БАХРУШИН Алексей Петрович (1853-1904) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Алекскй Петрович Бахрушин — купец, меценат, библиофил, собиратель русской старины.

Родился в Москве 22 апреля 1853 г. в купеческой семье. Окончил частный пансион Э.Х.Репмана и с 1870-х гг. занимался коммерческой деятельностью: был одним из совладельцев фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры А.Бахрушин и сыновья».

Выросший в старой, еще сказочно богатой историческими памятниками и воспоминаниями Москве, А.П.Бахрушин рано проявил интерес к книгам и древностям. Первые приобретения были им сделаны в 1878 г. И с тех пор каждое воскресенье он проводил на Сухаревском толкучем рынке, в ряду антикваров. В поисках старинных вещей и рукописей Алексей Петрович по многу раз обошел все московские и подмосковные монастыри, лично познакомился едва ли не со всеми антикварами, букинистами и просто любителями старины. Не случайно именно ему принадлежит заслуга создания своеобразной «энциклопедии» частного собирательства России начала XX в. Это знаменитая в кругах коллекционеров книга «Из записной книжки. Кто что собирает», вышедшая в свет уже после смерти автора, в 1916 г.

Журнал «Голос минувшего» писал об этой книге: «Труд А.П.Бахрушина отличается интимностью и говорит о человеке, сумевшем закрепить, по одним воспоминаниям, многое ценное и интересное. «Кто что собирает» прочтется, несомненно, с неослабевающим интересом самими собирателями, библиофилами и всеми теми, кто интересуется личностью и трудами подобных деятелей. Но мало того, работа А.П.Бахрушина может стать источником для исследователей, историков русской культуры и искусства» (13, с. 300).

«Заметки о собирателях, — продолжал тот же рецензент, Н.В.Некрасов, — дают возможность нарисовать и портрет самого их автора. Это был не только страстный коллекционер, хорошо сознававший, что истинное собирательство как бы часть души собирателя, но требовавший серьезного отношения к делу и видевший в таком деле общественное служение, конечная цель которого — принесение в дар обществу своих сокровищ» (13, с. 301).

В живописной коллекции находился такой раритет, как портрет Петра I в голландском матросском костюме. Из коллекции фарфора владелец особенно дорожил изделиями русских фабрик второй половины XIX в. Среди них выделялось около тридцати фарфоровых фигурок фабрики Гарднера, изображавших «народности России».

Ядром крупнейшего собрания лубочных картин, принадлежащего Государственному Историческому музею, явилась коллекция А.П.Бахрушина. В ее составе такие выразительные листы, как «Райская птица Сирин» (первая половина XIX в.), «Душа чистая» (конец XVIII в.), «Древо разума» (1816), «Толкование премудрого льва, царя греческого» (вторая половина 1890-х гг.), «Райская птица Алконост» (1845). Часть художественной коллекции составляли живописные полотна, но таковых, по признанию владельца, было немного.

Ценнейшей частью собрания А.П.Бахрушина была портретная галерея коллекционеров, собирателей и антикваров. В ней насчитывалось 349 портретов (изображения 330 лиц), в том числе 76 гравюр, литографий, фототипий, фотографий с литографий и 273 фотографии с натуры (почти все «кабинетного» размера). Портреты были помещены в пять альбомов в дорогих переплетах с золотым тиснением на обложках: «Московские коллекционеры 1894» (72 портрета), «Наши коллекционеры 1895» (53 портрета), «Наши книголюбы 1897» (100 портретов), «Московские букинисты и антиквары 1899» (79 портретов), «Наши книголюбцы 1899» (45 портретов). В этой галерее представлены художник и коллекционер И.К.Айвазовский, самарский краевед П.В.Алабин, «покровитель русской старины и художеств» император Александр III, собиратель книг по истории зодчества архитектор Н.И.Артлебен, букинист А.А.Астапов, собиратель рукописей Е.В.Барсов, коллекционер живописи Д.П.Боткин, собиратель Г.А.Брокар, псковский любитель художественной старины В.И.Власов и многие другие.

Особое пристрастие питал А.П.Бахрушин к книгам. Начало его библиотеке было положено в 1872 г. приобретением «Сборника рукописей, представленных Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (Спб., 1872, Т.1). В его знаменитой на всю Москву библиотеке в начале нашего века насчитывалось около тридцати тысяч томов, которые сам владелец разделил на тридцать три отдела. Каких только изданий не хранили книжные шкафы! Золотым тиснением отливали тысячи корешков книг, посвященных истории, географии, археологии и этнографии России, редчайшие справочники и библиографические указатели, путеводители по городам и монастырям.

«Библиотекой в библиотеке» можно назвать собрание книг о Москве. Рядом хранилась превосходная и отменная по полноте коллекция гравюр с видами Москвы XVIII—XIX вв., насчитывавшая до четырехсот листов, а также подборка старинных планов города. А.П.Бахрушин собрал почти всю литературу по истории музейного дела в России, и в частности, о московских музеях, коллекциях, древлехранилищах.

Для размещения домашнего музея и библиотеки А.П.Бахрушин отвел лучшие комнаты на втором и третьем этажах своего особняка на Воронцовом поле. Вдоль стен здесь возвышались массивные дубовые шкафы, переполненные редчайшими изданиями, посредине комнаты и у стен стояли застекленные витрины, в которых хранились миниатюры, наиболее ценные рукописи, медали, печати, табакерки. В больших папках и ящиках — планы городов, старинные карты, виды монастырей и храмов, собрание рисунков. В нескольких папках — изображения Москвы в памятном 1812 г.

«У меня в библиотеке, — признавался Алексей Петрович в письме к библиофилу Н.Ф.Бокачеву от 23 февраля 1900 г., — яблоку негде упасть: везде книги, папки, опять книги, опять папки, и так далее, — свободного же места нет, да и быть не может: книги все прибывают и прибывают...» (1, с. 72).

Дважды в месяц, по вторникам, хозяин принимал у себя друзей и единомышленников — историков И.Е.Забелина, М.И.Семевского, П.И.Бартенева, хранителя Оружейной палаты В.К.Трутовского, хранителя Российского Исторического музея А.В.Орешникова, библиофилов А.И.Шувалова, К.М.Соловьева, Д.В.Ульянинского, собирателя гравюр С.П.Виноградова. В «книге посетителей» бахрушинского дома оставили автографы многие видные представители творческой интеллигенции конца XIX—начала XX в.: писатели В.А.Гиляровский и С.Д.Дрожжин, художники А.М.Васнецов и В.В.Переплетчиков, скульптор С.М.Волнухин, архитектор И.Е.Бондаренко, ученые Д.Н.Анучин и А.Н.Веселовский.

«Купец Алексей Петрович Бахрушин, — отмечал в 1891 г. М.И.Семевский, — самородок; в нем, кроме занятия непосредственно ему принадлежащим торговым и фабричным делом, развита любовь к художеству, к истории, к библиофильству. Я любовался его библиотекой, в которой соединено до 9-ти тысяч томов книг, и все это с любовью и заботливо описано; я видел у него громаднейший альбом фотографических снимков достопримечательностей и святынь Москвы и многих других городов России. В витринах заботливо собраны автографы и различные предметы, напоминающие тех или других достопамятных исторических лиц» (14, с. 442).

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены