Рылов Аркадий Александрович Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Образ и цвет. Издательство "Изобразительное искусство" Москва 1973

Творчество Рылова охватывает период с последних лет прошлого века до конца 30-х годов нашего столетия. Эти годы были наиболее сложными и противоречивыми в истории русской культуры. Но Рылова не захватили модные увлечения времени. В искусстве он признавал только одну истину: безграничную веру в натуру. Природа с детства неодолимо влекла Рылова. «Жизнь у костра, у воды, среди дикой, нетронутой природы и воспитала во мне художника-пейзажиста»,— вспоминал он. Возможно более полная передача красоты природы, скрытой от равнодушного зрителя и бесконечно привлекательной для влюбленного в нее живописца, стала целью всего его творчества. «Художник должен изображать то, что он больше всего знает и любит. Я люблю свою Родину, люблю разнообразную природу моей страны, поэтому я посвятил себя пейзажу»‚— писал Рылов. На формирование художественной индивидуальности Рылова большое влияние оказало творчество его учителя А. И. Куинджи. Рылову особенно импонировали присущая пейзажам Куинджи повышенная эмоциональность, интерес к напряженным состояниям природы, романтическая окраска образов. Юность Рылова совпала со временем расцвета искусства и другого замечательного мастера русского пейзажа — И. И. Левитана. Задушевность и тонкий лиризм картин Левитана произвели на молодого художника огромное впечатление, научили с чутким вниманием относиться к жизни природы.  

В ранних произведениях Рылова отразилось понимание природы как мира прекрасного, сказочного, полного неразгаданных тайн и немного мрачного. Он населен мужественными людьми и лесными животными. С увлечением пишет художник могучие ели с темными густыми ветвями, из массы которых выглядывают быстрый глазок дятла или огненно- рыжий беличий хвостик, древние пни, покрытые мхом и лишайником, непролазную лесную чащу. В произведениях этого времени преобладают сдержанные, глуховатые краски, усиливающие впечатление таинственности, зачарованности леса. Однако Рылов никогда не искал в природе того благословенного покоя, который для некоторых художников стал наивысшим, но субъективным идеалом. Для Рылова природа — естественная среда обитания человека. Общение с природой не только обогащает человека духовно, но закаляет его силы, позволяет пережить радостное чувство борьбы и победы над стихией.  

Как пейзажист Рылов никогда не связывал сюжеты своих картин с какими-то определенными событиями. Но чувства и переживания художника, настроения передовой русской интеллигенции, отражались в его работах. Властный напряженный ритм жизни нарушил тишину таинственного мира ранних произведений Рылова. Общий подъем и стране в преддверии первой русской революции определили образный строй картины «Смельчаки»: сильные, мужественные люди смело вступают в схватку со штормом. Сидящие в челне, с огромным трудом противостоя натиску ветра н волн, стараются приблизить хрупкое суденышко к берегу. Чтобы усилить ощущение борьбы, художник «перерезает» преобладающие в композиции горизонтальные линии диагональю челнока. В колорите картины господству— ют напряженные темные тона. В совершенно иной, звонкой, радостной цветовой гамме выполнена картина «Зеленый шум». Об этой работе Рылов рассказывал следующее: «Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, эатихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зеленый шум»_ Ощущение простора, свежести холодного воздуха, обилия света художник передает смелым сочетанием очень интенсивной синевы воды с зеленью травы и листьев, с бирюзой неба. Композиция с приближенным к зрителю краем обрыва и широкой панорамой далей придает пейзажу торжественный эпический оттенок Это образ Родины; образ задушевный и величественный одновременно и словно овеянный ветром революции.  

«Идет‚ гудет зеленый шум»‚— продекламировала художник К, Ф, Богаевский, увидев картину. Тогда она и получила свое название. В одной из статей, посвященных творческим задачам, Рылов писал: «...художник должен готовиться к созданию картины так, как готовится к спектаклю хороший актер, который должен проникнуться ролью, полюбить ее, создать образ действующего лица... Он подает произведение в художественной законченности. Каждый кусочек произведения как часть целого им облюбован и мастерски сделан». Картину «Зеленый шум» художник писал не с натуры, а в мастерской, по впечатлению, используя огромный опыт наблюдения природы и массу этюдов. Один из них— «Аллея в ветер». Эмоциональной напряженностью образа этюд созвучен картине «Зеленый шум» и позволяет судить о том, как художник искал воплощения волновавшей его темы. Метод работы над картиной от себя, то есть не непосредственно с натуры, а по воображению, характерен для Рылова. С натуры художник писал этюды, там он стремился правильно передать форму и цвет каждого предмета. Когда же он обращался к самой картине, этюды откладывались в сторону.  

В творчестве Рылова этюд с натуры был подсобным материалом, хотя художник избежал увлечения этюдом как формой творческого самовыражения. Большин- ство этюдов Рылова отличаются тщательной продуманностью композиционного и цветового решения и такой законченностью, что их скорее хочется назвать маленькими картинами. Работу художник всегда начинал с тщательного изучения особенностей той природы, которую он собирался писать... «Чтобы писать этюды в незнакомом месте, надо сначала там пожить и.., найти самое характерное». Выбрав место для этюда, Рылов тщательно прорисованы контуры всех предметов тонкой кисточкой, чаще Всего ультрамарином. Потом намечал наиболее светлые и наиболее темные места "в композиции и между этими основными акцентами находил все остальные цветовые отношения. В последнюю очередь писалось небо как наиболее изменчивая часть пейзажа. Много работая на открытом воздухе, в разную погоду, при разном освещении, Рылов совершенство- вал свое мастерство в передаче сложной гаммы зеленых тонов: «Сначала я не мог привыкнуть писать этюды в массе листвы и сложной формы деревьев, потом увлекся передачей блеска жаркого дня и игрой солнца на листве. Делал опытные этюды через выпуклое зеркало, свет и краски в нем концентрируются, кажутся определеннее и яснее, и тогда я увидел, что дневной свет надо писать в холодных тонах». Эти опыты научили художника передавать цвет обобщенно, что составило одну из отличительных особенностей всей его живописи.  

Великую Октябрьскую революцию Рылов встретил восторженно. В Третьяковской галерее хранится известное его произведение —— картина «В голубом просторе» (1919), в романтически-взволиованном звучании которой отразился пафос победных лет. Оптимизм, какая-то особая просветленность характерны для большинства работ, выполненных Рыловым в 1920-е годы. Торжественные ноты звучат в картинах «Осень на реке Тосне», «Глушь». Мотив природы в разные времена года художник использует для создания декоративных цветовых сочетаний. Есть у Рылова, как у каждого художника, несколько особенно любимых тем. Одна из них — березы. В воображении живописца образ тоненькой березки воплощает не только характерные черты русской природы, но и представление о радости, чистоте и ясности. За березами «Зеленого шума» и «Аллеи в ветер» следует в творчестве Рылова целый ряд березовых рощ и рощиц, березок, стволов березкам берез.Каждый раз по-новому открывал мастер красоту белоствольной: русской красавицы. Некоторую роль в пристрастии пейзажиста к этой теме сыграла, по-видимому, его преданность памяти учителя, так как именно «Березовая роща» Куинджи вызвала в свое время безграничный восторг Рылова. Но средства выражения темы у Куинджи и у Рылова совершенно различны. И если в картинах Куинджи главным выразительным моментом всегда был свет, то для Рылова основное в картине - цвет.

По мере совершенствования мастерства он все более уверенно оперирует яркими, насыщенными, часто локальными цветами. Повышенное звучание цвета в карти- нах Рылова придает особую праздничность и значительность самым скромным мотивам, убеждает в неповторимости любого уголка земли. Цвет в пейзажах Рылова выступает не только как средство эмоционального воздействия, но и как способ обобщения, преодоления случайных впечатлений. В полотне «Полевая рябинка» красота скромных полевых цветов неожиданно становится эмоциональным ключом к раскрытию настроения природы в целом, к созданию убедительного образа лета, щедрости русской земли. Глубиной своего содержания, сложностью многоплановой композиции, совершенной цветовой гармонией это полотно перерастает значение этюда. В небольшом по размеру произведении отразились все самые сильные стороны дарования художника. Здесь проявилась особенность творчества живописца, о которой сам он писал следующее; «Я теперь научился находить мотивы для этюдов возле себя и сколько угодно.Нахожу интересные и неожиданные композиции: одно и то же место в зависимости от времени дня, освещения и точки зрения представляет различные картины». 

Очень часто обращается художник к мотиву маленькой речки, извивающейся в густых зарослях леса. В небольших по размеру композициях, таких, как «Лесная река», «Устье реки», изображается пространство, ограниченное, точно кулисами, густым лесом. Речка скрывается за ближним поворотом, лес стеной встает позади, оставляя видимым лишь. небольшой кусочек неба. Иногда небо — только отражение в воде, что сообщает композиции еще большую замкнутость. Зритель остается как бы с глазу на глаз с природой, подчиняясь настроению задумчивости и умиротворенности. Естественное поведение белочек, фрагментарность вида, при которой ели переднего плана оказываются за пределами рамы и всего несколько их ветвей попадает в «кадр», придают композиции «Лесная река» свежесть и убедительность конкретного эпизода. Силой искусства Рылова мгновение остановлено для того, чтобы зритель оказался лицом к лицу с природой, прислушался к ее тишине, нарушаемой лишь негромким журчанием речки и шепотом ветвей, полюбовался грациозными движениями зверьков, почувствовал красоту этого тихого уголка.  
Такой задаче отвечает живописная манера Рылова. Художник тщательно прорисовывает узор еловых ветвей, мягкие переливы пушистого меха белочек. Внимательно вглядываясь в картину, можно различить отдельные ворсинки беличьей шерсти, еловые иглы. Подробная проработка деталей переднего плана объясняется вовсе не стремлением Рылова натуралистически скопировать природу, а желанием подольше задержать на этих деталях внимание зрителя. Даль, напротив, написана очень обобщенно, отдельные деревья художник изображает несколькими мазками широкой кисти. Великолепно зная натуру, он умеет верно найденным тоном передать не только удаленность каждого предмета от переднего плана, но и особенности формы и цвета листвы различных растений. В зеленом массиве без труда можно выделить отливающие серебром кусты ивняка, изумрудные купы берез, темные башенки елей, голубоватые кроны сосен. Бесконечное разнообразие оттенков гармонично объединяется в холодную синевато-зеленую гамму, насыщенную воздухом и как бы пронизанную светом. Рыжевато-коричневый тон воды активно контрастирует с зеленью и синевой деревьев и неба, усиливая звучание их цвета.  


К десятилетию со дня смерти В. И. Ленина Рылов вы- полнил большое полотно «Ленин в Разливе». Картина эта стала одним из лучших произведений, поэтически трактующих ленинскую тему. Значительность темы требовала соответствующего художественного выражения. Рылов искал монументального решения образа. Под монументальностью он понимал не только совокупность внешних приемов, как-то: выразительность силуэта, декоративность цветового решения и тому подобное, но и объединение всех внутренних и внешних компонентов картины в единую выразительную систему. «В своей картине «Ленин в Разливе» я пытался найти соответствие между беспокойно-взбудораженной природой и взволнованным состоянием человека,—писал живописец,- Мне хотелось дать образ Ленина - гения революции, шествующего навстречу буре, титаническая сила которой потрясет весь мир. 

Благодаря очень низкой линии горизонта фигура В. П. Ленина рисуется на фоне неба, охваченном пламенем заката. По небу стремительно несутся темно-фиолетовые облака. причудливые, с изорванными краями. Солнце уже скрылось за горизонтом, его последние отблески борются с наступающими сумерками. В неспокойном свете все детали пейзажа приобретают полную драматизма выразительность. Кажется, будто все в природе напряженно ожидает великих перемен, что вот-вот должны произойти. 
Характерная для Рылова звучность цвета достигает необычайной силы в его поздних произведениях. Интересен в этом отношении пейзаж «Домик с красной крышей». Рядом с ярко-красным пятном крыши особенно глубоким кажется голубой цвет неба, звонко горит зелень травы, кустов и деревьев. Активность тонов еще усиливается соседством гигантских белоснежных облаков, клубящихся над лесом. Блеск солнечных лучей на всех предметах объединяет контрастные цвета в картине в единую необычайно звонкую, красивую гамму. На смену тишине и интимности более ранних произведений в этой работе приходит льющаяся через край радость жизни и расцвета всех сил могучей природы. Связь таланта вятича Рылова с традициями русского народного искусства естественна и органична. Яркая декоративность, жизнерадостность произведений Рылова напаминают о нарядной красочности любимой им с детства местной ярмарки «Свистуньи», на которой дымковские мастера распродавали свои изделия. Художник всю жизнь бережно хранил коллекцию народных игрушек, свистулек, коников. Рылов всегда был жизнерадостным, уравновешенным, приветливым человеком. «Трудно было встретить более обаятельного человека, чем Аркадий Александрович,- писала близко его знавшая художница А. П. Остроумова -Лебедева.— Он был ко всем благожелателен. Чувство зависти было ему чуждо. Его глубокая любовь к искусству была чиста и беспредельна, без честолюбивых целей и без стремления к достижению материальных благ». 


Своим творчеством Рылов не только утверждал пейзаж в качестве полноправного жанра советской живописи, но и раскрывал в нем новые возможности художественного воплощения большого гражданского содержания. работы Рылова опровергали представление о пейзаже как о жанре второстепенном, менее емком, чем тематическая картина и портрет, довольно распространенное в современном ему искусствознании. романтически приподнятые, (взволнованные картины природы приобретали в интерпретации Рылова характер символических образов революционных дней. Искусство Рылова созвучно времени. Сложившееся еще в прошлом веке, оно приобрело новые качества после Октября. В нем нашли отражение энтузиазм, с которым народ побеждал трудности послереволюционных лет, радость первых достижений молодой страны.  

С тех пор как Рылов закончил свою последнюю работу, прошло почти сорок лет. За это время выросло несколько поколений пейзажистов, новую оценку получило творчество многих мастеров прошлого. Имя Рылова по-прежнему остается одним из самых любимых и уважаемых в советской живописи. И хотя среди современных живописцев нет, пожалуй, прямых продолжателей Рылова, унаследовавших его творческую манеру, многим художникам близки его основные заветы. Н. М. Ромадин, Г. Г. Нисский, П. Т. Фомин, Е. Е. Моисеенко и другие стремятся в своем искусстве к созданию монументального романтически-взволнованного образа природы, к выражению в пейзаже чувств и стремлений своей эпохи. Оценивая творчество Рылова с позиций современности, можно воспользоваться словами М. В. Нестерова: «Рылов не просто пейзажист. Он как Васильев, как Левитан, глубокий, задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо».  


А. К. АНТОНОВА

Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены