Юон Константин Федорович Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
АУКЦИОН в галерее АртПанорама.

Уважаемые коллекционеры, интвесторы и любители старинной живописи.

Приглашаем посетить наш

аукцион!

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Образ и цвет. Издательство "Изобразительное искусство" Москва 1973

Юон, автопортрет.Константин Федорович Юон — один из известнейших русских и советских художников. Его полотна, отличающиеся ярким, звучным колоритом, четким композиционным построением, жизнерадостным настроением украшают многие музеи нашей страны. В Государственной Третьяковской галерее хранятся наиболее значительные произведения мастера. В галерее он представлен как дореволюционными своими работами, так и картинами, написанными им в советское время. Из собрания были отобраны наиболее характерные работы Юона для каждого его творческого периода. Особенное внимание было обращено на живописные достоинства его картин. Детали и фрагменты даны с учетом показа манеры письма художника.

Биография.

Человек высокой культуры, разносторонне одаренный и прекрасно образованный Константин Федорович Юон вошел в искусство как живописец, график, театральный художник, художественный критик, педагог. Как художник он сложился в дореволюционные годы. Рисовать Костя Юон начал чуть ли не с семи лет. Тогда многочисленная и дружная семья Юонов жила в Лефортове, и знаменитый Лефортовский дворец, парк с гротами, Немецкая слобода,   Преображенская площадь сделались излюбленными темами его детских рисунков. Может быть, именно в те годы зародилось у Юона увлечение русской архитектурой и историей. «Ошеломляющее» (по его собственным словам)  впечатление произвела на него Третьяковская галерея, которую он посетил в конце 80—х годов. В галерее он больше всего был восхищен произведениями Сурикова, Репина и Левитана. Увлечение искусством было так велико, что после окончания реального училища (1894) Юон подал заявление о приеме на архитектурное отделение московского Училища живописи, ваяния и зодчества, но вскоре он перешел на живописное отделение и завершил свое обучение в мастерской В. А. Серова. Серов оказал огромное влияние на формирование молодого художника. Серова и как человека, и как мастера Юон почитал всю свою жизнь. «В. А. Серову я обязан больше, чем кому-либо другому»‚—писал К. ф. Юон уже на склоне лет в 1945 году. Можно сказать, что все первые годы творчества Юона прошли под воздействием Серова.  
Еще будучи учеником Училища живописи, ваяния и зодчества. Юон обращает на себя внимание любителей живописи. Его работы, представленные на ежегодных ученических выставках Училища, нередко продаются. На вырученные деньги он совершает поездки за границу. В музеях Европы Юон изучает старинных мастеров, бывает на выставках импрессионистов, знакомится с произведениями Дега, Сезанна, Ван Гога. В Париже он посещает частные мастерские, где на некоторое время остается работать. Это оказало определенное воздействие на формирование начинающего художника. Почти все ученические и первые самостоятельные работы Юона относятся к жанру пейзажа, который был в те годы чуть ли не ведущим жанром творчества московских живописцев. Пейзажи Юона привлекали вниманием мастера к цвету и свету и в то же время отличались твердым рисунком, даже некоторым рационализмом в изучении природы. Инте- рес к звучному, повышенному цвету и декоративным элементам приводит Юона к поискам содержательных мотивов для своих произведений. Все чаще такими мотивами становятся старинные постройки. Он совершает поездки по древним русским городам, подолгу живет в Загорске, Переславле - Залесском, Ростове Великом, Угличе, Новгороде, Пскове, Ярославле. Всюду он делает множество зарисовок и этюдов. Само забвенно изучает историю этих мест. Историей, особенно историей России, Юон увлекался всю жизнь. Правда, история привлекает его не столько событиями, сколько вещественными памятниками, особенно памятниками архитектуры и народного творчества.

В 1903 году он выставляет «К Троице» - картину, во многом определившую дальнейший путь художника. В картине по существу нет сюжета. Неярким днем ранней весны, по грязной, вязкой дороге, мимо старинной церквушки едут друг за другом «ковровые» сани с седоками. Все едут к лавре, великолепная панорама которой представлена на заднем плане. Картина написана свободно, в ней четко определены планы. Общая гамма несколько приглушена, что еще больше выявляет яркие живописные пятна алых обивок на санях, розовой церкви с синей главой, золотого купола дальнего собора. К теме Загорска Юон возвращался множество раз. Всего им исполнено примерно 70 работ с изображением Троице-Сергиевой лавры. Поэтическая прелесть архитектурного пейзажа, красота построек, национальный колорит русского города привлекали мастера всю его творческую жизнь.  
Иногда Юон пишет «чистые» пейзажи, даже отдельные деревья, как, например, в картине «Голубой куст» 1908 года. Интерес художника к проблеме изменения цвета на пленэре получил в этой работе свое прекрасное воплощение. Синева теней, синева воздуха создают изысканнейшую голубовато-зеленую гамму. Это был так называемый «белесый» период в творчестве Юона.  

Сохранилось множество произведений периода 1900— 1917 годов своеобразного полупейзажного, полужанрового характера, где на фоне пейзажа, а чаще всего на Деревенских или провинциальных площадях представлены масляничные гулянья, базары, различные празднества. Картина «Сельский праздник. Тверская губерния» (1910) является типичнейшим примером этого жанра. В подмосковном селе Лигачеве, где мастер после своей женитьбы (1900) живет подолгу, была написана одна из интереснейших работ Юона «Мельница. Октябрь» (1913). Здесь удивительно хорош пейзаж. Переход от случайных наблюдений природы к синтезу и гармонии природы и человека особенно заметен в этом произведении. одном из писем Юон писал: «Мне всегда хотелось... слить людей и их суету сует с природой, растворить их в ней, сделать их частью стихии, живущей общей жизнью со стаями птиц, со стадами животных, вместе с ветрами, солнцем, снегами и звездами... Свет, воздух, земля, люди, пространство, города — все это одно и то же...» Художника серьезно увлекают поиски красоты в обыденной жизни, окружающей нас ежедневно и ежечасно.  

Может быть, как никто другой умел писать Юон зимние солнечные дни. Большинство зимних пейзажей, конечно, задуманы и созданы в его постоянной мастерской в Лигачеве. Там написана и одна из лучших его работ «Мартовское солнце» (1915). Картина проникнута трепетным, радостным настроением пробуждающейся природы. Все залито ярким солнцем. Снежно, морозно. Но уже прозрачно высокое голубое небо с нежными розовыми облаками, глубокими стали синие тени и розоватыми сугробы. Точка зрения снизу вверх — излюбленная для Юона - подчеркивает монументальность высоких деревьев, голые сучья которых образуют своеобразный узор на фоне ясного неба. В живописи картины уже явно подчеркнута декоративная яркость звучных цветовых пятен. Особенное значение приобрели чистые, локальные краски, на этих красках по существу и строится картина. Они-то и придают ей праздничное, мажорное звучание. Сверкает под солнцем снег, золотятся стволы деревьев, пронзительно белеют березы, синеет небо. Здесь не все так, как в действительности. И не только цвет несколько условен и приподнят, но и пространство строго рассчитано и построено по законам картины. Четкий ритм расположении деревьев и домов создает впечатление широ- кого простора. Ничего случайного. Одна плоскость спокойно переходит в другую. Четко прорисованы планы.  


Константин Федорович был уже вполне сложившимся‚ признанным и широко известным художником, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Революция несла огромные перемены в экономике, политике, в культурной жизни страны. Это было время дерзких мечтаний и фантастических размахов строительства. Страна еще только-только начинала налаживать хозяйство, а Циолковский уже говорил о строительстве межпланетных кораблей в молодой социалистической России. «Новая планета», написанная Юоном в 1921 году, как бы перекликается с мечтами калужского ученого и отражает большие социально-политические потрясения того времени. Тема «Планеты» первоначально возникла в работе над эскизом театрального занавеса для Большого театра, а позднее вошла в юоновский - космическо —фантастический цикл. Яркий багровый круг поднимающейся из-за горизонта новой планеты явля- ется основным центром картины и сообщает ей своеобразную цветовую декоративность и романтичность. Прекрасный новый мир рождается в муках и потрясениях. Начало 20-х годов — это не только космический цикл, но и возвращение к архитектурному пейзажу. Это было время работы над такими известными полотнами, как «Купола и ласточки» (1921) и «День Благовещения» (1922), ставших вершиной творчества К. Ф. Юона первых лет советского периода. «Купола и ласточки» является Одним из поэтических произведении мастера, прославившего красоту русской природы и архитектуры. Погожим майским днем с верхней площадки колокольни художник пишет изящные и нарядные купола древнего Успенского собора Троице Сергиевой лавры. Картина написана целиком с натуры. И в то же время в ней все абсолютно закончено. Четко организовано пространство,центр композиции сдвинут, что дает возможность создать на сравнительно небольшом полотне иллюзию большого пространства. Все оставляет у зрителя чувство восхищения; и прекрасной формы купола, и нескончаемые зеленые поля, и бескрайнее небо с парящими ласточками.

«День Благовещения» выделяется своими живописными достоинствами. Мастерство Юона здесь удивительно. Легко, Свободно, красиво положен каждый мазок картины. Вся она как бы светится  изнутри. Горит золотом купол собора, зеленые в различных оттенках крыши, теплые серо-сине-розовые тона внизу и густо-синее небо сверху создают ощущение звучного и благородного цветового соотношения. Формирование советского искусства шло не простым путем, особенно в первое десятилетие после Великой Октябрьской социалистической революции. Юон внимательно приглядывался ко всему новому, что рождалось именно в эти годы. Те огромные перемены, которые происходили в стране, не могли не сказаться на его творчестве. Художник обращается к темам революции, труда, всенародных празднеств и демонстраций. Уже к середине 20-х годов картины, посвященные этим темам, занимают ведущее место в его творчестве: «Парад Красной Армии» (1923), «Вузовцы» (1929) и другие. Художник теперь все реже и реже прибегает к средствам аллегории. Он стремится найти свой реалистический путь к изображению действительности в тематической картине. Так в полотне «Парад Красной армии» (1923) наметилось новое направление творчества Юона. Может быть здесь, как и прежде, превалирует еще декоративное решение темы, но простота и правдивость в передаче происходящего события придают произведению почти документальную достоверность. Этот оригинальный подход к отражению важных, иногда да- же высоко драматичных действительных событий будет продолжен мастером, например, «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»(1942).  

Другое произведение. «Вузовцы» тоже соприкасалась с жизнью того времени. В картине все. кажется. как в ранних полотнах. — старая архитектура, чистое яркое небо, людские толпы, но смысл, идея произведенных принципиально новые. Группы рабочих парней и девушек смотрятся здесь не как дополнение к архитектуре. а как самостоятельно живущий многоликий организм. Художник стремится прежде всего донести до зрителя ощущение эпохи, энтузиазма и духовного подъема трудящихся масс молодой советской республики. Бытовые картины Юона сыграли определенную. весьма положительную роль в период становления советской тематической картины. Яркая красочность, жизнерадостность. национальное своеобразие его полотен привлекали всеобщее внимание и сделались даже примером для подражания. Время. события, действительность не прошли мимо художника. не могли не захватить его, но лирический пейзаж, как образ родной русской природы, любимое подмосковье влекли Юона по-прежнему. В конце 20—х годов он возвращается к теме ранней весны, еще снежной, но уже солнечной. с неуловимыми признаками первого весеннего тепла. 


 Связь всего творчества с личным внутренним миром и характером обусловливает особенности художественного языка пейзажей Юона. Почти все пейзажные картины написаны художником непосредственно с натуры. По памяти он работал лишь изредка. Однако прежде чем работать на природе, мастер подолгу размышлял, вынашивал в себе тот или иной образ природы. Он думал о сюжете картины, об определенном состоянии, освещении, о построении композиции. Стремясь передать беспрерывное, изменчивое движение природы, все световые и цветовые задачи художник предпочитал решать на месте, при непосредственном общении с действительностью. Он стремился сохранить свежесть и живость вос- приятия природы и в композиционном и в живописном построении. После натурной работы следовала проработка картины в мастерской, где иногда дописывались жанровые сценки и обобщался или уточнялся колорит. Затем опять повторялась работа на натуре. Константин Федорович прожил долгую жизнь и был сви- детелем великих потрясений, исторических перемен и успехов своей Родины. Великая Отечественная война 1941 года обрушилась на страну, крушила, жгла, варварски уничтожала все то, чем так восхищался и любовно воспроизводил на своих полотнах художник.  


 Он не покинул Москвы, видел ее настороженной, притихшей, заснеженной, но внутренне собранной и деятельной. И старый художник пишет сколь удивительное, столь и знаменательное событие — «Парад На Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». По древней брусчатке, припорошенной снежной поземкой, мимо Мавзолея идут и идут полки прямо на фронт. Неисчерпаемые жизненные силы, стойкость, огромный патриотический подъем определяют характер произведения, написанного в год тягчайших испытаний. После всего пережитого вполне естественно было возвращение Юона к вечной и ответственной историко-революционной теме. «Штурм Кремля в 1917 году» написан в трудное послевоенное время, в 1947 году, и воспринимается зрителем как олицетворение новой жизни, штурмующей старые, много повидавшие стены Кремля. 

После войны Константин Федорович опять надолго уезжает в свое подмосковное Лигачево. Его всегда привлекали те живописные возможности, которые дает пейзаж художнику. Многообразие форм природы, бесконечные изменения предметов от освещения, времени дня и года безгранично обогащают палитру пейзажиста. Стиль пейзажей Юона, то есть его трактовка и отбор сюжетов, — всегда строгий и выдержанный. Как нечто среднее между пейзажем и натюр- мортом воспринимался художником интерьер. Интерьер, с одной стороны, способен охватить достаточно большое пространство, и, с другой, дает возможность изобразить в этом пространстве более подробно и внимательно отдельные предметы. Терраса, залитая ласковым вечерним солнцем, широко распахнутые окна в сад, стол, накрытый к вечернему чаю и, как всплеск ликования, огромный осенний букет на столе. Все устойчиво, предметно и даже немного буднично-—это «Августовский вечер. Последний луч», написанный в теплых чистых тонах в 1948 году. Произведение рождает чувство радости возвращения человеку мирного бытия. Может быть, это именно то, что так было нужно людям после трагичных переживаний, выпавших на долю каждого в годы войны. В 1949 году Юон пишет «Утро индустриальной Москвы». В основе — зимний пейзаж. Высокая точка зрения позволи- ла создать панораму огромного района Москвы. Заснеженные крыши с дымящими трубами жилых домов, заводские корпуса, высокие фабричные трубы, коробки домов, купола, шпили создают совершенно особый образ современного города — тесного, напряженного, делового. Графическая четкость построения пространства, силуэтов деревьев и зданий, в то не время живописная красота солнечного восхода в морозной дымке, сделали произведение весьма привлекательным. Индустриальный городской пейзаж здесь получил свое наиболее поэтическое воплощение.  

Много лет Юон отдал театру. Он начал работать для театра еще в 1907 году. После Октябрьской революции мастер стал одним из ведущих художников Малого театра. Константин Федорович Юон шестьдесят лет своей жизни отдал служению Родине и русскому искусству. Человек большого личного обаяния И незаурядных организаторских способностей, он вел широкую общественную работу. Он был организатором школ изобразительного искусства при Московском отделе народного образования, много работал в до- мах народного творчества, руководил различными студиями изобразительного искусства. Никогда и никому он не отка- зывал в своей помощи, как никто умел быть внимательным и тактичным к самодеятельным художникам. Юон всегда был художником и человеком, глубоко заинтересованным в судьбах советской культуры и искусства. И не случайно первый съезд Союза советских художников избрал К. ф. Юона Первым секретарем Союза советских художников СССР. Творчество Юона вписало одну из самых красочных страниц в историю русского и советского изобразительного искусства. Его яркие, декоративные архитектурные пейзажи, его праздничные народные гулянья, революционные парады и демонстрации, его зимние пейзажи и оживленные пристани Волги всегда будут привлекать живописностью и жизнеут- верждающим видением мира. «Живопись — самое наглядное из всех искусств; она есть «песнь без слов», — говорил Юон.  


Л. РОМАШКОВА

Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен |
Выбрать картину
|
Предложить картину
|
Новости
|
О галерее
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены