизы, пилястры, наличники), старинные изразцы.
Заботами Е.Г.Мамонтовой коллекция продолжала пополняться и в последующие годы.
Гордясь своим детищем, Елизавета Григорьевна не раз показывала коллекцию гостям Абрамцева. В частности, летом 1887 г. тут побывал академик Ф.И.Буслаев, снимавший дачу в близлежащей Ахтырке; 17 июля 1888 г. — М.В.Нестеров. В одном из своих писем, говоря о главном, что поражает новичка в Абрамцеве, Михаил Васильевич назвал «домашний музей и картинную галерею» (9, с. 35).
Собрание народного искусства широко использовалось в деятельности созданных по инициативе Е.Г.Мамонтовой кустарных мастерских — столярной и женских рукоделий. Предметы старины сыграли свою роль п в создании декораций для постановок, осуществлявшихся на домашней абрамцевской сцене. В 1882 г., при постановке пьесы А.Н.Островского «Снегурочка», хор и некоторые солисты были одеты в «настоящее русское платье, образцы которого хранились в Абрамцевском музее» (10, с. 84). К коллекции музея не раз обращалась, работая над иллюстрациями к русским сказкам, Е.Д.Поленова. «Костюмным отделом музея» не раз пользовался В.М.Васнецов.
Не без воздействия собирательского опыта Е.Г.Мамонтовой сформировались интересы таких коллекционеров, как И.С.Остроухов, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов.
В последние годы жизни Е.Г.Мамонтова жила в Москве на Спиридоновке в доме Тучкова (д. 18).
Е.Г.Мамонтова умерла в Москве 25 октября 1908 г. Похоронена в Абрамцеве возле Спасской церкви.
В 1918 г. усадьба «Абрамцево» была превращена в музей. Одним из его организаторов стала дочь Е.Г.Мамонтовой, Александра Саввишна, прошедшая «абрамцевскую музейную школу». В 1920-е гг. она занималась научным описанием и систематизацией коллекции крестьянского творчества. По описи, составленной 18 октября 1926 г., в Абрамцевском музее-усадьбе насчитывалось до 140 «художественных предметов крестьянского быта».
Коллекция народного искусства, собранная Е.Г.Мамонтовой и Е.Д. Поленовой, сохранилась до наших дней и является составной частью фондов Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».
Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены