19. Харлов Виктор Григорьевич Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 3)

>>

2. "Примарное искусство" нового времени

19. Харлов Виктор Григорьевич

Подобное миропонимание близко и ряду провинциальных художников. Один из них - Виктор Григорьевич Харлов (род. 1949) - выступил со значительными работами «Деревня Русиново» (1975), «Жители деревни Русиново» (1976), «Семья Василия Темного из деревни Русиново» (1977). Тема все та же: разоренная деревня в ее нравственном рассмотрении. Явно сочувствуя людям труда, не осознающим своего геройства в ежедневном преодолении тягот жизни, художник ставит вопросы социального устройства и его соотнесения с нравственным кодексом общества. Разорение, всегда окрашенное в искусстве печально-унылыми тонами, особенно остро выражено в пейзаже («Деревня Русиново»). Пейзаж, как будто возбужденный оранжевыми красками осени, рисует запустение печальных деревенских изб, вокруг которых непременно вьются вороны, усиливая оттенок сожаления. В искусстве Харлова нет ни откровенной критики, ни откровенного воспевания сущего. Оно обращено к многоплановому и глубокому пониманию деревенского бытия как трагедии русского народа. Образы Харлова по сути своей близки образам Попкова, но стилистика их разная: почти гротесковая у Попкова и строго реалистичная у Харлова.

Фронтальная композиция «Жителей деревни Русиново» и «Семьи Василия Темного из деревни Русиново» напоминает мотив предстояния, обращения последних крестьян к исчезающему народу. Эти «последние из Удэге» - не защитники очага и не жалобщики. Мотив предстояния в 1960-х годах использовали Попков, Андронов, Оссовский и другие художники. Каждый раз «предстоятели», выдвинутые на первый план, имеют свой засюжетный» смысл. В картинах им принадлежит лишь композиционное значение. За одними «предстоятелями» разворачивается пространство, не только дополняющее смысл «предстояния». Но и определяющее его. За другими – пространства нет («Строители Братской ГЭС» Попкова). У Харлова все пространство соткано из прямых значений, намеков и подтекстов, рисующих полню картину «уходящей» деревни. «Предстоятель» - это стоящий впереди, говоря по-военному – авангард. Но жители деревни Русиново – последние из обитателей деревни, то есть они же – арьергард. Они не машут в знак приветствия, они молча прощаются.

Россия предстает в творчестве Харлова и в пейзажных ликах. В ряде работ она приветлива, открывает взору свои просторы, радостный бытовой уклад, красоту заснеженных лесов и покрытых изморозью церквей («Утро в русиновском доме», 1987; «Крещенский мороз», 1995; «Утро», 1998; «Март в Вятке», 1999). Область интереса Харлова – деревня, воспринятая поэтично. Поэзией проникнуты провинциальные сюжеты, прежде всего родная Вятка. Художник обращается к старому городу, где стойко держатся старорусские традиции. Казалось бы, живописец откровенно следует за «Союзом русских художников» в пристрастии к периферии, наследует его живописную пластику. И все же отношение Харлова к периферии другое: это сожаление по уходящему прекрасному миру, который хочется удержать.

Будто по контрасту с этими работами Харлов пишет серию пейзажей, где усиливаются ощущения тревоги («Приказная изба», 1980), зловещих предчувствий («Снег в октябре», 1994), тоскливого одиночества и потерянности человека в заснеженных темных пространствах («Январь, 2000). Картина «Снег в октябре», прописанная в темном колорите, со слегка разреженным белым снегом и вороньем, слетевшимся к черной воде, ассоциируется с неким трагическим предзнаменованием. Тема периферии, начатая шестидесятниками, продолжилась в творчестве следующего поколения живописцев. Интерпретация несколько изменилась. От поэтизации реликвий уходящей России художники 1970-1980-х годов перешли к обозрению текущей жизни, показывая ее без исторических и ностальгических подтекстов, не как воспоминание, а как многоликую реальность.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены