Нина Пуляхина Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Сегодня открыто после 16.00

Уважаемые посетители!

Информирую вас об изменении работы галереи сегодня, в понедельник 10 декабря.

Галерея начнет работу в вечернее время

с 16.00-21.00 

Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Женщины художники Москвы( путь в искусстве)

Нина Пуляхина Заслуженный художник Российской Федерации, член Московского союза художников, Член Международного художественного фонда.

Люблю появление ткани,

Когда после двух или трех,

А то четырех задыхании

Придет выпрямительный вздох:

И дугами парусных гонок

Открытие форты чертя,

Играет пространство спросонок,

Не знавшее люльки дитя.

О. Мандельштам

Моя профессия — художник по костюму. Я не занимаюсь модой - меня интересует костюм как вид искусства. как средство создания художественного образа. «Авторский костюм» — это та область, где я чувствую себя лучше всего - от замысла до воплощения в материале — все выполняю сама. Это трудно, но зато я свободна, а это состояние для творчества самое главное. Это та самая «свобода для...», когда можно создавать и зависеть только от своих фантазий, желаний и возможностей и средствами костюма рассказывать о своих мыслях и чувствах. Дух свободы живет во мне с детства — оно прошло на берегу Волги и в Прикаспийских степях: я родилась в Астрахани. Известно, что природная среда формирует человека. И во мне живет физическое ощущение пространства степей — это скорость, с которой ты несешься на мотоцикле или автомобиле, скорость могучей Волги, волны которой рассекает катер, ощущение полета и беспричинной радости, которая бывает только в детстве. Из детства и мои первые впечатления о художественном образе в костюме. Мама читала мне сказку, где у героини было три платья — одно золотое, как солнце, другое — серебряное, как луна, а третье — сверкающее, как звезды, и они были столь тонкие, что помещались в скорлупе орехов. Я помню, что это поразило мое воображение, и я представляла и пыталась нарисовать их. В нашем доме существовал сундук, в котором хранились несколько старинных шляп и платьев-вещи моей прабабушки. Одно из них я лю- била особенно: синий тончайший шифон, на котором золотым шелком были вышиты пчелы. Я обожала надевать его и носиться по двору, смотря, как развевается ткань на бегу — и кружатся в этом вихре пчелы. Конечно, все кончилось плачевно — платье было изорвано в клочья, и потом его выбросили. Мы с сестрой часто устраивали подобные «дефиле», воображая себя сказочны- ми феями и принцессами.

Много лет спустя, читая книгу Майи Плисецкой, я прочла строчки о костюме: «Прекрасно на женщине лишь то, что летит на ветру...». Я родилась и выросла в семье, в которой любили искусство, много читали, водили меня в театр и музеи и всячески поощряли мои наивные рисунки — я очень любила рисовать, но нигде этому _в детстве не училась. Мои папа, Пупяхин Леонид Григорьевич, по специальности инженер холодильных установок, рассматривая мои рисунки, говорил: «Это у нее от меня». И легко рисовал лошадей, собак — жаль, эти рисунки не сохранились — и добавлял: «Если бы не война (а он был на фронте 6 лет), стал бы художником». Я помню набор цветных карандашей, которые папа привез мне из Москвы — 48 цветов - какое же это было счастье! Я рисовала очень много. Это были бесконечные иллюстрации к прочитанным книгам и наброски придуманных и срисованных из книг и журналов костюмов. Позднее, когда я определялась, в какой институт мне поступать, эти рисунки сыграли свою роль. Е.А. Розенблюм - известный дизайнер, к которому я пришла за советом, просмотрев их, определил мое будущее: «Здесь явная склонность к костюму и моде. Надо учиться на модельера и поступать в текстильный институт». Так произошел выбор профессии. Сама я подумывала о книжной графике и о такой профессии, как модельер, не думала вообще. Правда, все детство я шила для своих кукол костюмы и вышивала. Но какая девочка не делала это? А может, интерес к костюму я впитала подсознательно — все приданое к моему рождению моя мама, врач по профессии, Ольга Никитична Хидирова, приготовила сама. В тяжелые послевоенные годы (я родилась в 1949 году) меня одевали в красивые платья и пальтишки. Старые фото сохранили некоторые из них, и не подумаешь, что мои наряды сшиты из старых платьев и костюмов старших членов семьи. Когда говорят «золотые руки», это руки мамы и бабушки Марии Мартыновны Хидировой. Ее вышивки — это музейные работы. Она вышивала в различных техниках и учила этому меня. Предпочтение она отдавала «простому мелкому кресту» по канве и очень любила вышивать картины известных художников. Именно ее вышивки соединили в моем сознании декоративное и изобразительное искусство. Годы учебы в текстильном институте — это годы общения с чудесными талантливыми педагогами и художниками. Борис Алексеевич Бурмистров вел общую композицию костюма. Он на каждом занятии беспощадно разбирал сотни эскизов, указывая на наши ошибки, и редко хвалил, добиваясь, чтобы слова «образное решение костюма» не оставались для нас пустым звуком, а стали смыслом нашей профессии. Или изумительные лекции Раисы Владимировны Захаржевской по истории костюма. Это были настоящие спектакли, где главное действующее лицо был «Его Величество Костюм».

Я до сих лор помню поднятый палец Раисы Владимировны и ее слова: «Запомните, коллекция — это стройное единомыслие образа». А требовательная Елена Ксенофонтовна Архангельская, руководитель моего диплома, — именно она пробудила во мне интерес к формам костюма: «Любой образ выражается формой. Это основа всего, потом идет цвет, фактура и прочее». И я выполнила всю дипломную коллекцию не только в эскизах, но и е схемах формообразования. Занятия по спецкомпозиции с Галиной Сергеевной Гориной, высочайший профессионализм Екатерины Александровны Янчевской, которая занималась с нами конструированием, лекции по истории искусства Инессы Гансовны Меркуровой. Я испытываю любовь и благодарность ко всем этим людям. Они заложили ту основу, которая позволила идти по пути совершенства в профессии и чувствовать себя уверенно. Текстильный институт дал мне не только профессию. В его стенах я встретила любовь всей своей жизни - удивительного человека, ставшего моим мужем, художника Гуго Манизера. И вместе с ним в мою жизнь вошло изобразительное искусство в самом прямом смысле. Его дом — мастерская, где мы живем, - это настоящий музей, в котором история искусства нашей страны последних 150 лет представлена прекрасными работами его деда — живописца Генриха Матвеевича Манизера, его родителей - прославленных скульпторов Матвея Генриховича Манизера и Елены Александровны Янсон- Манизер, его собственными замечательными пейзажами. Высочайший художественный уровень произведений искусства, среди которых проходит моя жизнь, помог многое понять в искусстве, научил требовательному отношению к своей работе. Но годы учебы в текстильном институте — это и первое сильное разочарование в выбранной специальности. Стоило один раз попасть на производственную практику — на швейную фабрику или в дом моделей, ведь нас готовили не для «полетов», а для промышленности — и услышать скучные разговоры, можно ли сделать вторую строчку по краю лацкана, и зачем она нужна во- обще и т.д., и т.п. Я увидела грустную жизнь модельера на производстве, шли 1970-е годы, это была зависимость художника от отсталых технологий и не заинтересованных ни в чем новом людей. «Его Величество Костюм» должен превратиться в глупую тетку «Одежду». Да никогда! И несмотря на то что моя дипломная работа, сделанная в Ленинградском доме моделей, сразу же была включена в коллекцию дома и выдвинута на «Знак качества» — за «удачное воплощение художественного образа в модели для промышленного производства», институт я окончила с твердым намерением не быть модельером и не работать на предприятиях легкой промышленности. Забегая вперед, скажу, что у меня не было и нет сложностей в создании модной Одежды»

И впоследствии я выполнила коллекции для промышленного производства в Спитаке (Армения, 1987), для меховой и швейной фабрик в Салониках (Греция, 1994—1995) и другие. Когда в твоей работе заинтересованы, получаются чудеса даже на отсталом оборудовании. Но идея создания модной одежды никогда не захватывала меня. После института я занималась рекламной графикой, преподавала рисунок, окончила двухгодичную ассистентуру-стажировку по рисунку и пластической анатомии в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова. Но интерес к художественному костюму не пропал. Оставался «свободный полет» — участие в многочисленных выставках и показах и, наконец, вступление в Московский союз художников, где в секции декоративного искусства я встретила своих единомышленников — художников, занимающихся «авторским костюмом». Здесь я хотела бы сказать несколько слов о Тамаре Санчес. Если бы это зависело от меня, я наградила бы ее титулом «Национальное достояние России», она настоящий подвижник в соединении традиций народного декоративного искусства с профессиональным. Ее костюмы и панно — это живопись, выполненная ювелирной лоскутной техникой. В 1960—1970-е годы она была первооткрывателем этого направления в художественном текстиле. Позднее появилось много последователей и подражателей, появилось модное слово «печворк», но ее высоту не взял никто. Помню первое впечатление от работ Тамары Санчес на выставке на Кузнецком мосту: это был не костюм, а некая мерцающая галактика — настоящий художественный образ — тот самый «Его Величество Костюм». Я словно очнулась от сна: «пора и тебе заниматься костюмом всерьез». Как возникает идея коллекции? Так же, как возникает замысел картины у художника или музыки у композитора. Чувства, ощущения, эмоции выплескиваются в определенный образ. Начинаются «муки творчества» - поиск средств художественного выражения. Поскольку я занимаюсь костюмом, бывает, что сама ткань внезапно «подсказывает» идею. Так было с коллекцией «Лунный свет» (1985-1987). Мягкая, серебристая жаккардовая ткань давала ощущение света и чуть шершавой поверхности. Может быть, такая Луна «на ощупь»? Или коллекция «Птица счастья» (1987), посвященная сказочному русскому фольклору. Радость переполняла меня. Это состояние передалось эскизам моделей, я вывела формы костюма из плоскости в пространство. Но это получилось интуитивно, я не думала, как мне выразить радость. Это получилось как будто само собой. Мне кажется, в этом заключается тайна творчества: художник, я в этом убеждена, лишь инструмент в руках Бога. При создании коллекций форма для меня — главная составляющая художественного образа. Меня никогда не интересовали частности — форма в пространстве, это мое видение костюма. Лаконичность, отсутствие разрушающих форму деталей. Цвет и фактура ткани — только для выявления формы. Поэтому неслучайно в 1989 году меня увлекли картины К. Мапевича — на его выставке в Третьяковской галерее я увидела то, к чему стремилась в своих костюмах — очищение формы.

Я посвятила К. Малевичу три коллекции: «Супрематический сон» (1989 —1990) — это метаморфозы квадрата и круга в костюме, сложность «простых» форм; «Здравствуйте, Казимир Северинович!» (1989- 1990) - парад фигуративных персонажей картин Мапевича — поиск их связи с иконой и народным искусством; «Супремус» (1989-2004) — чистая форма и человек. Самая моя любимая коллекция, над которой я работаю уже много лет, это «Русская фреска» (1988- 2004) — впечатления о храмовой русской живописи и архитектуре, о бессмертных творениях Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека не отпускают меня. Увидев их один раз, невозможно забыть. Я пытаюсь передать средствами костюма свой восторг и благоговение перед ними, понимая всю тщетность этого. Русская фреска для меня — это совершенство духовного и художественного образа в живописи, это вершина творчества, и если удастся к ней хоть немного приблизиться своими работами, то только тогда я смогу сказать, что мой путь — это путь в искусстве.

Эрнст Пауль Шмидт "Нет названия"Шмидт Э. П."Нет названия"
Геннадий Иванович Пасько "Скошенный луг"Пасько Г. И."Скошенный луг"
Станислав Викторович Шляхтин "Работница чулочной фабрики"Шляхтин С. В."Работница чулочной фабрики"Купить картину
Татьяна Александровна Дехтерева "Живописное деревце"Дехтерева Т. А."Живописное деревце"
Татьяна Александровна Дехтерева "Сибирь"Дехтерева Т. А."Сибирь"
Главная
|
Новые поступления
|
Экспозиция
|
Художники
|
Тематические выставки
|
Контакты

Каталог цен
|
Купить картину
|
Продать картину
|
Новости
|
О галерее
© Арт Панорама 2011-18все права защищены
Акция! Новогодняя распродажа до 25 декабря!

Дорогие друзья! Приглашаем посетить нашу галерею, где проходит Новогодняя акция - распродажа! Цены на работы максимально снижены и действительны до 25 декабря. Каталог акции вы можете найти на сайте, нажав на ёлочную игрушку с надписью SALE в верхней части экрана главной страницы.

Время вкладывать деньги!

С наступающим Новым годом! Хорошего настроения!