БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818-1897) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Ф.И. Буслаев — филолог, историк искусства, библиофил, собиратель рукописей и гравюр.

Родился 13 апреля 1818 г. в городе Керенске Пензенской губернии в семье секретаря земского суда. Отца мальчик лишился на пятом году жизни. После его смерти семья переехала в Пензу. Воспитанием и образованием был обязан своей матери, которая, несмотря на тяжелое материальное положение, всячески способствовала обучению сына.

В 1828—1833 гг. Федор Буслаев учился в пензенской гимназии. Его знания в области литературы были настолько глубокими, что он порою заменял преподавателя, В.Г.Белинского. Чтобы помочь семье, Буслаев намеревался выучиться на врача. Однако мать, зная пристрастия сына, настояла на поступлении его на словесное отделение Московского университета. В университете Федор Иванович учился в 1833—1838 гг. Слушал лекции С.П.Шевырева, М.П.Погодина. Овладел многими языками, в том числе польским, древнееврейским, санскритом.

После окончания университета преподавал в гимназиях и частных домах. Был домашним учителем М.Л.Боде-Колычева, П.С.Уваровой; в 1839— 1841 гг. как учитель детей С.Г.Строганова жил в Германии и Италии; в 1860— 1864 гг. читал курс русского языка и словесности наследнику-цесаревичу Николаю (старший сын Александра II (1843—1865). — Прим. авт.).

С 1846-го по 1881 г. Федор Иванович преподавал в Московском университете. По отзывам многих современников, он был идеальным профессором: не только досконально знал свой предмет — русскую словесность, не только блистательно читал лекции, но и привлекал нравственной чистотой своей натуры. Сам Федор Иванович считал учительство высокой миссией, обязывающей преподавателя наряду с обучением студентов быть для них примером порядочности, честности, благородства.

Круг научных интересов Ф.И.Буслаева чрезвычайно обширен. Его труды в области славяно-русского языкознания, древнерусской литературы, устного народного творчества, древнерусского изобразительного искусства отличались новаторством и сохранили свое научное значение до наших дней.

Буслаев был членом многих научных обществ, в том числе Общества любителей российской словесности (с 1859 г.), Московского археологического общества (с 1864 г.), Общества древнерусского искусства (с 1865 г.). В 1852 г. избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук; с 1860 г. — действительный член Академии.

Решающее влияние на формирование Буслаева-коллекционера имел Сергей Григорьевич Строганов. Будучи учителем детей Строганова, Федор Иванович, постоянно находясь в общении с этим ученым и страстным коллекционером, целиком разделил его увлечение древнерусской литературой, письменностью, искусством, памятниками старины. В Италии под руководством Сергея Григорьевича он осматривал музеи, хранилища старины, памятники. Именно Строганов научил его методически, всесторонне знакомиться с памятниками, возвращаясь к каждому из них неоднократно.

В течение долгих лет Федор Иванович собирал лицевые рукописи, книги с гравированными изображениями, гравюры. Наиболее известна его коллекция рукописей.

Началу собирательской деятельности Буслаева послужило знакомство с трудом С.Г.Строганова, посвященным Дмитриевскому собору во Владимире. Эта книга вышла в свет в 1849 г. Буслаев читал ее еще в корректуре. «Она оказала на меня решающее действие, — писал Федор Иванович в мемуарах, — открыв моим глазам новую область для исследования неизвестных мне до того времени богатых материалов русской монументальной и художественной старины в сравнительном изучении их со средневековыми стилями византийского и западного искусства. Вместе с тем руководству и указаниям графа я обязан знакомством с самым главным пособием для научной разработки древнерусской иконописи, именно с так называемыми иконописными подлинниками» (3, с. 323—324).

С этого времени, то есть с 1849 г., Буслаев стал собирать и изучать русские лицевые рукописи. В 1865 г., с созданием Общества древнерусского искусства, Ф.И.Буслаев окончательно определил свои научные интересы: оставив историю русского языка, он целиком посвятил себя исследованию древнерусского искусства. «Это дало окончательный переворот моим ученым занятиям и задушевным интересам, которые я теперь почти исключительно, навсегда сосредоточил на археологических исследованиях по русской иконографии и орнаментике, преимущественно в так называемых лицевых рукописях», — признавался Федор Иванович на склоне своих лет (12, с. 10).

