БУРЫШКИН Павел Афанасьевич (1887-1955) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

П.А. Бурышкин — купец, собиратель материалов по истории Москвы, мемуарист.

Родился в Москве 9 февраля 1887 г. в купеческой семье. Его отец, Афанасий Васильевич Бурышкин, был широко известен в купеческом мире, отличался любовью к театру, славился благотворительностью. Своему сыну он предоставил возможность получить очень хорошее образование.

П.А.Бурышкин окончил с отличием Катковский лицей (1905), потом юридический факультет Московского университета. Чтобы заслужить доверие в купеческих кругах, он блестяще окончил Коммерческий институт (1911).

После смерти отца он возглавил семейное дело — «Товарищество мануфактурных товаров А.В.Бурышкина». Дела шли хорошо, и это давало возможность Павлу Афанасьевичу заниматься общественной деятельностью. Он избирался гласным Московской городской думы, был товарищем городского головы, состоял членом Московского биржевого общества, членом Нижегородского ярмарочного комитета, входил в редакционный комитет газеты «Утро России».

В доме Бурышкиных в Антипьевском переулке было много картин. Отец Павла Афанасьевича не являлся в прямом смысле коллекционером, но живописные полотна приобретал с удовольствием. Трое сыновей унаследовали это собрание, а главное — тягу к собирательству.

«Моя дань коллекционерству, — вспоминал Павел Афанасьевич, — заключалась в том, что я собирал с раннего времени «Россику» и в особенности все, что касалось Москвы. С течением времени коллекция стала очень большой. Мне помогал — и в деле покупки, и в приведении ее в порядок — И.Э.Грабарь. Были необычайно ценные вещи, которые я приобрел с известным собранием Аргутинского-Долгорукова» (1, с. 213—214).

Под «Россикой», сугубо библиографическим термином, подразумеваются зарубежные издания, посвященные России и ее истории. Однако бурышкинское собрание включало не одни только книги, а самые разные материалы — живописные и графические произведения, посвященные Москве, чертежи и проекты старинных зданий, их макеты, планы города.

Приобретенное Павлом Афанасьевичем собрание известного искусствоведа, хранителя Эрмитажа князя Владимира Николаевича Аргутинского-Долгорукова включало картины, миниатюры, рисунки русских и западноевропейских мастеров, планы городов, фарфор, мебель и большую подборку автографов деятелей литературы и искусства.

В картинной галерее Бурышкина среди произведений, посвященных Москве, выделялась картина Ф.Я.Алексеева «Красная площадь в Москве», созданная в 1801 г. Она к нему перешла из собрания графов Орловых. В 1917 г. это знаменитое произведение коллекционер подарил Третьяковской галерее, где оно находится и поныне.

В галерее Бурышкина имелся и портрет его жены Анны Николаевны, выполненный Н.П.Ульяновым (ныне — в Третьяковской галерее).

«Свою коллекцию, — писал П.А.Бурышкин, — я собирался передать городу для организации музея имени моего отца» (1, с. 214). Дело в том, что Афанасий Васильевич мечтал о создании в собственном доме, приобретенном им в 1896 г., музея, посвященного старой Москве. «Дом в Антипьевском, — отмечал Павел Афанасьевич, — не был удобен для жизни, вернее говоря, не соответствовал требованиям современной техники. Его нужно было либо перестраивать, либо определить на какую-нибудь надобность. Так отец и решил, завещав его городу Москве, для устройства в нем либо музея, либо библиотеки его имени» (1, с. 213).

Этот нарядный ампирный особняк ведет свою историю с 1826 г. Он представляет собой характерный для Москвы образец дворянской усадьбы средней руки. Фасад отличается хорошо найденными пропорциями, украшен полуколоннами, изящным балконом, мезонином. Весь его облик — сочетание простоты, изящества и благородства. То же можно сказать и об интерьерах. Здесь применены традиционное анфиладное расположение парадных комнат, богатая темперная роспись парадного вестибюля, лепнина.

Идея создания музея родилась у Бурышкина-старшего не случайно. Здесь, в стенах нарядного особняка в Антипьевском переулке на Волхонке, когда-то принадлежавшего князьям Оболенским, по преданию бывал А.С.Грибоедов. Считается, что парадная лестница дома описана в четвертом акте комедии «Горе от ума». Именно эта лестница и была воспроизведена на сцене Московского Художественного театра при постановке комедии.

Прежде чем представить его, Бурышкин обратился к И.Э.Грабарю с просьбой внимательно изучить доклад и указать на недостатки. От известного историка искусства и знатока музейного дела П.А.Бурышкин получил письмо, в котором тот излагал свою точку зрения на подобный музей. Музей старой Москвы виделся Грабарю прежде всего как музей городской архитектуры. Исходя из этого, он советовал коллекционеру обратить особое внимание на архитектуру Москвы послепетровской эпохи, собирать скульптурные и живописные детали барских особняков (части красивых решеток, изразцы, фрагменты скульптуры, барельефы), покупать где можно старинные чертежи и проекты, фотографировать памятники («планомерное, порайонное фотографирование всего города, т.е. всей его старины»), создавать модели по обмерам старинных построек. В качестве образца Грабарь приводил Музей старого Петербурга.

К сожалению, создать этот музей так и не удалось. Городские власти не приняли дар Бурышкиных. Дело в том, что в завещании А.В.Бурышкин особо отметил: созданный в его доме и на его средства музей не должен никогда покидать своих стен. Представители Управы считали, что это условие невыполнимо, ибо особняк относительно небольшой, а музей истории такого огромного города, как Москва, неуклонно бы рос. Тогда, увы, никто не подумал, что в особняке Бурышкиных могла бы остаться часть музея, а его филиалы — разместиться в других помещениях.

Однако особняку все же суждено было стать музеем. С 1961 г. здесь располагается отдел гравюры и рисунка Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Не менее драматично сложилась судьба самого П.А.Бурышкина. Весной 1918 г. он вошел в состав организации «Национальный центр», выступавшей против советской власти. Летом оказался в Деникинской армии. Год спустя он стал министром финансов в правительстве Колчака. После разгрома Белой армии через Владивосток и Северную Америку Бурышкин попал в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь он работал в Московском купеческом банке, преподавал в Русском Коммерческом институте, а в конце своей долгой жизни вернулся к задуманной книге об истории московского купечества. Прекрасные русские книгохранилища в Париже позволили ему осуществить эту мечту.

В 1954 г. в Нью-Йорке вышла его книга «Москва купеческая». Она включила богатейший материал по истории двадцати пяти купеческих родов, который не устарел и по сей день. Здесь, кроме того, содержатся сведения о московских коллекционерах XIX—начала XX в.

Коллекция П.А.Бурышкина начала складываться в доме в Антипьевском переулке. Здесь он жил до женитьбы. Обзаведясь собственным домом, часть своей коллекции оставил в доме родителей. Покидая Москву в 1918 г., Павел Афанасьевич не имел возможности взять с собой никаких материалов и уехал «налегке».

Из библиотеки П.А.Бурышкина около 4 тысяч томов, посвященных экономическим вопросам, торговому праву, статистике, поступили в 1920-е гг. в Социалистическую академию.

П.А.Бурышкин умер в Париже в 1955 г. и похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа.

Источники и литература

  1. Бурышкин П.А. Москва купеческая. — М., 1991.
  2. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII—начала XX века (до 1917 г.). - М., 1984. - С. 21, 479.
  3. Грабарь И.Э. Письма 1891 — 1917 гг. — М., 1974. - С. 299, 373, 436, 441.
  4. Демская А.А. Здание «Дома графики» // Музей-3: Художественные собрания СССР. — М., 1982.-С. 241-245.
  5. Романюк С.К. Из истории московских переулков. - М., 1988. - С. 29-30.
Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены