Рена Цузмер Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Женщины художники Москвы( путь в искусстве)

Рена Цузмер

Народный художник Российской Федерации
Член - корреспондент Российской Академии художеств
Член Союза художников России

Добытая из недр земли земля, Земля, что каждый глиной называет, 
В свободных формах снова оживает, Чтобы, застыв, опять уйти в века!

Я родилась в Одессе в 1918 году. В раннем А детстве я вместе с семьей переехала в Москву. Мой отец, Моисей Яковлевич Цузмер, коренной одессит, известный ученый-биолог, профессор Академии педагогических наук, автор многочисленных учебников по биологии для средней и высшей школы, был разносторонне одаренным человеком - знатоком классической музыки, философии, мировой литературы — и способным художником-самоучкой. Моя мама, Мария Львовна, была микробиологом и работала в Москве в Институте им. Мечникова.  

Москва стала для меня любимым, родным городом, но шум морского прибоя и расцветающие по весне каштаны остались в моей памяти — и, наверное, поэтому деревья всегда со мной... Деревья, словно струны, связывают небо с землей. Они для меня живые существа, со своими эмоциями, радостями и печалями. Подобно колоннам возносятся они к небесам. Я часто возвращаюсь к теме колонн. Они, словно столбы света, пронизаны воздухом. В их сверкающей чистоте, в мерцающих на них росписях летают стаи птиц, возникают города и селения, расстилаются поля и текут реки, рдеют закаты и идут дожди, в них льется музыка, звенят трубы, звучит орган. Из потоков света, омывающих все в природе, рождаются мои импровизации: особое состояние радостной легкости, когда глаза с удивлением, как бы со стороны, следят за движением кисти, и возникает странный и незнакомый мир, так похожий на окружающий, но только мой. Потом легкость исчезает, как мираж, и наступает долгая работа.

Человек с его раздумьями и сомнениями, природа, город, карнавал, театр — это темы моих живописных и графических листов. Занятия живописью и графикой стали для меня необходимостью. Здесь моим учителем был Роберт Рафаилович Фальк — большой художник и мудрый человек. Он со своей женой несколько лет подряд жил на нашей даче в поселке Софрино. Это было чудесное время! На террасе нашего домика он писал нежные букеты полевых цветов. Пожалуй, трепетным отношением к природе и человеку я во многом обязана именно ему. Роберт Рафаилович разрешал мне часами наблюдать за своей работой. Как много это дало мне в собственном творчестве! Фальк был прекрасным пианистом, и часто в нашей квартире на Маросейке звучала его игра... Рисунки шариковой ручкой по слегка тонированной акварелью поверхности листа - это мои настроения, впечатления, мечты. Рисую без карандаша, без предварительных эскизов, стараюсь сразу закомпоновать рисунок в листе. Такая форма работы расковывает и одновременно дисциплинирует. Так же свободно стараюсь работать в фаянсе и шамоте.  

Керамика подобно фуге полифонична. В ней слились три голоса: скульптура, живопись, графика. Лишь при гармоничном их слиянии она звучит ясно и чисто. Глина не терпит насилия над собой и подчинена законам, заложенным в ней самой природой. Таинственный мир двух стихий — огня и воды, соединяясь с землей, образует чудо керамики. Как часто этот внешне «смирный» материал становится грозным и капризным. Но иногда керамика дарует неожиданную радость. По прихоти укрощенного огня разбуженные к жизни сплавы красок создают гармонию цвета — многослойную, глубинную, сияющую. Эта особенность делает работу с глиной непредсказуемой, побуждающей к эксперименту, которому нет конца. Работаю я и над крупными архитектурными композициями. В них приходится решать пластические, цветовые и пространственные задачи. Меня поражает стройная архитектоника пространства бытия, его бездонная глубина. Все в природе подчиняется законам божественной логики, гармонии и красоты и даже маленький цветок - это Вселенная.  

Немалая часть моих керамических ансамблей связана с темой Пушкина, с образами пушкинского мира, я держу в руках маленький томик Пушкина, изданный к столетию со дня его смерти издательством «Аcademia» в 1935 году. Думала ли я, посылая книгу на фронт моему мужу Владимиру Писаржевскому, что вернется она ко мне после его гибели? «Пришли мне Пушкина,он мне необходим, с ним легче убить фашизм, я обязательно вернусь, и мы вместе будем наслаждаться великими стихами». Он погиб 11 февраля 1944 года, прикрывая отход минометного полка, целый день ведя неравный бой с фашистскими танками. Мне прислали его орден Отечественной войны I степени и серый томик Пушкина. Как я надеялась, что талисман убережет его от смерти! Все эти годы лежал на душе моей долг перед его памятью, и я, наконец, решилась прикоснуться к пушкинской поэзии, столь зримо и вдохновенно вошедшей когда-то в нашу жизнь, в ее счастье и горе.  

Работая над портретом поэта, я стремилась к тому, чтобы мой Пушкин был лишен ложного пафоса, чтобы поэзия была заключена в самом его облике, просто, без внешних эффектов. Моя композиция опалена осенью: фаянсовый рельеф «Михайловское. Вид с балкона», медальон «Река Сороть», чаши — «Дуб уединенный» и «Осень». Словно прощальный букет, лежат на капители заснеженные листья. Над ними возвышается на колонне-вазе «Святогорский монастырь». Это смысловой центр композиции — образ священного для России места последнего упокоения поэта. 

Вечно живы для меня гениальный поэт, убитый так рано, и юноша, тоже убитый, так и не успевший стать поэтом... Он оставил мне дочь Лену — Леночку Малкову-Писаржевскую. Она стала прекрасной женщиной и тонким художником. Но судьба неумолима — ее уже нет с нами. Рядом со мной мой внук и его отец. Но точка опоры, словно нить, связывающая меня с жизнью, творчество. И если зритель вслед за мной постарается войти в мир моих работ, если мне выпадет счастье вызвать у него состояние сопереживания, это будет для меня радостью и великой наградой.  

Биографическая справка Окончила Московский институт прикладного и декора- тивного искусства; обучалась композиции у В. Фаворского, живописному мастерству у Р. Фалька. В 1957 году вступила в члены Союза художников СССР. Активно участвовала в создании стиля российской керамики 1960-х годов. Среди работ в области монументалвне-декоративного искусства особенно значительны расписные панно (иногда с использованием элементов скульптуры), являющиеся частью следующих архитектурных объектов: гостиниц «Россия» и «Урал» в Москве: дворцы культуры е Волгодонске, Благовещенске на Амуре, Орле, Златоусте, Тюмени, Ефремове‚ а также декоративных фонтанов в Сочи и керамические композиции в пансионате «Дружба» в Ялте.


Персональные выставки: в Москве (1977, премия МОСХ РСФСР), Санкт-Петербурге (1979), Ярославле ( 1983), Костроме (1984, две первые премии МОСХ РСФСР за лучшую работу года), в Центральном доме художников в Москве (1990). В 1973 году награждена почетным дипломом Международной выставки керамики в Гданьске (Польша). Награждена Государственной премией РСФСР имени И. Репина за цикл декоративных керамических работ «Памяти поэта» — А.С. Пушкина (1989); серебряной медалью Российской Академии художеств за цикл керамических работ «Пушкиниана» ( 1996); золотой Пушкинской медалью, посвященной 200-летию со дня рождения поэта (1999). Работы мастера (керамические, живописные, графические) представлены в следующих собраниях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей керамики «Усадьба Кусково», Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства,  
Музей истерии и реконструкции Москвы,Музей-заповедник А.С. Пушкина в Михайловском, музей в Сергиевом Посаде, Костроме, музей-экспозиция лауреатов Государственной премии им. И. Репина в Чугуеве на Украине и других.  


 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены