13. Шаманов Борис Иванович Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Выставка "Культурный фронт" художника Е.А. Алексеева

В выставочном зале ЦДРА с 20 марта по 15 апреля 2024 г. проходит выставка живописи и графики "Культурный фронт" заслуженного художника РСФСР, художника студии военных художников имени М.Б. Грекова. Алексеева А.Е. (1934-2000 гг.).

В выставке участвуют картины из частного собрания АртПанорама:

"Красный уголок"  

"На целине "

"Улочка в Таллине" 

"По Садовому кольцу"  

"На станции"  

"Женский портрет" 

"На стройке"  

"Первое мая"  

"Боеприпасы" 

"Мать и дитя. Индонезия" 

"Ночные полёты"  

"Вертолёт на заставе" 

Приглашаем посетить выставку!

 

 

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 3)

>>

2. "Примарное искусство" нового времени

13. Шаманов Борис Иванович

К числу таких живописцев принадлежит Борис Иванович Шаманов (род. 1931). В его творчестве природа предстает как жизненная ценность и как красота, непременная категория искусства, все реже и реже встречаемая в полотнах художников. Художник воздает культ природе, примечательной не широкими панорамами, а такими милыми мелочами, как цветущий луг или делянка, усеянная полевыми цветами и травами. В картинах «Васильки. Зеленая рожь», «Утро. Букет васильков» (обе - 1973), «Фарфор и цветы» (1974), «Черемуха» (1976), «Тревожная ночь. Цветы» (1977) - этих натюрмортах в пейзаже - живописные фарфоровые и керамические кувшины с полевыми цветами подчеркивают красоту и задушевность зримого мира. Сопоставление двух прекрасных жанров вызывает в сознании представление о третьем прекрасном предмете - живописи. Шаманов выписывает каждый стебелек, восхищаясь живой пульсацией природы. В сочном зеленом цвете он усматривает множество оттенков, озвученных рефлексов, которые в совокупности рождают впечатление животворной силы цветущей природы.

Художник словно бы живет в мире искусства, каковым являются для него и природа, и прикладное творчество, словно слитые с природой во всеобъемлющем ощущении прекрасного. Шаманов обладает тонким и изящным вкусом. И это непременное для художника качество неуловимо роднит его если не с «Миром искусства», то с его окружением.

Шаманов поэтизирует природу, поет ей гимны, как в лирической картине «Свирель» (1980), возвращающей зрителя к мифологическим сюжетам в духе поэтических опер Чайковского и Римского-Корсакова. Фольклорный ракурс воззрения на природу приводит к трансформации жанра пейзажа, который превращается во внежанровую картину на тему пробуждения природы. Поэзия ее живой души становится предметом творчества художника.

В искусстве Шаманова есть определенные аналогии с «суровым стилем», когда художник пишет старые деревенские избы, как бы озвучивающие скорбь по уходящему. Черные избы оживляются человеческим присутствием в картинах «Портрет жены» (1964), Натюрморт с будильником», «Девочка в голубом платье» (обе - 1966), «Остывший самовар» (1967). Суровая действительность согрета в них художническим волнением, подтверждая мысль о том, что пейзаж всегда есть иносказание и у каждого художника - о чем-то своем.

В работах 1960-х годов («Натюрморт с будильником», 1966; «Портрет отца» 1969) просматривается стремление Шаманова строить форму плоскостями, ограняющими предмет, как в картинах Петрова-Водкина революционного времени. 1960-е годы - время новаций, и Шаманов тоже пробует себя и этом направлении. В его композиции вторгаются косые линии, пространство приближается к ближнему плану, предметы хаотично надвигаются друг на друга: стол - на забор и избу, самовар - на куст шиповника («Остывший самовар»). Изобразительная структура картины меняется. Художник использует натуру как мотив, расставляя ее произвольно и тем самым сочетая ее строгое изображение с фантазией. Но эта фантазия предметна, она не выходит за границы реальности. Отсюда вытекает, что понимание реализма как иллюзорного изображения предметного мира не является единственным. Шаманов, так поэтично воспевший красоту реальности, остался реалистом, сумев сохранить суть жизненных явлений.

Импрессионизм в России не сумел прожить полную жизнь и исчерпать свои возможности. В начале XIX века он был смят авангардом, в 1930-1950-х годах, объявленный формалистическим течением, практически был поставлен вне закона. Начиная с конца 1950-х годов, многие художники обращались к нему, пытаясь продолжить его живописные потенции, но не прямо наследуя его технику письма, а преобразуя ее согласно новому постимпрессионистическому языку, смешивая с экспрессионизмом или возвращаясь к пленэру.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены