Чернышев Николай Михайлович (1885-1973) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
Для своей экспозиции Художественная галерея «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 2)

>>

Бывшие «мирискусники» и их круг. Общество «4 искусства» и близкие ему художники.

Чернышев Николай Михайлович (1885-1973)

Николай Михайлович Чернышев (1885-1973) еще в 1922 году вошел в группу «Маковец». В ее декларации сообщалось: «Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного. Наше искусство выходит не из изобретательных фантазий, не из одного чувства формы, неизбежного для художника». Со всей очевидностью «Маковец», как и все русское искусство 1920-х годов, возвращался назад к прерванным традициям, к искусству, чье развитие было остановлено революционными годами, возвращалось к доавангардному периоду, к предметному творчеству.

Место Чернышева здесь было особое. С середины 1920-х годов и все 1930-е его увлекала тема раннего девичества, обаяние подросткового возраста, весна человека, как бы раскрытие почек, из которых появится юность («,,Дунканши“ на сцене», 1925; «Пионерка в шубке», 1926; «Белье полощут», «За городом», обе — 1928; «Раненый голубь», 1933, и др.). Появление названий картин со словом «пионерка» не должно смущать, ибо далекий от политики художник писал девочек-подростков, поэтизировал этот возраст. Это была его тема, продолжавшаяся всю жизнь. В изображении девочек-подростков много иносказаний и подтекстов. Чернышев улавливает трудновыразимую переходность состояний, слои времени, быстротечность жизни. Он остановил мгновение на лирично-хрупком подростковом возрасте, в котором увидел изящество и истонченность детского тела, пахнущего весной и исполненного надеждами, будто дух, заключенный в изменчивую материальность, пойман в короткое мгновение своего проявления. В картине «Модель на желтом» (1926) ощущается классичность «чистой формы», ассоциируемой с полотном Энгра «Источник». Такая перекличка времен закрепляет впечатление идеальности воплощения молодости и красоты. В определенном смысле Чернышев поставил свое творчество вне текущей жизни. Его взгляд обращен к вечным ценностям: красоте, юности, восхищению природой, искусством, в каждое время обретающим свою тональность. В такой позиции слышится реализация той части программы «Маковца», где говорится о вникании в тайную сущность природы, вслушивании в ее «безотчетные голоса» и перенесении их на холст. Но в декларации был акцентирован еще один тезис, имеющий прямое отношение к последующему творчеству Чернышева: «Искусство должно проникать в жизнь, придавая ей гармоничную и всеобъемлющую грацию». Именно грациозностью решения выделялись произведения художника, относились ли они к области пейзажа, жанра или портрета. Источник этой грациозности заключался в цветовой фактуре живописи, из легких и изящных отношений цветов, вызывающих впечатление свободы изъяснения в прозрачной пространственности композиции.

Его задумчиво-неподвижные пейзажи будто состоят из чувственных цветовых взвесей, ассоциирующихся с хрупким равновесием природных состояний. Работы «Храм Христа Спасителя от Москворецкого моста» (1925), «Ветер на Тимирязевском пруду» (1939), «На одном островке» (1940) полны эмоциональной туманности и тонкого переживания зыбкого состояния природы.

Основной проблемой искусства 1920-х годов все более и более становилось утверждение пролетарской идеологии, в связи с чем разгоралась борьба с художественными объединениями, не желающими отказываться от «буржуазной идеологии». Чернышев, несмотря на красные галстуки, мелькавшие в его картинах, причислялся к тем попутчикам, по определению Троцкого, которые, вероятно, должны были естественно отмереть. Но сроки отмирания или ассимиляции не были ясны.

Отношение Чернышева к авангарду явно носило отрицательный характер, поскольку он, подобно многим отрезвевшим от этого направления художникам, придерживался натурного письма, позволяющего ему ощущать предмет и среду, в которой обитает время, в реальных, конкретных значениях.

Однако Чернышев видел позитивный взнос «футуристов» в искусство: «Оно состоит из отдельных, разрозненных элементов, подвергающихся в наши дни наиболее интенсивной разработке: 

1) Проблема цвета; 2) композиция плоскостей и пятен (супрематисты и беспредметники); 3) исследование фактуры, игнорирующее даже цвет; 4) проблема формы (кубисты)…

...Может быть, этот процесс слияния разрозненных доселе элементов в одно гармоническое целое завершится не нашим, а будущими поколениями. Обновленное, мудрое, вернется оно к предмету, к светотени, к сюжету, создав новый, еще непредвиденный нами стиль, взращенный на славных традициях древности».

Эти соображения, высказанные Чернышевым в 1918- 1919 годах, во время разгула беспредметности и утраты изобразительности, оказались пророческими.

 

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2020все права защищены