Читать и определять старинные рукописи Буслаев научился у М.П.Погодина в его Древлехранилище на Девичьем поле.

Главным итогом изучения древнерусских миниатюр стала книга Буслаева «Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX» (М., 1884, Т.1—2). Работе над этой книгой он отдал восемь лет, изучив и описав около 60 рукописей, в том числе шесть из собственного собрания. Книга принесла Буслаеву мировую известность, издана она была на средства С.Д.Шереметева. Автор посвятил книгу С.Г.Строганову.

Рукописное собрание Буслаева включало преимущественно манускрипты с изображениями. Он приобретал их в 1850—1880-е гг., большей частью в Москве. Отдельные рукописи были получены путем обмена или поступили в качестве подарков. Московские букинисты хорошо знали Буслаева: «холодные букинисты» приносили нужные рукописи прямо к нему домой. Занимаясь подготовкой к очередной лекции, Буслаев обычно уединялся и никого не допускал к себе. Однако для книжников делалось исключение. «Только одни букинисты, приносившие Буслаеву на продажу рукописи, имели к нему доступ почти во всякое время.

— Тут, — говорил он, — минуту упускать нельзя: откажешь ему, а он и продаст старообрядцу такую драгоценность, что потом будешь от досады грызть ногти» (10. с. 171).

Буслаев, не любивший ходить в гости, избегавший застолий и шумных встреч, предпочитавший «кабинетный образ жизни», позволял себе отвлечься от научных занятий и отпраздновать веселым ужином «особенно счастливые рукописные приобретения». Владелец вел тщательные записи вновь приобретенных рукописей. По ним можно с точностью установить время поступления в его коллекцию каждой из них.

В 1892 г. Федор Иванович составил каталог своего собрания. В нем оказалось 150 памятников: Апокалипсисы, Библии, синодики, жития, сказки, Псалтыри, Триоди. Минеи, прологи, патерики, ирмосы.

Ф.И.Буслаев обладал также богатым собранием старинных гравюр, преимущественно западноевропейской школы. Коллекционировать их он начал задолго до рукописей. Любовь к гравюрам возникла у него в Италии в 1840 г., когда он познакомился с гравером Ф.И.Иорданом. Известный русский график в то время трудился над гравюрой с картины Рафаэля «Преображение». Эта колоссальная работа, занявшая пятнадцать лет, произвела на Буслаева сильнейшее впечатление. Он наблюдал, как работает художник, и под влиянием общения с ним не только полюбил гравюру, но и стал страстным собирателем. «Полюбив гравера, — вспоминал Буслаев, — я полюбил и гравюры, оценил художественные их достоинства и важное значение в истории искусства и так к ним пристрастился, что потом, в течение всей моей жизни, собирал их где ни попало и составил себе довольно порядочную коллекцию» (3, с. 257).

В графическом собрании особенно выделялись изображения Богоматери. В сентябре 1877 г. коллекцию Буслаева увидел П.П.Вяземский. Он отмечал: «...г. Буслаев ознакомил меня также с имеющимся у него богатым собранием старинных гравюр с изображениями Божией Матери. Коллекция эта замечательна по изяществу многих гравюр» (7, с. 186). Особенно выделил Вяземский изображение Богоматери Римской, или Лидской.

Собрание Ф.И.Буслаева было вполне доступно для современников. Хозяин всегда с увлечением показывал свои рукописи. «Он воодушевленно готов был прочесть целую лекцию, видимо желая вселить в слушателя любовь и интерес к излюбленному им предмету, — вспоминал историк культуры и известный коллекционер Сергей Дмитриевич Шереметев. — Все остальное, житейское отходило на второй план, и он весь был преисполнен занимающим его предметом, радуясь возможности оглашения памятников, которым он придавал такое важное значение» (15, с. 53).

За свою долгую жизнь Ф.И.Буслаев сменил в Москве несколько адресов. В годы молодости он жил на Знаменке (д. 12), затем — в Первом Голутвинском переулке (д. 7), на Сивцевом Вражке (д. 42). С 1852-го по 1868 г. он проживал во владении Офросимовых, которое располагалось в переулках Большой Власьевский (д. 9) и Никольский (д. 30). После 1868 г. до середины 1870-х гг. Буслаев жил на Девичьем поле в Полуэктовом переулке, в доме 9, откуда переехал в Большой Спасский переулок, в дом 4. Многие из этих домов не сохранились.

Тот, кто интересовался историей русской культуры, а также желал работать с его личными собраниями и библиотекой, мог приходить к нему. По пятницам у него был «день открытых дверей». Один из воспитанников Ф.И.Буслаева, литературовед А.И.Кирпичников, так вспоминал свое первое посещение профессорской квартиры: «...в одну из пятниц отправился и я, набравшись смелости. Маленькая передняя была завалена студенческими и статскими пальто... в первой комнате за круглым столом сидело человек двенадцать студентов за работой; большинство списывали лекции и поправляли свои записи; некоторые работали по книгам и старым рукописям» (10, с. 163). В этот день у Буслаева, как обычно, были и кандидаты, и литераторы, и студенты, и гимназисты. Каждого Федор Иванович спрашивал о цели занятий, давал советы, всех знакомил со своей богатой библиотекой, всех снабжал книгами по теме.

В квартире у Буслаева неоднократно бывал С.Д.Шереметев: «...живо помню, — писал он, — уютную его обстановку в Москве, его кабинет, обставленный шкафами с книгами и рукописями. Меня поражала та быстрота, с какою он поднимался, чтобы с одной из верхних полок ближнего шкафа достать ту или иную рукопись, и тут же показывал ее лицевые изображения» (15, с. 52—53).

Ф.И.Буслаев умер 31 июля 1897 г. на даче в подмосковном селе Люблино. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря у алтаря Смоленского собора.

Еще при жизни Ф.И.Буслаев расстался с рукописями: в 1893 г. 98 памятников из его собрания поступили в Императорскую Публичную библиотеку. Они были куплены у владельца на средства Александра III. Отдельные рукописи Федор Иванович пожертвовал Московскому Публичному и Румянцевскому музеям в 1883—1885 гг.: в то время создавалось специальное собрание в память покойного хранителя А.Е.Викторова, друга и помощника Буслаева.

Вместе с рукописями в Публичную библиотеку поступила часть его книг с гравированными изображениями.

Судьба коллекции западноевропейских гравюр нам неизвестна.

Источники и литература

  1. Барсов Е.В. Книгописные собрания // Библиографические записки. — 1892. — N 1. - С. 6.
  2. Буслаев Ф.И. // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования. — М., 1915. — Т.2. — С. 50—52; вторая пагинация С. 31.
  3. Буашев Ф.И. Мои воспоминания. — М., 1897.
  4. Буслаев Ф. О литературе: Исследования. Статьи. — М., 1990.
  5. Бычков И.А. Каталог собрания рукописей Ф.И.Буслаева, ныне принадлежащих Публичной библиотеке. — Спб., 1897.
  6. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. - М„ 1986. - С. 79-125.
  7. Вяземский П.П. Обзор московских книгохранилищ // Вяземский П.П. Собр. соч. — Спб., 1893. - С. 186-187.
  8. Земенков Б.С. Памятные места Москвы. - М., 1959. - С. 94-95.
  9. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Русский библиофил. — 1911. — N 4. — N 171.
  10. Кирпичников А. Ф.И.Буслаев как идеальный профессор 60-х годов // Памяти Федора Ивановича Буслаева: Сборник статей. - М., 1898. - С. 148-198.
  11. Померанцева Э.В. Новые страницы воспоминаний Ф.И .Буслаева // Труды института этнографии им. Миклухо-Маклая. — 1965. — Новая серия. — Т. 91, вып. 3. — С. 145-161.
  12. Редин Е.К. Ф.И.Буслаев: Обзор трудов его по истории и археологии искусства. — Харьков, 1898.
  13. Танков А.А. Воспоминания о Ф.И. Буслаеве // Исторический вестник. — 1897. — N 9.-С. 837-851.
  14. Чурмаева Н.В. Ф.И.Буслаев. — М.. 1984.
  15. Шереметев С.Д. Памяти Ф.И.Буслаева и Г.Д.Филимонова. — Спб., 1899. — С. 52—53
Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены